Я — Максим Цепков приветствую Вас на своем сайте

Материал из MaksWiki
Версия от 08:02, 18 февраля 2016; MaksTsepkov (обсуждение | вклад)

Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

Я буду рад любым комментариям и обсуждениям. Авторизоваться для этого можно, регистрируясь на сайте или через OpenID.

При желании, вы можете размещать здесь свои материалы по тематике сайта. MaksWiki содержит 663 статей IT-тематики.

Обо мне

Моя основная работа — проектирование корпоративных и банковских систем. Я верю, что автоматизация — дает новые возможности развития, поэтому создавая автоматизированные системы мы открываем путь прогрессу и делаем мир лучше. Я делаю это, работая главным архитектором дирекции развития решений компании CUSTIS.

Я верю в эффективность командной работы, эффективность профессиональных сообществ. И я участвую в жизни ИТ-сообщества - через работу в программных комитетах конференций SECR AnalystDays и просто в коммуникациях на разных площадках.

А еще я люблю путешествовать, об этом и о других идеях вне профессиональной деятельности я пишу в своем ЖЖ.

Я в сети

http://www.facebook.com/mtsepkov

http://www.linkedin.com/in/mtsepkov

https://twitter.com/mtsepkov

http://www.slideshare.net/mtsepkov/

e_mail M.Tsepkov@custis.ru

maksiq@yandex.ru

ЖЖ http://maksiq.livejournal.com

Последний пост блога

DevRelConf, последняя конференция уходящего года. Деврелы в ИТ — это люди, которые отвечают за связь с рынком персонала и за связи сотрудников внутри компании, в отличие от маркетинга и пиара, который ориентирован на потребителей. С ростом дефицита рынка персонала эти задачи становятся все более актуальными, и даже часть ресурсов пиара переориентируют в этом направлении — об этом был доклад. Конференция ассоциирована с Онтико, но она открыта, а участие — бесплатно. Начиналась как камерные встречи на 50+ человек, но быстро росла, в прошлом году переполнила площадку Яндекса, оффлайн-места закончились до того, как опубликовали программу, а в этом году было 450 участников на площадке T-Space. Было два трека и полноразмерные доклады, и постоянное общение в зоне кофе. Многие приходят не за докладамИ, а чтобы повстречаться и обсудить актуальные темы, потому что на конференциях — некогда, там — работа. Но при этом все обсуждения открыты, формат зоны с высокими круглыми столиками способствует тому, что ты можешь присоединиться к любой группе, поучаствовать в интересной теме и вкинуть свою. Так что рекомендую тем, у кого работа связана с конференциями и сообществами внутри компании и публичными, я знаю, их много в моем блоге. Я был на конференции в третий раз, и вот мои прошлые отчеты: DevRel-2022 и DevRel-2023.

Если говорить о контенте этого года, то деврел — вырос. Уже не было докладов про то, как организовать, рассказы были про зрелую конструкцию с метриками и мониторингом. При этом техники аналогичны тем, что используются при работе с потребителями. Маркетинг и пиар тоже вносят свои практики. Из интересного — я услышал про Positive Hack Days, большое мероприятие в Лужниках на 137 тысяч участников, с хакатонами и выступлениями. Я не думал, что у нас в стране проходят столь масштабные мероприятия. А еще был интересный доклад Ирины Терентьевой про сопоставление devrel и краеведческого музея, она пришла оттуда.

А дальше обзор докладов.

Елизавета Колесникова из Яндекс. Метрики эффективности DevRel

В докладе была показана система метрик, которой пользуется Яндекс для оценки эффективности DevRel. Понятно, что Яндекс — большой, но принципиально структура метрик для небольшой компании — такая же: стратегия и тактика, здоровье и достижения. Так что можно делать свое по мотивам.

Основная сложность построения системы метрик — связать разнородные мероприятия в некоторую конструкцию, в которой их можно было бы сопоставлять между собой, чтобы делить ресурсы бюджета и трудозатрат между ними. Хотя реально, по-моему, делится внимание того. кто драйвит — это самый ограниченный ресурс. И вот его распределение далеко не всегда выполняется рационально, хотя постфактум наш мозг эти решения рационализирует. Но это уже отдельная тема.

Как конструировать набор метрик? Для начала: смотрим типы мероприятий (активаций) и в каждом вопрос — что измеримо, и как оно соотносится с целями деврел. Соседи — HR, пиар, тоже ведут метрики, но у них — другие цели и они ориентируются на другое.

