Изменения

Перейти к: навигация, поиск
м
Нет описания правки
Есть специальная конструкция, чтобы в случае отказа датацентра retry шел в работающий. Она же дает возможность временно вывести датацентр для технологической работы, например, чтобы обновить брокер на Кафке — это потенциально опасная операция. А также ставить канареечные релизы: отключаем основной трафик, обновляем, отправляем туда сначала тестовый трафик, проверяем логику, потом пускаем нагрузку постепенно, следя за тем, как релиз держит нагрузку. И можно проводить нагрузочное тестирование на конкретных логических датацентрах — отправляем туда больше платежей, но сказывается это только на части. И можно масштабироваться за счет разворачивания новых датацентров.
 
== Встреча с Максутом Шадаевым ==
 
На #Highload была встреча с Шадаевым, на которой я не мог быть лично, поэтому посмотрел в записи и хочу поделиться впечатлениями. Встреча была в формате ответов на вопросы, и я не буду следовать ходу встречи, а выделю те тезисы, которые мне представляются важными. Вполне возможно, что у вас будут совсем другие приоритеты.
 
# '''Разговор был очень конструктивным и по существу'''. В теории органы управления примерно так и должны общаться с профессиональным сообществом, а на практике такая открытость встречается не часто. Но и не является уникальным исключением, в эту сторону есть сдвиги.
## Шадаев взял обязательство устроить встречу провайдеров интернета с Роскомнадзором, наверное, не в открытом формате, но чтобы было много компаний. Потому что был вопрос, что Роскомнадзор общается с 2-3 крупными, а до остальных решения доводятся, и не учитывают специфики небольшого масштаба.
## Youtube блокировка – доколе? '''Ответ'''. Я могу ответить как чиновник: надо выполнять законы. А как человек и министр считаю: чем больше сервисов – тем лучше, но при равных условиях. Youtube блокирует жестко, без объяснений, не ведет коммуникации – это ведет к блокировке. Хотя ситуация сложная, есть риски блокировки в AppStore, или блокировке Android, тут блокировками не ответишь…
# '''Образование в условиях, когда у всех учеников есть DeepSeek (или другой ИИ), и ИИ начинает широко применяться в компаниях'''. Я вынесу эту тему вперед – она важная. Пока задача решается '''тактически''', хотя понимают, что есть стратегическая составляющая.
## Сделали с Яндексом стажировки учителей информатики – это правильно. Я бы тут сказал, что лучше поздно, чем никогда. Потому что еще в 2014 году в Ульяновске эту задачу успешно решали на региональном уровне в кооперации ИТ-сообщества, ВУЗов и местных властей, я был на публичном обсуждении этих решений на стачке ([[#|отчет]]).
## Прямо на встрече договорились запустить работу, чтобы облегчить нормативное регулирование для привлечения ИТ-специалистов в качестве преподавателей. Сейчас бюрократический налог очень велик, как сформулировал Олег Бунин «я готов потратить два часа, чтобы прочитать лекцию, но не готов тратить еще шесть, чтобы ее оформить по правилам». Конечно, тут утрировано, есть еще время содержательной подготовки, но если ИТ-шник ведет корпоративное обучение, то там немного. Есть ВУЗы, которые тут помогают специалистом, у них отработаны формы – но так не везде. В каком-то виде этот трек будет.
## Министерство ставит вопрос перед ИТ-сообществом '''о подготовке ИТ-шников'''. Была большая работа по запуску программ, есть мнение, что сейчас разрыв между отраслью и ВУЗами сокращен и ВУЗы начали готовить студентов так, чтобы выпускника могли взять джуном (ну, министерство полагает, что ситуация – такая). Но ведь, '''говорят, что джуны больше не нужны будут, их заменит ИИ, нужны будут сразу сеньоры'''. И что делать? Продолжать программу, увеличивать ее, или сокращать? Мой тут ответ: '''надо обеспечивать гибкость подготовки'''. ИТ-отрасль устроена так, что программа подготовки должна меняться каждый год '''по площади'''. То есть каждое лето '''происходит сборка и тиражирование программ подготовки, на основе уже проведенных пилотов'''. ИТ-отрасль сама не знает, как она изменится с массовым приходом ИИ, но она будет адаптироваться, и если образование будет адаптироваться за ним, каждый год обновляя программу – будет ОК. Но систему надо выстроить.
## Реорганизация нужна не только высшему образованию, но и среднему. В принципе, нет проблемы научить школьника достаточно, чтобы он умел программировать. В период, когда всем стали нужны сайты, многие старшеклассники освоили и подрабатывали их созданием. Но общество в целом не готово, что школьники начнут неплохо зарабатывать с 14 лет. В любом случае, программу образования надо пересобирать с учетом ИИ: чему учить, какие результаты. И использовать тут современный продуктовый подход с трассировкой целей образования и получаемых компетенций до конкретного образовательного модуля, подобно тому, как ценность для целевых групп трассируется до фич продукта. Если за единицу взять тему – набор уроков, завершающихся контрольной, то среднее образование – 1-2 тысячи таких фич (10 лет на 10 предметов на 10 тем за год). Много, но обозримо, сопоставимо с большими продуктами. И высшее – тоже. А ИИ может помочь в востановлении существующей структуры, в которой много исторических наслоений.
# '''Стратегические цели министерства'''
## 80% ключевых процессов на российском софте
## Цифровая зрелость сопоставимо с междунароными аналогами
## Развитие отрасли, которое оценивают по доле отрасли в ВВП, за 5 лет его удвоили.
# В основном министерство работает '''на операционные, тактические задачи'''. Стратегические – понимаются, и там, где есть понятный шаг – он превращается в тактику и выполняется. К этому можно по-разному относиться. Например, полагать, что, следуя велениям времени, министерство выделяет MVP или набор приоритетных фич развития и его делает, и это – хорошо. Но вот любые ли задачи можно сделать таким образом – неясно. Особенно это касается задач, с которыми не слишком понятно что делать. Но, может, это разделение труда в государстве, когда правительство занимается только тактикой. Дальше несколько примеров таких задач.
