7158
правок
Изменения
Новая страница: « '''{{Red|Все цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.}}''' Предметом лекции был кейс инт…»
'''{{Red|Все цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.}}'''
Предметом лекции был кейс интенсивного развития городов в Европе в 1250—1400 годах. Это было время интенсивного развития, и если бы не чума, которая унесла треть населения Европы, капитализм мог бы возникнуть раньше. А основной единицей было феодальное поместье. При этом города, по мнению Петра, возникают не как поселения торговцев, а из смешанного населения самых разных профессий. Хотя понятно, что торговые пути оказывали свое влияние, также как и наличие местных ресурсов, например, руд.
= Краткое содержание =
С моей точки зрения, содержание укладывается в следующие тезисы.
* Крестьянин, занимаясь сельским хозяйством, работает в традиционной рамке, делая то, что принято.
* Крестьянский труд устроен таким образом, что он не может специализироваться и повышать мастерство, он должен заниматься сельским хозяйством, немного ремеслами и немного торговлей, если он выберет специализацию — то подвергнет семью риску голода, если в силу каких-то катаклизмов потребление этих товаров в его деревне схлопнется. И он может обходиться практически без денег, или использовать их в краткий период ярмарок, если он на них едет.
* Городская жизнь устроена принципиально иначе: ты должен иметь специализацию, делать что-то конкретное, а остальное — продукты питания, кров над головой — покупать. Зато при успехе в мастерстве производительность труда возрастает, доходы становятся много выше, чем в деревне, и ты на получаемые деньги можешь жить сильно лучше.
* Обеспечивает такой порядок вещей жизнь всеобщая монетизация: результаты труда надо продать продаются, остальное — купить.
* От человека в городе '''требуется самоопределение''': выбор специализации, обучение, он не может следовать традициям. '''Человек делает предметом предпринимательства самого себя''', траекторию своей жизни. Занятие позиции — ключевой момент.
* На переезд в город надо было решиться. Владельцы земли привлекали в создаваемые города льготными условиями, фиксацией налогов, но все равно, для переезда на какое-то время нужны деньги. И в любом случае, человек оказывался в ситуации предпринимательского выбора. И к этому далеко не все были готовы, но предприимчивых привлекала возможность освободиться: достаточно было прожить в городе год и один день, если за это время тебя не потребовал сеньор — ты свободен. Поэтому семьи крестьян отправляли отдельного человека, часто объявив в деревне умершими, могли помогать им продуктами первое время, а потом к ним ехали родственники.
* Цеховая организация — замена крестьянской общины, но не полная, она не связана родственными узами. Кроме того она отвечает за качество, и при этом еще может ограничивать объемы выпуска. Важная функция цеха — накопление профессиональных знаний, помимо индивидуальных знаний каждого мастера.
* '''Организация города''' — сложная, есть цеховые и другие структуры, есть городское управление из представителей этих структур — совет города и специализированные службы, например, по обороне, торговле, суд и так далее. То есть это — '''сложная структура сообществ, полуавтономных и договаривающихся друг с другом'''.
* Развивается городское право, фиксируя все эти сложные взаимоотношения и порядок их решения через городской суд, который тоже формировался внутри города. Поскольку взаимоотношения идут не между родственниками, то возникают разные конфликты, уголовные и гражданские, связанные с нарушением договоров или различной интерпретацией.
* При желании и при успехах в своем цеху человек мог участвовать в различных структурах, выбирать траекторию, и это требовало самоопределения, и не просто выбора — к нужной деятельности надо подготовиться и далее достигать успеха. Появляется личная история с удачами и неудачами.
* По мере роста заработка и статуса растет и потребление, возникает '''феномен демонстративного потребления''', показывающий высокий доход.
* Жизнь не является стабильной, ситуация изменяется. И важно не только направлять заработанные деньги на потребление, но и откладывать — используется функция тезаврирования денег. '''Сбережения дают свободу, возможность не вступать в СРТ на условиях, которые тебя не устраивают'''.
* Человек в городе — автономен. Но пока не получает персональную ответственность — в случае проблем, например, в другом городе жалобы пойдут в городскую общину. Петр называет это «еще не становится личностью», но это уже вопрос об определении слова «личность».