Когда сделали такой набор, полезно взять паузу в недельку, чтобы отлежалось. А потом — структурировать.

  • делим на стратегию и тактику
  • какие логические связи можно сделать, например, построение технобренда и охват аудитории.

У Яндекса 5 типов активаций: внешнее, партнерство, спикерство, внутренние мероприятия. Статьи на хабре — отдельно, но вплетаются через охват аудитории. Для каждого типа — свой набор метрик, все это было на слайде — смотрите презентацию.

Стратегическое.

  • собственное исследование технолидерства, они оценивают Яндекс относительно других
  • Brand Health Track — здоровье бренда, и в него зашиты вопросы про devrel. Например, предлагают сравнить мероприятия, организованные разными компаниями
  • Спонтанное знание ивентов — насколько аудитория о них знает, насколько они конкурентные с другими, в том числе независимыми.
  • Атрибуция Яндекса в Кастомном отчете ЭКОПСИ по ИТ-брендам. Смотрят только свою аудиторию. И результаты там — более жесткие, чем в свои исследованиях.

Что важно для системы метрик?

  • Фиксировать сроки сбора данных и сравнивать сопоставимое.
  • Договориться о единицах измерений, NPS меряют и считают по-разному.
  • Где можно считать сами по первичке — считайте, а не агрегируйте данные партнеров, так как методики различаются.

А еще сделайте простой сбор данных. Например, роботом с расшифровкой — откуда взять. И думайте про сроки: если что-то решили брать из партнерского отчета — то когда он придет. Данные партнеров надо нормировать, у всех разные шкалы.

Отчеты должно быть удобно смотреть: аудитория, интересы разных лиц и так далее. У них сделан дашборд. он был в презе, но можно и в Excel.

Простой вариант метрик — когда вы согласовали стратегию и бюджет по мероприятиям, и дальше каждую группу мероприятий смотрите по своим метрикам. Есть следующий такт — когда доводим результаты мероприятия до экономических показателей, сопоставимых между разными мероприятиями.

Таких показателей два, и у обоих есть целевые значения.

  • cost per connect для лидогенерации, который считается по тем, кого рекрутеры взяли в работу, дальше — их ответственность, 1700 руб за контакт
  • cost per view для бренда, считают охваты, а не уникальные просмотры, потому что при размещении на многих площадках нельзя посчитать уникальность, и здесь 5800 руб за просмотр

Для тех мероприятий, которые работает на оба показателя, стоимость делят, и способ деления разный. Например, операционка пополам, мерч — бренд, реклама посещения — лидген.

Хочу заметить, что лидген по передачу рекрутерам потенциально порождает проблему, связанную с качеством лидов, которых приносят разные мероприятия: одни мероприятия могут приносить квалифицированные коннекты, которые более адекватны требованиям рекрутеров, но дороже, а другие — менее квалифицированные, хотя дешевле. Понятно, что это надо учитывать и совместно с рекрутерами над этим поработать, в том числе выводя на уровень метрик, иначе будет проблема с локальной оптимизацией. Это замечание — не только к данному докладу, тезис о том, что ответственность деврела заканчивается на передаче рекрутеру звучал во многих выступлениях.

У них на каждый ивент есть портрет участника: опыт работы, участие в сообществе и так далее, и исходя из этого — идет работа над мероприятием. Джуны фильтруются по графе «опыт работы», при этом у них хардовые доклады, не для джунов. То есть качество коннектов потенциально заложено в конструкцию мероприятия.

Share of voice — метрика, которая показывает, насколько широкий охват вас относительно конкурентов, она пришла с телевидения. Ее важно анализировать, потому как влияние разных мероприятий различается: где-то много, где-то мало, где-то незаметно. При этом не важно быть самыми громкими везде, надо ставить целевые позиции. И это влияет на распределения бюджеты.

При разговоре с бизнесом обычный вопрос: почему так дорого? Что лучше: 10 митапов или 1 конференция? И тут важна трассировка от целей. Для некоторых стеков достаточно сделать 2-3 митапа, чтобы тронуть аудиторию, а где-то нужен пиар. У них есть отдельный блок метрик для обоснования бюджета, о нем в докладе не было, там сложная система.