## '''Обеспечить интернет на всем пространстве страны'''. Это спутники Бюро 1440, все технологии отработаны и испытаны уже на орбите, и предстоит запуск 276 спутников, которые обеспечат покрытие для России. Проект делает компания, а министерство помогает организационно, договаривается про ракеты и так далее. Что будет с проектом дальше – непонятно: есть мнение, что сделать реальную конкуренцию Маску в масштабах земного шара – очень дорого и потому не реально. И думать об этом будут, когда текущий этап будет закрыт.
## Национальный мессенджер '''Max'''. Его запускают, государству инициировать переход, это возложено на министерство, а люди – не хотят.
### Тему подробно не раскрывали, но мне понятно – почему не хотят, потому что еще один мессенджер – это не удобно, у людей сложилась инфраструктура коммуникации, и переход – накладные расходы. Люди, кстати, до сих пор активно пользуются WhatsApp, хотя, казалось бы, Телеграм удобнее. Интересно, проводил ли кто исследования – почему? А еще люди переписываются по всему миру, а не только с россиянами. Ну и с функционалом есть вопросы, но это мне кажется вторичным.
### А вообще мне интересно: сами чиновники на Max перешли? Когда в свое время блокировали телеграм, выяснилось, что в куче учреждений он включен в структуру операционной работы, были проблемы. А сейчас?
### А вообще телеграм в свое время породил феномен «телеграм-проектов» – люди координировали работу в мессенджере, и делали проекты, которые иначе сделаны бы не были. Но развития внутри мессенджера или интеграции телеграм с системами ведения проектов, таск-трекерами – не произошло, насколько я знаю. Может, для Max это – возможность? В китайском WeChat, говорят, есть enterprise-версия, которая закрывает не только ведение проектов, но и потребность в ERP-системе для не слишком больших компаний.
## Еще одна тема связана с переходом на отечественный софт. Сейчас многие компании продолжают эксплуатировать SAP, тем более, что он стал бесплатным, вендору платить не нужно. И это создает риски.
### Как это решить чисто экономически, министерство не понимает. Пока есть механизм со-финансирования: если есть заказчик на потенциально повторно-используемое решение, то министерство готово взять половину финансирования под условия будущего тиражирования (насколько оно работает – я не знаю).
### Явно не хватает продуктовых компаний. Есть 1С, Яндекс, Postgress. На рынке было множество интеграторов, внедрявших решения зарубежных вендоров, а надо создавать свои.
### Над регулированием облаков, чтобы не было проблем с безопасностью, министерство планирует работать. Закон об обезличенных датасетах приняли, теперь видно, что согласовать алгоритм – слабо реально, работают над этим. А создавать гос.облако – не готово, прецедент с Max показывает, что к государственным решением относятся очень плохо. И, я думаю, в подтексте был призыв к сотрудничеству в выработке регулирования, иначе придет гос.облако (могу ошибаться).
### На это был встречный вопрос из зала. Есть некий комитет (детали – не знаю), который решил, что национальной ERP будет 1С, и ничего другого не нужно. А есть компании, которые готовы создать альтернативные систему, и у них есть успешный прецедент по финансам для Дом.РФ. Ответ был двойной: конкретные проекты министерство готово поддержать через со-финансирование, если есть крупный заказчик, а про конкретный комитет – просьба подойти и рассказать детали, в чем проблема.
### Я тут отмечу, что тут проблема с размером рынка. Министерство не видит этой проблемы, есть мнение, что продавать наружу можно только то, что хорошо продается внутри, и сначала надо освоить внутренний рынок. А опыт развития отрасли говорит, что это неверно. Отечественный и глобальный рынок имеют принципиально разную емкость, и выбор рынка был в самом начале создания продукта. Miro, IDEA и ряд других продуктов создавали именно для глобального рынка – и оно взлетело. А сейчас для глобальных продуктов проще начинать не в России…
# Было довольно много вопросов по организации и регулированию. Часть – вполне конструктивны, и, в основном, связаны с тем, что решения принимаются в узком кругу без широкого обсуждения, как уже упоминавшийся кейс с обсуждением Роскомнадзора или с комитетом по ERP. А другие – из детской позиции: мы придумали или хотим крутую вещь, дайте нам для этого денег – так дети просят у родителей новый гаджет. Я прокомментирую несколько пунктов.
## ИИ очень дорого для небольших компаний, нельзя ли это как-то поддержать? Был понятный ответ: использование ИИ нужно для повышения производительности, и должно окупаться, поэтому основания для такого спонсирования – не понятны. И я тут согласен. Тем более, что знаю про многие кейсы дешевых проектов с использованием легких моделей, которые оказывались не хуже мощных для конкретных классов задач. Тут как с любым софтом: можно пробовать обеспечить быстродействие железом, а можно – тюнить софт. Но пилоты разработки субсилировать готовы на общих условиях.
## Датацентр в космосе. Давайте создадим, клево же, дайте нам денег. Может, и клево, но экономика пока непонятна.
## Все площадки открытых данных – за рубежом. Ученые готовы выкладывать данные для своих исследований, способствуя развитию исследований, но отечественной площадки нет. Ответ: мы готовы поддерживать инициативы, но не делать государственные площадки. Опыт с мессенджером Макс показывает, что индустрия должна делать сама.
 
{{wl-publish: 2025-11-09 12:09:56 +0300 | MaksTsepkov }}

Навигация