Из этих тезисов стоит выделить '''два основных'''. (1) '''Принципиально иной уровень самоопределения''', который требовал город по сравнению с жизнью в феодальном поместье, связанный со специализацией и монетизацией жизни. '''Человек делает предметом предпринимательства самого себя'''. (2) '''Сбережение денег как способ быть независимым, не вступать в СРТ на условиях, которые тебя не устраивают'''.
Рассказ шел на материале, с детальными пояснениями, и среди них были весьма интересные эпизоды, часть из них я дальше приведу. И в блоке ответов на вопросы тоже было много интересного.
Но для начала — важное замечание. В начале лекции Петр сказал, что история ценна не сама по себе, как рассказ о том, как было. Она ценна рассказом о том, что может повториться. А в этом смысле кейс роста городов — уникален, он происходил в конкретных исторических условиях, которые воспроизведены не будут. Это было явно сказано в ответах на вопросы. И именно таких городов вообще не было, города в России, например, развивались в иной логике, как большие поселения при заводах. Хотя отдельные сюжеты повторяются, и, например, рассматривая бурный рост Чикаго после гражданской войны в штатах можно увидеть интересные параллели. При этом рост Чикаго во многом аналогичен росту Москвы в конце 19 века, об этом есть книга с сопоставлением (автора не записал). То есть отдельные сюжеты — повторяются, но в других условиях, другой мозаике, и кейс в целом — уникален.
А теперь — интересные сюжеты.
= Интересные сюжеты =
Александр Корсак. О различии домашних занятий в Европе и России. В России в силу отсутствия городов и больших транспортных проблем такое сельхозсовмещение в России сохранялось до 2 половине 19 века, и даже до последней четверти. И пути развития — расходятся. А те, кто поднимался до некоторого минимального уровня специализации — их административная система забирала для гос.нужд, выдергивая из процесса.
В конце 13 века в Париже 250 цехов, 5000 мастеров, 3-10 подмастерье в каждой мастерской — примерно 30-40 тысяч человек. В начале 14 века Флоренция — 24 корпораций, из них 7 старших.
Города — инкубатор новых СРТ. Споры между цехами: этот цех может производить мечи, а ножи — другой цех. А где граница? Смена мест в городских советов, борьба за репрезентативное представительство по мере появления новых и изменения старых цехов. Идет конструирование условий входа и выхода.
Менгер разделяет два типа благ. Коллективные — которым все пользуют, например, река — надо поддерживать подходы. А есть союзные блага, когда частичные производители (гильдии) договариваются и создают коллективного субъекта, чтобы совместно сделать что-то необходимое всем.
Еще важны промежуточные практики. Голландия. Вдруг образуется новое политическое образование — после Варфоломеевской ночи. Голландцы договаривались с гугенотами, что зажмут испанцев в клещи, тех перерезали, голландцы отступают, остаются на территории 7 провинций и там остановились и соорганизовались. Почему соорганизовались? Потому что 200 лет до этого они делали польдеры, отвоевывали земли у болот и моря — был опыт соорганизации.
В этих процессах самоопределения важнейшую функцию играют деньги. Размер доходов в городах превышает уровень сельского хозяйства. И сразу монетизированные. И есть возможность купить у других. Перспективы и жизненные планы можно было ставить с опорой на денежные доходы. Предметом предпринимательского отношения становится сам индивидуум. Ключевая ставка — выбор позиции, на которую ставишь. Отказ от привычного, совмещение разных видов деятельности и занятий — это большой риск. При этом сложился набор культурных норм, поддерживающих инициативу и риск. Опыт самоопределения, личная история — удачная или неудачная. Процесс демонстративного потребления как свидетельства удачи.
Эмпирический индивидуум должен иметь возможность не включаться в СРТ на неустраивающих условиях. Для этого — тезаврация, сбережения. Первые банки говорят: у нас помещение, охрана, некоторых бандитов мы поняняли на охрану, мы обеспечим сохранность — депозитарий. Для хранения богатства — новая позиция в финансово-денежном модуле. Из нее вырастяют банки и старховые.