Воронка от деврела — в 10 раз уже и в 10 раз качественнее, чем без него. Они это умеют показывать. Но дальше — следующие вопросы: станет ли лучше, если потратим в 2 раза больше, или в 10? Они не знают. Надо мерить эластичность каналов, у каждого своя емкость, надо быть в точке эффективности. Пока это они мерить эластичность не умеют, но работают в эту сторону. В любом случаЕ, надо мерить в текущее, чтобы не вкладываться в переполненные каналы.

На какие KPI devrel коммитится?

  • На охваты и на контакты в маркетинговую и рекрутинг базы (это не деврел-база, они разные)
  • На знание аудиторией деврел-проектов
  • На привлекательность по некоторым атрибутам ЭКОПСИ, но не всем — не все подвластно деврелу.

Эффект считают не от мероприятия, а раз в квартал. И по мероприятиям — ставят целевые значения, не сравнивают разнородные метрики между собой.

Основная цель метрик — разговор с бизнесом. И как только бизнес начинает понимать и это видят — остальные смиряются, в том числе — отдают ресурсы разработчиков для участия в конференциях.

Подводя итоги. Выберите 1-2 стратегические и набор тактических метрик. Посчитайте эффективность, поищите точки оптимизации. Определите коммиты для бизнеса, включите в стратегию

Создавая систему метрик, они проведи большую работу, и поняли, что важно смотреть, а не просто заполнять. Если у вас метрики есть, но их не смотрят — разберитесь, а не пытайтесь собирать с самого начала. Потому как могут быть те же грабли.

Анатолий Панов из Яндекса. Для чего CTO нужен DevRel-отдел? Путеводитель по уровням зрелости компании

DevRel помогает с закрытием вакансий. И не только тем, что приносит контакты. Когда он работал в авито, была проблема: не хватало менеджеров, к ним не шли. Провели анализ, посмотрели несколько оферов, где кандидат выбрал другие предложения, и поняли, что задачи — не интересные. Поштурмили с деврелами, чем можно это компенсировать. Идея — привлекать хорошей командой, и они начали в эту строну работать. И такие проблемы с разными позициями возникают, деврелы помогают разбираться, понимая особенности.

Второе — внутренние коммуникации и внутренние сообщества. В кроссфункциональной команде каждый специалист один, их нужно объединять через сообщества, чтобы ушло одиночество и был обмен профессиональными знаниями, тут деврел напрямую влияет на бизнесе.

А если вы делаете продукты для ИТ, то деврелы организуют внешние сообщества разработчиков.

СТО может помочь деврелам с бюджетом и хедкаунтом. Еще с автоматизацией — отдельно часы выделить сложно, но в авито были хакатоны, и туда вписываали тему деврел, сделали много полезного. А еще помочь найти специализированных выступающие, когда хотим показать какую-то компетенцию — найти, кто может выступить и побудить. Еще CTO может рассказать, что есть ценного, и найти темы. Он всегда смотрит на результаты проектов под углом — можно ли рассказать где-то, если видит потенциал — говорит об этом, и разработчики часто подхватывают. И надо делать систему мотивации экспертов. За статьи и выступления — performance, ачивки. Если из ачивок можно сделать уникальный мерч, будет разрыв шаблона.

Надо смотреть в будущее: какая команда нужна через год, через 3-5 лет.

Когда достигли высокого уровня и есть очередь на выступленяи из инженеров — надо становиться партнером для бизнеса.

  • Более глубинные исследования рынка — заказывали исследования по мидл и high менеджерам в Авито
  • Яндекс — внутри компании по сути много конкретных компаний, они конкурируют за людей, а интересно — какая команда популярнее на рынке, во внешних исследованиях обычно идет Яндекс целиком
  • Про ценность и культуру — деврел может правильно транслировать. Но для этого ценности должны быть, и быть сформулированы, и тогда деврел может помочь понятно рассказать.

Дальше — CTO должен стать партнером, вовлекать в активности — обсуждение технической стратегии. И в идеале там место для людей — и там будет место для деврела.

Двухсторонний призыв. CTO — не эксперт в деврел, но может помочь. И в обратную сторону: devrel — не только митапы, он может многое.

Вопрос. Что делать, если нет понимающего CTO, если у него фокус — пилить фичи? Ответ: можно поискать кого-то под ним, и кто понимает. И кооперироваться с ним.

Про метрики. Для него точка эффекта — изменение причин отказов от оферов компании через изменение бренда — в большом и маленьком, надо вместе с HR.

Вопрос. По сути devrel делаем работу за HR. Или нет? Ответ. DevRel — маркетологи и пиарщики, немного HR-бренд. Но не все.