Это переплетено с налоговиками — откуп налогов. Дал деньги королю, под 25 % потому что высок риск, что кинут, при том что на рынке 7 %. И вместо процентов договариваешься про откуп соляного налога, чтобы отбить. А теперь надо сборщиков — потому что крестьяне не отдадут. Собирает больше, в 3 раза — плохо, но в 2 — можно. А теперь надо же хранить — и создает банк. Для своих денег. А потом — предлагает хранение как услугу.
Городское сообщество формирует две системы признания:
* (а) для продуктов труда, чтобы монетизировать и тезаврировать
* (б) за вклад в городскую организацию, совместную работу
Условия, в которых растет богатство — не вечны. И надо адаптироваться. Венеция — специализация в гарантирвоанной доставке. Появляются турки, захватывают пространство, и Венеция начинает схлопываться. Накопленные богатства и производства — продолжают работать. И куда-то инвестируют. Генуэзцы — обеспечивают для Византии торговлю с глобальным миром. Но в какой-то момент понимают, что там — все, переориентируются на Испанию.
Как только город в силу его положения — дороги, ресурсы — формируется естественное СРТ. Конкуренция с другими, кто делает тоже самое. Европа — маленькая, никто не пытается делать что не умеет. Есть ярмарки — стационарные и кочующие, ярмарочное право. Спрос на продукты и продажа наряду с продуктом качество, цеха контролирует качество и тем самым контролируют объем. Новые отрасли — редко. До появление морского транспорта и колониальной торговли.
В большинстве теорий рассуждение начинаются с автономных актором, которые имеют цели и рационально выбирающими средствами. Реально — не так. Эмпирический индивидуум — впаян в социум, следует ему. Включая случаи, когда целеполагание — часть нормы: они ставтя цели «как принято».
Веблен (1857—1929). Феномен демонстративного потребления правящего класса 1899. При этом он считал движущей силой праздное любопытство, свободное от получения прибыли. Я бы сказал, что тут не сходится: демонстративное потребление как раз лишает праздности — времени не остается.
Левые (социалисты) победили везде, об этом есть в цикле Петра государство и государственность. Есть две траектории. которые ведут к одному результату:
* В странах-лидерах поощряют инициативу, растет расслогнеие, они увеличивают налоги богатым, инициативные сворачиваются, а копиисты начинают догонять, теряются рынки и часть из предпринимателей говорят «вы налоги собрали — нам помогите»
* В догоняющих — с административной концентрации ресурсов, управленыцы, чтобы догнать, а когда догнали — эффективность падает, общество разрыхляется, лакуны частного предпринмиательства, идут к анархизму, внутри которой новое предпринимательство
Большую роль в монетизация экономики сыграли крестовые походы. Купить доспехи, сопровождение — денег нет, надо что-то продать, а продать нечего, закладывали земли и замки, дальше это появлялось на рынке недвижимости. Такой влкад в развитие капитализма от христианской церкви.
В других местах были великии деспотии и их административные центры. Греческие города-государства — демо-версия городов с высоким уровнем СРТ. Рядом с Афинами — серебраные рудники. А дальше — какая-то инновация, это шаг вперед. Страна Гардарика Глазычева — города Российской империи были на Украине и Белоруссии — потому как магденбургское право туда проникло. А дальше — нет, может потмоу что монголы города разорили. Самарканд — это Тамерлан, 200 лет раньше, но оно как-то сгинуло.
В России государства нет. Империя — это то ли недо-государство, то ли пост-государство. И имперские войны — это войны за модель. Империя либо складывается — центральная элита включает региональные, или распадается — и тогда осколки ищут свою форму. Кjulf в середине 19 века развилась правовая мысль, элита стала думать «Мы кто? Куда мы идем?». И они решили сделать конституционную монархию, но у них и не получилось, рвануло и раскололось. СССР — начал строить свою форму, не достроил, рухнул, развалился. Обломки начали строить свои государственные формы, разные. В России конституция 1993 года — протокол о намерениях. Тоже не получилось, идет по-другому.
В 4 промышленной революции точно будут разные инструменты. Их будут порождать разные группы с разными интересами. Так было в прошлые волны, так будет и сейчас. Какой войдет из новых инструментов войдет в пакет — неясно. И это будет выбор своевременного пригодного, не лучшего.
Комплиментарность и своевременность очень важна. Форд появился во-время — уже была готова металлургия и химия, потому взлетел.
Городские сообщества — они до национальных государств, запрос на национальные государства — последствие 30-летней войны, исходя из понимания, что никто не может взять функцию учреждения мира по разным причинам, ни старые сеньории наследственного вида, ни города, оставшиеся от средневековья, ни конфессиональные общины. И тогда придумывают фикцию юридико-техническую: наделяют некоторых сеньорий статусом недогосударств-эмитентов. А отсальных — поделили, и они не имеют права эмитента, и зависимы от кого-то. Они придумали новый институт, а встал он через 150 лет, и многие участники договоренности не смогли стать государствами. Бельгия стала государством только по итогам разгрома Наполеона. Вопрос прекращения войны решают элитные группы. Они находятся в сложных отношениях.
Есть интересная книга — Князь Лихтейнштейн «Государство 3 тысячелетия».
Надо отделять пафос гегелевскогой государственности от реальности и реальных госудраств. Есть много поучительных кейсов. Распад Османсокй империи. Собрание швейцарской конфедерации — объединение ради безопасности и учреждение властных институтов.
С Нидерландами — тоже интересно, там много раз пытались найти монарха, и при Оранском, и после. Потому что в головах ничего как формы монархии не было. Когда Оранского зарезали, Послали во Францию — а там рубилово, Генрих IV приходит к власти, не до того. В Англию — Елизавета бывшего любовника послала, графа Лестера. Он приехал — и во все тяжкие, голландцы собрались и отправили назад. И только когда все отказались, решили править сами. Начали писать конституцию. Убрали с монеток профиль сняли, стали свободными. Но там тоже все не гладко было. Своего избранного председателя генеральных штатов Яна (Йохана) де Витта — реально съели, чтобы ответственность некому было приписать.
Про торговле. Тот кто заниматся торговлей продает знание: кому продать товар, как сделать, чтобы при транспортировке не пропало. Торговые дома: с кем, когда, какие цены, как везти и хранить. У этих можно покупать, у этих — нельзя. Например, пришло известие: принято решение, что надо строить корабли — будет нужен лес. Но какова вероятность, что в этом году? Итальянские торговые дома — высокая специализация.
Для торговли производство важно, но пока оно не в фокусе. Только в 16 веке появились колонии, торговать можно, но нечем, и надо организовать производство. Начинается с колоний. Робинзон Крузо — это середина 17 века, человек с стал владельцем плантации, обнаружил, что работать некому, поехал за рабами, 28 лет на необитаемом острове. А потом вернулся — сосед ему вернул 100 фунтов с процентами и разбогател.
Когда сейчас говорят, что новая промышленная революция будет городской — вспоминает историю с итальянскими городами. В ходе −2 революции помешала чума, 100-летняя война и османская империя, а в ходе −1 — артиллерия, когда оказалось что старых средств безопасности недостаточно.
Старт промышленной революции — критический процент предпринимателей и из них — технологических. Где он сложится сейчас? Процент увеличивается. Голландцы ограничились 15 %, Англия — 20 %, Лондон был миллионником.
Еще надо решать вопрос безопасности. Основная причина, почему первая революция перешла из Голландии в Англию — Ла-Манш, снижение издержек на коллективную безопасность. А во второй — Штаты отделены океаном. Англия всегда играла в дистанцию — финансировала игроков, а сама была в стороне. И Штаты сейчас делают также. Где будет безопасная зона сейчас, как это будет обеспечено — неясно, мир уже глобален.
Голландцы вступили войну с Испанцами, которая была крупная империя, 80 лет воевали и оказались самой безопасной территорией. очему? Потому что построили линию безопасности, выстроили полосу, которая отделяла от остальной Европы, и за 30 лет и никто не мог преодолеть. А по всей Европе ходили 50-тысячные орды бандитов и все уничтожали, города рухнули. Это уникальное стечение обстоятельств.
Были места, где народа много, но не было пространства самоопределения. Кто-то передавил или еще что-то. Например, важен баланс торговых и ремесленных гильдий, пример Авиньон: король ввел еще одну ремесленную гильдию в совет, стало 5:4, и город начал расти, а до этого было 4:4, и так себе шло.