Вопрос. Что делать, если DevRel один и 10 CTO? Есть бенчмарк, что 300—500 разработчиков нужен один devrel, а их мало, и надо как-то работать. Ответ: обычная конструкция — работать с приоритетными направлениями.

Про удержание. Все внутренние меропритяие — один из фокусов. Даже если у тебя не слишком интересно — есть соседние команды, там тоже интересно. И на индексы удовлетворенности — тоже можно влиять.

Лера Митяева из Positive Technologies. Positive Hack Days — это по любви. Зачем мы делаем трек для разработчиков на киберфестивале

Positive Hack Days — киберфестиваль в Лужниках. Кибербезопасность. Мир хакеров, которые любят все поломать и мир безопасности — власти, госструктуры и так далее. Кажется, что миры не соприкасаются и плохо понимают. Они решили сделать фестиваль. Начиналось давно, в 2011—300 человек, в 2012—600. Дальше он рос, и в 2022 — 9500, в 2023 — 70 тысяч в Парке Горького, 2024—137 тысяч Лужниках. Хакеры взламывали реальную инфраструктуру города, и успешно, не одна не устояла.

Основная ориентация фестиваля — sales и маркетинг и пиар услуг positive по безопасности, и еще взаимодействие с государством.

А им важен найм, разработчики кибербез не знают и побаиваются. Непонятно, что под капотом, не понятно, будут ли интересные задачи, и культура — жесткая. И они решили увеличить число разработчиков на фестивале, увеличить качество общения с ними. Positive не очень хорошо знают. Но те, кто знают — они любят. Поэтому важно именно качество общения — чтобы узнали и полюбили. И для этого — сделали треки докладов и много другого. В 2018 начали появляться технические с доклады. Сейчас 4 дня технического трека в 2 шатрах на 900 человек. И вокруг — нетворк-активности, чтобы пообщаться — стенды, олимпиада по программированию, закрытая вечеринка.

Можно ли добиться другими путями того же результата? Онлайн — точно нет, надо личное участие. А на фестивале от positive есть вся компания, много треков, и это дает плюсы.

С кем делать? 80 чел. команда фестиваля. 300 орги внутри компании, 4 агентства. Техтрек делают два деврела. Многое делают контрагенты. Фестиваль стоит 1 млрд, из них HR-бренд 20 млн.

Ориентировались: число заявок, уровень докладов, заполненность залов. Чтобы разработчики поняли «это для меня тоже». Залы: 2 по 900, в среднем — 699 на докладе, на топовых — 800. Воскресенье — мертвый день. Залы получились слишком большие, но в Парке Горького было тесно, и они сделали 900 просто чтобы никто не мог сказать, что тесно. Будут делать меньше.

Результаты

  • Больше разработчиков приходят от года к году, и растет их доля среди участников
  • Бизнес-результаты — большие. +68 % заявок на пилот. Для разработчиков — 60к контактов.
  • На технотрек — отдельные билеты, платные. 5.5к билетов, 3.5к разработчиков пришли, с 2к пообщались, 300 человек на закрытой вечеринке для спикеров и членов сообщества.

Как делать, чтобы пошло хорошо

  • роли в ПК, проводить по процессы
  • делать планерки регулярными
  • программа
  • время на подготовку спикеров
  • топовых надо бронировать за год
  • люди идут на имена и доклады, надо публиковать за 3-4 месяца.
  • с цифрами кто-то дружит, кто-то нет. надо подумать, какие дадут ответ на вопрос, добились ли мы целей.

Что надо

  • укрепить ПК экспертами в рынка
  • четко прописать путь разработчика по фестивалю — экскурсии, которые влюбляют в компанию, вечеринки и нетворк

Базовая гигиена: безопасность, согласование с городом, чистота и туалеты, еда…

Стоит ли ввязываться? У них была цель завлечь разработчиков, это удалось. Сильно коллаборируются внутри себя. Не только команда деврела. И командой маркетинга тоже.

Приносит ли профит коллаборация к Moscow python? Приносит, им важно быть в сообществе. Метрики по найму показывают. Но это — не главное. Им нужен бренд у питонистов.

Есть партнерская программа и билеты. Но в целом — не окупаемо. 20-60 % от затрат.

Как боретесь с мнением, что PHD уже не тот? Ответ. Позитив давно был бутиковой компанией. И там было мало народа. Сейчас амбиция быть большим, на международном уровне. Мы выросли и это влияет.

Петр Покровский из Kaspersky. Что, если статьи/митапы/стенды не помогают?

Как и обещано в названии, это был рассказ о нестандартных способах привлечения внимания с конкретными кейсами. Почему это актуально? ИТ меняется. Брендов — стало намного больше. В 1.5 раза увеличилось число людей, которые пилят корпоративный контент. Падает вовлеченность, это видно по закладкам и лайкам. Стенды дорожают. Растет число ивентов: в 2021—100, в 2022 — 50, 2в 023—150, в 2024—450!

Выросла сложность бизнес-задач.

  • Найм в высококонкурентных стеках. Есть где на вакансию 7 кандидатов, а есть — где 1 кандидат на 2 вакансии
  • Нанимать надо много, до 100 позиций.
  • Нанимать ультра-сложную аудиторию, например, тестирование безопасности.

Что делать? Продолжать гигиенический минимум. Хабр — по-прежнему точка касания компании. И придумывать нестандартные форматы.

Как придумывать? Стандартный формат + легальный креатив = нестандартный формат. Легальный: вас не уволят, не оштрафуют, компанию не отменят, эксперты согласятся. Креатив: зависит от задачи и бюджета, и тут бывают дешевые идеи.

Что должен делать нестандартный формат?

  • Рассказывать о продуктах и проектах компании
  • Демонстрировать, что может быть полезно кандидату
  • Дико угарно и весело

Кейс 4: дарим мерч не кандидатам, а популярному ведущему. Был вечер выпускников online-школы, там ведущим был Светлаков. Они вписались в мероприятие и подарили ведущему тапки. 10к просмотров видео, 2.3 м просмотров гифки. В прямую оценить эффект просмотров нельзя, так как аудитория непонятна, но в offline тема продолжилась, к человеку, который ходил обращались по найму.

Кейс 3. Нарядите экспертов. Мы их наряжаем в мерч, они отказываются. Было мероприятие RunIT — все бегают, есть стенды, но они стоят дорого. А они собрали актив рекрутеров, сделали для них футболки, соединяющие бег и найм, и бежали медленно, всех вовлекали. Забег закончился — пошел второй круг. 30+ полезных знакомств, cost per lead 5к и заняло всего два часа.

Кейс 2. Верните детство. Мидори, ходилка — бродилка, Маскот рассказывает про решения ситуаций — везде где есть их продукт. Игра про умный город С++ разработчиков. Разработчики реально в нее играют, и 2 офера за первый месяц.

Кейс-1. Помогите построить карьеру. Дорожная карта развития C++, 500+ откликов, cpl 1000 руб, но два года и отклики еще идут, так что cpl уменьшается.

Про игру — сложно оценивать эффективность. Но, если это дешевле, чем стандартно делает рекрутмент — успех. И быстрее, у них средняя скорость 1-3 месяца, если игра сокращает этот срок до 1-4 недель — тоже повышение эффективности.

А еще возможен кумулятивный эффект: Мидори можно поменять шляпу и вопросы — и он пойдет нанимать ИБ. Важно, чтобы аудитории не пересекались.

Отмечу, что это — верный подход. Окупаемость и полную экономику считать сложно, а вот увидеть, на метриках улучшение по каким-то показателям — гораздо легче. И дальше можно просто экспертно оценить: стоят такие изменения вложенных денег, или нет.

Схема, как создать креатив.

  1. Боль аудитории
  2. Задача коммуникации — что говорим
  3. Ценность коммуникации
  4. Ключевое сообщение
  5. Креативная концепция.

Когда поможет: Небольшой бюджет, искушенный рынок, специфические продукты, tough-to-fill специаисты.

Темы маркетинга и деврелов — разные, маркетинг — про продукты компании, а деврел — про найм. Хотя конкретный ивент может работать на обе цели, но каждый смотрит на свое.

Зоя Австрийская из ВКонтакте. Кто важнее — деврел или пиар? Разговор двух взрослых людей

Это был рассказ пиара о том, как она включалась в сотрудничество с деврел. Потому что руководство поставило задачу: с наймом — большие проблемы, надо подключиться. Обычно пиар не замечает деврелов, потому что задачи кажутся слишком мелкими, он работает на других масштабах. И деврелы не идут к пиару. А тут получилось наладить сотрудничество.