[[Категория:Лекции Щедровицкого про деньги]]
Предметом лекции был кейс интенсивного развития городов в Европе в 1250—1400 годах. Это было время интенсивного развития, и если бы не чума, которая унесла треть населения Европы, капитализм мог бы возникнуть раньше. А основной единицей было феодальное поместье. При этом города, по мнению Петра, возникают не как поселения торговцев, а из смешанного населения самых разных профессий. Хотя понятно, что торговые пути оказывали свое влияние, также как и наличие местных ресурсов, например, руд.
= Краткое содержание =
С моей точки зрения, содержание укладывается в следующие тезисы.
* Крестьянин, занимаясь сельским хозяйством, работает в традиционной рамке, делая то, что принято.
* Крестьянский труд устроен таким образом, что он не может специализироваться и повышать мастерство, он должен заниматься сельским хозяйством, немного ремеслами и немного торговлей, если он выберет специализацию — то подвергнет семью риску голода, если в силу каких-то катаклизмов потребление этих товаров в его деревне схлопнется. И он может обходиться практически без денег, или использовать их в краткий период ярмарок, если он на них едет.
* Городская жизнь устроена принципиально иначе: ты должен иметь специализацию, делать что-то конкретное, а остальное — продукты питания, кров над головой — покупать. Зато при успехе в мастерстве производительность труда возрастает, доходы становятся много выше, чем в деревне, и ты на получаемые деньги можешь жить сильно лучше.
* Обеспечивает такой порядок вещей жизнь всеобщая монетизация: результаты труда надо продать продаются, остальное — купить.
* От человека в городе '''требуется самоопределение''': выбор специализации, обучение, он не может следовать традициям. '''Человек делает предметом предпринимательства самого себя''', траекторию своей жизни. Занятие позиции — ключевой момент.
* На переезд в город надо было решиться. Владельцы земли привлекали в создаваемые города льготными условиями, фиксацией налогов, но все равно, для переезда на какое-то время нужны деньги. И в любом случае, человек оказывался в ситуации предпринимательского выбора. И к этому далеко не все были готовы, но предприимчивых привлекала возможность освободиться: достаточно было прожить в городе год и один день, если за это время тебя не потребовал сеньор — ты свободен. Поэтому семьи крестьян отправляли отдельного человека, часто объявив в деревне умершими, могли помогать им продуктами первое время, а потом к ним ехали родственники.
* Цеховая организация — замена крестьянской общины, но не полная, она не связана родственными узами. Кроме того она отвечает за качество, и при этом еще может ограничивать объемы выпуска. Важная функция цеха — накопление профессиональных знаний, помимо индивидуальных знаний каждого мастера.
* '''Организация города''' — сложная, есть цеховые и другие структуры, есть городское управление из представителей этих структур — совет города и специализированные службы, например, по обороне, торговле, суд и так далее. То есть это — '''сложная структура сообществ, полуавтономных и договаривающихся друг с другом'''.
* Развивается городское право, фиксируя все эти сложные взаимоотношения и порядок их решения через городской суд, который тоже формировался внутри города. Поскольку взаимоотношения идут не между родственниками, то возникают разные конфликты, уголовные и гражданские, связанные с нарушением договоров или различной интерпретацией.
* При желании и при успехах в своем цеху человек мог участвовать в различных структурах, выбирать траекторию, и это требовало самоопределения, и не просто выбора — к нужной деятельности надо подготовиться и далее достигать успеха. Появляется личная история с удачами и неудачами.
* По мере роста заработка и статуса растет и потребление, возникает '''феномен демонстративного потребления''', показывающий высокий доход.
* Жизнь не является стабильной, ситуация изменяется. И важно не только направлять заработанные деньги на потребление, но и откладывать — используется функция тезаврирования денег. '''Сбережения дают свободу, возможность не вступать в СРТ на условиях, которые тебя не устраивают'''.
* Человек в городе — автономен. Но пока не получает персональную ответственность — в случае проблем, например, в другом городе жалобы пойдут в городскую общину. Петр называет это «еще не становится личностью», но это уже вопрос об определении слова «личность».