У деврел была устоявшаяся коммуникация, а задача рассказать новой аудитории, инди-разработчики в стартапах, человек-амбиция. Да, будем делать. Для нее было неожиданно, что 89 % разработчиков считают, что занимаются творчеством.

Ее kpi — share of voice, инфоповоды, вышедшие публикации, охват коммуникаций. И сейчас она решила вписать nps разработчиков, но только в части коммуникаций.

Дальше были кейсы.

Грантовый конкурс «Код Петербурга», два месяца кодят и приносят, 15 м рублей — фонд. Что добавили? Позвали пиджаков — ДИТО Петербурга — и за ними пришли журналисты СМИ. Информацию упаковала в несколько инфоповодов: не только грантовый конкурс, но и новые сервисы для жителей, а это — в пиар-зоне, журналистам стало понятно как писать.

Не все деврел-инструменты можно переложить на пиар. Деврел общается на передовой. своим голосом. А пиар — коммуникация чужими голосами, ты не сам говоришь.

На платформе был сервис "печенька с предсказаниями, она быстро взлетела. MAU > 1 млн. И они придумали вовлекать печеньку в мероприятия. Автор, Семен рассказывал на мероприятиях про успех — а заодно про платформу. И вручал подарки — не от ВК, сам, это качало личный бренд, а ВК — косвенно.

Как работать вместе? PR показывает референсы — что может зайти. Они несли разработчикам, приносили идеи, планировали, вместе готовим контент, теперь распространяем.

Проект по мотивам «выжить в Дубае» — на Кавказе. Про интернет в горах, опоздание на экскурсиях и так далее. И в конце — сообщение для пользователей, хотя там платформа тоже. Разработчики делали продукт, и они не только хакатонили, а каждый день складывали в чат деврел. Деврел собирал, обогащал, правил — она продюссировала. Так и с новостью. Много публикаций и SMM-сериал.

Итого. 581 публикация, 85 м охват, +111 % медиаиндексов. И +48 % вовлеченность, +60 сервисов от джунов. И NPS увеличился — коммуникация стала прозрачней.

Вопрос. Что бы тебе не хватает, чтобы перейти в деврелы? Ответ: вы на передовой, я, даже когда сегментирую узко, работаю через СМИ, косвенно. При этом не отдаешь энергию, и у меня нет желания ее отдавать. А еще технических знаний не хватает. Пробовала на подкасте перевести разработчика на понятное, когда он говорит технически — не получается, а деврелы это могут. И аудитория деврелов — другая, они не инопланетяне, но сильно отличается от СМИ. В девреле совсем другого, не пиар. Нормально работать в параллели.

Ирина Терентьева из Cloud.ru. Что общего у DevRel и музейного дела

Это не про любые музеи, а про небольшие краеведческие. Их отличие — работа со сложными темами. Музеи — великие рассказчики историй, гони умеют скучные факты хорошо рассказать.

Фреймворк работы деврела: лучшие практики; сложившиеся форматы взаимодействия; проверенные партнеры — у нас все есть. Но в результате деврелы — все похожи. Если есть 10 девопс-митапов — как выбрать?

Как собирать и интерпретировать информацию? 90 % работы в музее — работа с источниками. Сидишь в библиотеке и ищешь новое.

И деврелы погружены в операционку — помещение, кеттеринг и так далее. А надо пробовать стать эксклюзивными знатоками бренда, технологий, людей.

Проверяйте источники. Любой источник должен быть подлинным и правильным, но может быть субъективным. Используйте разные источники: формальные и неформальные тексты, фото, видео, аудио, фольклор и мемы, материальная культура

Как стать хорошим рассказчиком?

  • Развивать навыки сторителлинга. Это не набор четких схем, в который можно впихнуть доклад.
  • Думать о человеке и быть методистом. Не можем угадать бэкграунд слушателя. Погружение в контекст. Читать, смотреть, слушать 0 сложно.
  • Учиться у сценаристов. Важно не то, что мы хотим сказать, а то, как зритель поймет. Нет универсальной структуры, гарантирующей успех.

Книга Говард, Мабли «Как работать над сценарием в Южной Калифорнии». Тема, конфликт, подтексты, загадка и саспенс, структурное единство, варианты развития сюжета… Книга про разницу европейского и американского подходов, европейский «я художник я так вижу», американский «подумайте о зрителе, вы для него — и вот есть приемчики». И сборка из шаблонов.