Из этих тезисов стоит выделить '''два основных'''. (1) '''Принципиально иной уровень самоопределения''', который требовал город по сравнению с жизнью в феодальном поместье, связанный со специализацией и монетизацией жизни. '''Человек делает предметом предпринимательства самого себя'''. (2) '''Сбережение денег как способ быть независимым, не вступать в СРТ на условиях, которые тебя не устраивают'''.
Рассказ шел на материале, с детальными пояснениями, и среди них были весьма интересные эпизоды, часть из них я дальше приведу. И в блоке ответов на вопросы тоже было много интересного.
Но для начала — важное замечание. В начале лекции Петр сказал, что история ценна не сама по себе, как рассказ о том, как было. Она ценна рассказом о том, что может повториться. А в этом смысле кейс роста городов — уникален, он происходил в конкретных исторических условиях, которые воспроизведены не будут. Это было явно сказано в ответах на вопросы. И именно таких городов вообще не было, города в России, например, развивались в иной логике, как большие поселения при заводах. Хотя отдельные сюжеты повторяются, и, например, рассматривая бурный рост Чикаго после гражданской войны в штатах можно увидеть интересные параллели. При этом рост Чикаго во многом аналогичен росту Москвы в конце 19 века, об этом есть книга с сопоставлением (автора не записал). То есть отдельные сюжеты — повторяются, но в других условиях, другой мозаике, и кейс в целом — уникален.
А теперь — интересные сюжеты.
= Интересные сюжеты =
Александр Корсак. О различии домашних занятий в Европе и России. В России в силу отсутствия городов и больших транспортных проблем такое сельхозсовмещение в России сохранялось до 2 половине 19 века, и даже до последней четверти. И пути развития — расходятся. А те, кто поднимался до некоторого минимального уровня специализации — их административная система забирала для гос.нужд, выдергивая из процесса.
В конце 13 века в Париже 250 цехов, 5000 мастеров, 3-10 подмастерье в каждой мастерской — примерно 30-40 тысяч человек. В начале 14 века Флоренция — 24 корпораций, из них 7 старших.
Города — инкубатор новых СРТ. Споры между цехами: этот цех может производить мечи, а ножи — другой цех. А где граница? Смена мест в городских советов, борьба за репрезентативное представительство по мере появления новых и изменения старых цехов. Идет конструирование условий входа и выхода.
Менгер разделяет два типа благ. Коллективные — которым все пользуют, например, река — надо поддерживать подходы. А есть союзные блага, когда частичные производители (гильдии) договариваются и создают коллективного субъекта, чтобы совместно сделать что-то необходимое всем.
Еще важны промежуточные практики. Голландия. Вдруг образуется новое политическое образование — после Варфоломеевской ночи. Голландцы договаривались с гугенотами, что зажмут испанцев в клещи, тех перерезали, голландцы отступают, остаются на территории 7 провинций и там остановились и соорганизовались. Почему соорганизовались? Потому что 200 лет до этого они делали польдеры, отвоевывали земли у болот и моря — был опыт соорганизации.
В этих процессах самоопределения важнейшую функцию играют деньги. Размер доходов в городах превышает уровень сельского хозяйства. И сразу монетизированные. И есть возможность купить у других. Перспективы и жизненные планы можно было ставить с опорой на денежные доходы. Предметом предпринимательского отношения становится сам индивидуум. Ключевая ставка — выбор позиции, на которую ставишь. Отказ от привычного, совмещение разных видов деятельности и занятий — это большой риск. При этом сложился набор культурных норм, поддерживающих инициативу и риск. Опыт самоопределения, личная история — удачная или неудачная. Процесс демонстративного потребления как свидетельства удачи.
Эмпирический индивидуум должен иметь возможность не включаться в СРТ на неустраивающих условиях. Для этого — тезаврация, сбережения. Первые банки говорят: у нас помещение, охрана, некоторых бандитов мы поняняли на охрану, мы обеспечим сохранность — депозитарий. Для хранения богатства — новая позиция в финансово-денежном модуле. Из нее вырастяют банки и старховые.
Это переплетено с налоговиками — откуп налогов. Дал деньги королю, под 25 % потому что высок риск, что кинут, при том что на рынке 7 %. И вместо процентов договариваешься про откуп соляного налога, чтобы отбить. А теперь надо сборщиков — потому что крестьяне не отдадут. Собирает больше, в 3 раза — плохо, но в 2 — можно. А теперь надо же хранить — и создает банк. Для своих денег. А потом — предлагает хранение как услугу.
Городское сообщество формирует две системы признания:
* (а) для продуктов труда, чтобы монетизировать и тезаврировать
* (б) за вклад в городскую организацию, совместную работу
Условия, в которых растет богатство — не вечны. И надо адаптироваться. Венеция — специализация в гарантирвоанной доставке. Появляются турки, захватывают пространство, и Венеция начинает схлопываться. Накопленные богатства и производства — продолжают работать. И куда-то инвестируют. Генуэзцы — обеспечивают для Византии торговлю с глобальным миром. Но в какой-то момент понимают, что там — все, переориентируются на Испанию.
Как только город в силу его положения — дороги, ресурсы — формируется естественное СРТ. Конкуренция с другими, кто делает тоже самое. Европа — маленькая, никто не пытается делать что не умеет. Есть ярмарки — стационарные и кочующие, ярмарочное право. Спрос на продукты и продажа наряду с продуктом качество, цеха контролирует качество и тем самым контролируют объем. Новые отрасли — редко. До появление морского транспорта и колониальной торговли.
В большинстве теорий рассуждение начинаются с автономных актором, которые имеют цели и рационально выбирающими средствами. Реально — не так. Эмпирический индивидуум — впаян в социум, следует ему. Включая случаи, когда целеполагание — часть нормы: они ставтя цели «как принято».
Веблен (1857—1929). Феномен демонстративного потребления правящего класса 1899. При этом он считал движущей силой праздное любопытство, свободное от получения прибыли. Я бы сказал, что тут не сходится: демонстративное потребление как раз лишает праздности — времени не остается.
Левые (социалисты) победили везде, об этом есть в цикле Петра государство и государственность. Есть две траектории. которые ведут к одному результату:
* В странах-лидерах поощряют инициативу, растет расслогнеие, они увеличивают налоги богатым, инициативные сворачиваются, а копиисты начинают догонять, теряются рынки и часть из предпринимателей говорят «вы налоги собрали — нам помогите»
* В догоняющих — с административной концентрации ресурсов, управленыцы, чтобы догнать, а когда догнали — эффективность падает, общество разрыхляется, лакуны частного предпринмиательства, идут к анархизму, внутри которой новое предпринимательство
Большую роль в монетизация экономики сыграли крестовые походы. Купить доспехи, сопровождение — денег нет, надо что-то продать, а продать нечего, закладывали земли и замки, дальше это появлялось на рынке недвижимости. Такой влкад в развитие капитализма от христианской церкви.
В других местах были великии деспотии и их административные центры. Греческие города-государства — демо-версия городов с высоким уровнем СРТ. Рядом с Афинами — серебраные рудники. А дальше — какая-то инновация, это шаг вперед. Страна Гардарика Глазычева — города Российской империи были на Украине и Белоруссии — потому как магденбургское право туда проникло. А дальше — нет, может потмоу что монголы города разорили. Самарканд — это Тамерлан, 200 лет раньше, но оно как-то сгинуло.
В России государства нет. Империя — это то ли недо-государство, то ли пост-государство. И имперские войны — это войны за модель. Империя либо складывается — центральная элита включает региональные, или распадается — и тогда осколки ищут свою форму. Кjulf в середине 19 века развилась правовая мысль, элита стала думать «Мы кто? Куда мы идем?». И они решили сделать конституционную монархию, но у них и не получилось, рвануло и раскололось. СССР — начал строить свою форму, не достроил, рухнул, развалился. Обломки начали строить свои государственные формы, разные. В России конституция 1993 года — протокол о намерениях. Тоже не получилось, идет по-другому.
В 4 промышленной революции точно будут разные инструменты. Их будут порождать разные группы с разными интересами. Так было в прошлые волны, так будет и сейчас. Какой войдет из новых инструментов войдет в пакет — неясно. И это будет выбор своевременного пригодного, не лучшего.
Комплиментарность и своевременность очень важна. Форд появился во-время — уже была готова металлургия и химия, потому взлетел.