Применять не только в рассказе, но в визуальном материале. На слайде пример двух картинок с ошибками восприятия — музей и стенд. Музеи ищут новые пути донесения информации, были примеры разных вариантов, но тут важен визуальный ряд из презентации. Стенды на конференции — разнородны, и человек теряется. И остается только QR-код на телеграм-бота. Есть музейная усталость — люди устают от нового, а отдохнуть негде.

Интерактив и соучастие.

  • Интерактив — строгий CJM, непосредственная связь с предметом рассказа, чем больше погружается — тем лучше. В музее померить крестьянское платье важнее, чем посмотреть на экране.
  • Соучастие — фокус на зрителе, ему надо дать понятные рамки что ожидают: понятная коммуникация, обращение к личности и понятная цель — где и какой будет результат.

Великая проблема мерча. Зачем люди идут в сувенирную лавку? Мотивация получения мерча — желание стать своим: сопричастность к великому, локальной идентичности, принадлежность профессии или поколению, престижного потребления.

Логотипы. В них нет ничего плохого, если вы строите узнаваемость бренда. Коллаборация с нетрадиционными поставщиками — локальными брендами и художниками. Обязательная связь с брендом, особенно когда b2c.

Идея на будущее

  • Попробуйте стать куратором своего бренда
  • работайте с подлинниками
  • развивайте навык рассказа
  • планируйте цельный опыт взаимодействия

Ваша популярность — самый прочный kpi

Вопрос. Не является ли мерч производством мусора? Ответ. Да, проблема. Но есть мерч, который долгий — смотреть туда. А можно ли сделать цифровой мерч? Не знает.

Что важнее, развлекать или увлекать? Важнее — увлекать, иначе он уйдет — и все.

Антон Черноусов из Yandex Cloud. Эффективный нетворкинг для DevRel-специалистов, или Как глубока Кроличья нора

Рассказ о том, как экономить энергию и нетворкать грамотно. Потому что конец года — дотягиваешь на морально-волевых качествах. И многое делаем на автомате, что-то хорошо, а что-то просыпаем по дороге. И оно идет, хотя он как заяц загнанный. И он будет говорить именно о том, что можно неплохо делать на автомате.

Люди делают селфи, отправляют друг другу. Это механизм зафиксировать момент эмоции. Чем дурацкая — тем лучше. Неловкость тут сближает, создает дополнительный момент. И это — автомат.

Плюшевые игрушки на Highload. В течении года наблюдал, как обнимаются. Так реализуется один из базовых инстинктов — удаление тактильного голода, недостаток прикосновений. Гормоны, расслабления. Этот эффект эксплуатируем, обнимаемся со всеми.

Отложенные сообщения — высвобождение памяти и формирование списка задач, требует минимальных усилий. Можно себе отправить.

Как поддерживать контакты? Последний Highload 4200 — со всеми точно не успеешь. И даже те, кто в зоне интересов — спикеры, члены ПК, стендисты и так далее — их сотни, тоже не успеешь.

Нетворкинг — решение сложных жизненных задач с помощью круга друзей и знакомых. В чате конференции заявить, что буду готов пообщаться, заявить темы и способ контакта — это правильно.

Экономим.

  • Вместе едем на конференцию — самолет, сапсан, такси — это время.
  • Живем в одной гостинице — там, где остальные по-возможности. Тут рождается много коммуникаций.
  • Встречи с ПК, спикерские ужины, афтерпати, ретровстречи. Завтрак после Highload с Ромой Ивлиевым обсудили 2 листа идей, половина реализована. И важно, что это по горячим следам, а это возможно в общей локации.

Число Данбара. Предполагаемый когнитивный предел числа людей, с которыми можно поддерживать стабильные отношения. Появился FB, проанализировали там (вместе с Данбаром) — подтвердилось. Круги: близкие — 5, Сопереживающие 15-20, группа общения 45-50, активная сеть 150. Профессионально работаем с бубликом, во внутренний круг не пускаем, иначе из него будут уходить близкие — ресурс ограничен.

Пьер Бурдье. Есть небольшое количество стратегий, они не осознаются. Социальный капитал. Мы неосознанно пользуемся ресурсами бублика, с которой работаем. И чем эффективнее работаем — тем больше вопросиков можем порешать. Зависит от размера сети, которую может быстро мобилизовать для решения задачи.

Связи в бублике — ослабевают. Поэтому поддерживайте. Нельзя только брать, надо и давать. Социальный капитал — на стыке того, где можете быть полезны и интересны.

Дети, выходишь с ними гулять в песочнице играет группа — они в нее не идут: «я там не нужен». Можно превратить в нужного человека: «дочь, лови мяч» — включение в группу с уникальным ресурсом. Для взрослых тоже работает. Столярка, он приходит к людям, которые люди собирают табуретки, они заняты. Он пока ждал — сделал приспособление за полчаса — отпиливать под 45 градусов. И он навсегда включен в группу. Так и тут — контакт с ПК конференций через уникальный ресурс: Привести спикера, потренировать спикеров и так далее.

Включение в группу

  • Поддержание правил группы
  • Создание возможностей для сотрудничества
  • Предоставление уникального ресурса
  • Регулярное воспроизведение позитивного результата

Предвкушение нового года, у каждого — свой новогодний фильм. На хайлоад был стенд, который эксплуатировал новый год.

CEO. Была проблема — фронтендеры увольняются. Совет: отрасти волосы и начни ходить в черном. Как человек — не поменялся, такой же токсичный. Но форнтендеры перестали увольняться: он в этом образе переходит в архетип Снейпа, и фронтендеры терпят лишения чтобы стать сеньорами, как ученики в Гарри Поттере. Эффект перехода в архетипы. В русском фольклоре аналог Снейпа — Кощей Бессмертный. Змей, Кербер, похититель и повелитель царства мертвых.

Про спикеров. Кто выступил на сцене — он герой. И важно в этот момент правильно и точно разговаривать. Поздравляйте с выступлением, закрепляйте связь. И сразу — ориентируйте в будущее.

Не взяли доклад — нужно поработать, совместно переживаем. И тоже направить в будущее, например, что промах открывает новые двери.

Чтобы разбираться, есть книга Виктора Пономаренко «Практическая характерология». Я не читал, глянул — интересно, надо будет сопоставить с другими теориями.

Развивайте эмоциональный интеллект, прокачивайте привычки, чтобы работало автоматом. Читайте книги.

Что важно? Это доклад — для деврелов, про профессиональную работу. Чтобы экономить энергию, а снаружи выглядело нативно. И вы переходите в архетипический образ, не в корпоративного робота. А личное — за бортом, оно внутри.

Про лимит контактов. 1500 можно обегать за квартал, не напрягая себя. Дальше — автоматизация. Это тонкие контакты: знаем, можем быть полезны, не плотные как у Данбара. И контакты могут долго держаться, если, например, вместе работали.

Как не скатиться в то, что только отдаешь? Есть книжка "Сначала скажите «нет». Где работаете — есть много желающих выступить, но не со всеми можно работать, не у всех есть материал и так далее. И надо уметь отказывать. У вас мало ресурсов. Есть два потенциальных докладчика на Highload, один опытный и пройдет, а другой — начинающий — у вас задача попасть, и вы выбираете опытного, а второму — предложите альтернативу.

Про линкедин. Там профи-коммьюнити за рубежом, и если бы он был за рубежом — то линкедин. А тут — телеграм.

Блоги друзей

Алексей Пименов

Максим Дорофеев

Влад Балин

Сергей Мартыненко

Гриша Печенкин

Основные темы

Архитектура и проектирование

Преимущественно корпоративных и банковских систем, хотя часть статей касаются общих подходов.

Domain-Driven Design. Последние доклады

Все материалы по DDD

Диаграммы учета - фирменный способ CUSTIS представления учетных моделей. Наиболее полная статья Когда всем понятно.

Все материалы про диаграммы учета

Все материалы по архитектуре

Люди и команды

Хотя я руководил проектами, это не является моей ежедневной работой. Но общие подходы в этой области лежат в сфере моих интересов.

Спиральная динамика доклад на AgileDays, все материалы Категория:Спиральная динамика. Тема активно развивается.

Командные роли по Белбину, Типология Майерс-Бриггс.

Все материалы Категория:Люди и отдельная Категория:Управление знаниями

ИТ-сообщество

Участие в жизни ИТ-сообщества в виде публикаций пока проявляется преимущественно отчетами о конференциях - участие в ПК SECR и AnalystDays по большей части скрыто. Но это может измениться - сейчас сообщество развивается, и это интересно осмысливать. Во всяком случае, реплики по теме образования в ИТ появляются в блоге регулярно, правда больше тоже в отчетах о конференциях.

Мой блог

Ранее был на других сайтах — Блог Максима Цепкова - оглавление.


Весь блог...