Городские сообщества — они до национальных государств, запрос на национальные государства — последствие 30-летней войны, исходя из понимания, что никто не может взять функцию учреждения мира по разным причинам, ни старые сеньории наследственного вида, ни города, оставшиеся от средневековья, ни конфессиональные общины. И тогда придумывают фикцию юридико-техническую: наделяют некоторых сеньорий статусом недогосударств-эмитентов. А отсальных — поделили, и они не имеют права эмитента, и зависимы от кого-то. Они придумали новый институт, а встал он через 150 лет, и многие участники договоренности не смогли стать государствами. Бельгия стала государством только по итогам разгрома Наполеона. Вопрос прекращения войны решают элитные группы. Они находятся в сложных отношениях.
Есть интересная книга — Князь Лихтейнштейн «Государство 3 тысячелетия».
Надо отделять пафос гегелевскогой государственности от реальности и реальных госудраств. Есть много поучительных кейсов. Распад Османсокй империи. Собрание швейцарской конфедерации — объединение ради безопасности и учреждение властных институтов.
С Нидерландами — тоже интересно, там много раз пытались найти монарха, и при Оранском, и после. Потому что в головах ничего как формы монархии не было. Когда Оранского зарезали, Послали во Францию — а там рубилово, Генрих IV приходит к власти, не до того. В Англию — Елизавета бывшего любовника послала, графа Лестера. Он приехал — и во все тяжкие, голландцы собрались и отправили назад. И только когда все отказались, решили править сами. Начали писать конституцию. Убрали с монеток профиль сняли, стали свободными. Но там тоже все не гладко было. Своего избранного председателя генеральных штатов Яна (Йохана) де Витта — реально съели, чтобы ответственность некому было приписать.
Про торговле. Тот кто заниматся торговлей продает знание: кому продать товар, как сделать, чтобы при транспортировке не пропало. Торговые дома: с кем, когда, какие цены, как везти и хранить. У этих можно покупать, у этих — нельзя. Например, пришло известие: принято решение, что надо строить корабли — будет нужен лес. Но какова вероятность, что в этом году? Итальянские торговые дома — высокая специализация.
Для торговли производство важно, но пока оно не в фокусе. Только в 16 веке появились колонии, торговать можно, но нечем, и надо организовать производство. Начинается с колоний. Робинзон Крузо — это середина 17 века, человек с стал владельцем плантации, обнаружил, что работать некому, поехал за рабами, 28 лет на необитаемом острове. А потом вернулся — сосед ему вернул 100 фунтов с процентами и разбогател.
Когда сейчас говорят, что новая промышленная революция будет городской — вспоминает историю с итальянскими городами. В ходе −2 революции помешала чума, 100-летняя война и османская империя, а в ходе −1 — артиллерия, когда оказалось что старых средств безопасности недостаточно.
Старт промышленной революции — критический процент предпринимателей и из них — технологических. Где он сложится сейчас? Процент увеличивается. Голландцы ограничились 15 %, Англия — 20 %, Лондон был миллионником.
Еще надо решать вопрос безопасности. Основная причина, почему первая революция перешла из Голландии в Англию — Ла-Манш, снижение издержек на коллективную безопасность. А во второй — Штаты отделены океаном. Англия всегда играла в дистанцию — финансировала игроков, а сама была в стороне. И Штаты сейчас делают также. Где будет безопасная зона сейчас, как это будет обеспечено — неясно, мир уже глобален.
Голландцы вступили войну с Испанцами, которая была крупная империя, 80 лет воевали и оказались самой безопасной территорией. очему? Потому что построили линию безопасности, выстроили полосу, которая отделяла от остальной Европы, и за 30 лет и никто не мог преодолеть. А по всей Европе ходили 50-тысячные орды бандитов и все уничтожали, города рухнули. Это уникальное стечение обстоятельств.
Были места, где народа много, но не было пространства самоопределения. Кто-то передавил или еще что-то. Например, важен баланс торговых и ремесленных гильдий, пример Авиньон: король ввел еще одну ремесленную гильдию в совет, стало 5:4, и город начал расти, а до этого было 4:4, и так себе шло.
[[Категория:Лекции Щедровицкого про деньги]]