Изменения

Перейти к: навигация, поиск
м
Нет описания правки
= Об онтологиях =
Вопросы, которые были вечером предыдущего дня, включая мои, напомнили Петру истоиюисторию. Георгий Петрович читал лекцию в Институте нефти и газа, на первом ряду сидел человек, задал первый вопрос, потом второй, третий. И потом ГП наклонился над ним: «я не понимаю, как вы там думаете?»
А еще они дали гипотезу, что некоторые ничего не поняли про онтологию. Поэтому первая часть лекции была об этом.
Метафизика и физика до 15 века обсуждалась в теологической рамке. И все было хорошо, пока не появились протестанты. Они, не подвергая сомнению теологическую рамку существования Бога, критиковали вторичные принципы — и постепенно все сдали. И в Европе пошли метафизические дискуссии. И это стало рушить здание метафизике: если есть две точки зрения на картину мира, то он же н может использовать быть устроен так по-разному. И тогда решили поменять название: вместо мета-физики, назвать онтология: то есть это описание бытия как он устроен на самом деле, но мы понимаем, что это — наша, а не божественная конструкция.
Несколько позднее начинает формироваться новая картина мира — праксеологическая. Естественно-научная картина мира описывает не природу, она описывает то, как человек исследует природу и фиксирует результаты в виде онтологий. Есть еще треться третья картина мира — космологическая, греки жили в ней, и сейчас движемся к возвращению космологической картине мира как объемлющей. Ключевые разработки — в астрофизике.
Для Петра рамка — праксеологическая картина мира: история человечества, конструирование картины мира. Про это не было вопросов.
Базовый тезис. До какого-то момента процессы хозяйствования описывались феноменально, никакой метафизической и онтологической базы не было. Это — территориальное представление и было онтикой. Онтика — это ограниченная онтология, выведенная из феноменов. Ребенок: огонь в камине — жжет, дальше он как-то обобщает, формируется набор онтических представлений, и тогда он еще не знает про процесс горения и так далее. И во многих случаях будет кентавр из теоретического знания и практические представления онтики. Переход от феноменальной картины к научной — только в головах педагога, да и у них научной картины нет, там каша.
То, что было вчера в вопросах — это выкладывание такой своей онтики без особого внимания к представленной онтологии. Я лично хочу заметить, что у меня, все-таки, внимание к представленной онтологии — было, просто для того, чтобы она не осталась у меня в воздухе как чисто теоретическое знание, ее надо было сопрячь с моими представлениями, онтиками. И вопросы были нацелены именно на это. Вопрос, есть ли у меня онтология или отдельные онтики в моей модели мира не слишком важен, потому что у меня, в частности, в онтиках лежит модель флешек Бориса Марковича Островского, говорящего, что картина мира состоит из различных моделей, флешек, онтик, каким-то образом связанных между собой. И знания в культуре тоже состоят из флешек, их мы получаем, а провязываем, в значительной мере самостоятельно. У меня, кстати, есть список [[Схемы, в которых я мыслю|моих флешек]]. Мой уровень провязки меня в целом устраивает, там много чего интегрировано, а может ли он называться онтологией — не сильно важно.
Возвращаясь к лекции.
Эта ситуация порождает несколько попыток построить онтологию взамен онтики. Описать, какие процессы происходят, какие причинно-следственные связи. Попыток три.
1. Разделение труда. Это еще не онтология, это не то СРТ, о котором говорит Петр. Это онтика. Технология описывается феноменально, через кейсы, но без принципов, как это разделение делать. Делают методом тыка, успешные кейсы описываются и накапливаются, межотраслевой перенос затруднен, знания накапличаются накапливаются в группах и отраслях. Попытка — неудачная, они дальше вплоть до Мизеса проговаривают, как это важно, но без практики.
Тюрго: практик, развил один из регионов Франции, стал министром, пришел к Людовику 16: мы катимся в пропасть, хочу принять пакет реформ. Его послали, пришла французская революция, богатейший двор — в руинах. ИнтерсноИнтересно, что книга по истории Карла I? которого казнили, была настольной у Людовика 16. Революция ради свободы — а пришел Наполеон, непонятно что делать, по Франции банды, он решил направить их наружу, война по всей европеЕвропе, сколько погибло — неизвестно, хорошо что тогда армии преимущественно между собой, хотя в Испании уже гражданская война.
2. Социология. Европейские интеллектуалы: а что произошло? И Огюст Конт пишет работу: Проспект научных работ, необходимых для реорганизации общества. Но для этого нужна онтология, а ее нет. И начинается вторая попытка, она до сих пор — социология. Они пришли к разделению труда, но не из технологий, а в поиске причин социальных наук.
3. Маржинализм. И вот — маржиналисткая революция. Менгер. Не просто неудовлетворенность психофизиологического толка. Надо понимать связь между неудовлетворенностью и предметом, которым можно снять — тогда потребность. И еще правовые условия для использования, и еще чтобы предмет был с качеством — это вчера было, сейчас повторено.
Менгер пишет про целиЭта революция стоит на том, потому что мышлениепредставления людей о благе - индивидуальны. Позднее экономисты отказались от этого, функциональная структура действиявведя абстрактный объект рационально мыслящего индивидуума, где есть цели, целеосмысленное действие как основакоторый делает выбор исключительно из соображений выгоды и построили на этом разные математические модели. А потом спрашиваем: какие должны быть цели? НормальноПетр это не рассказывал, когда нет целейно отметил, что в приложении к презентации есть разбор связанных с таким подходом проблем. Есть цели — не нормальноЯ тут отмечу, потому что цели — тоэто - известная проблема, Канеманом и другими было показано, что прошло горнило проблемтизациимотивация человека преимущественно не рациональна, но поскольку экономистам очень не хочется пересобирать свою науку, они заявили, что и дальше будут изучать своих сферических коней в вакууме, и называть именно это наукой.
Понять эти попытки построения онтологии вне онтологии мыследеятельности — невозможно. Ретроспективное осмысление — из объемлющей онтологии. Иначе оно забывается. Экономика забыло Менгер пишет про разделение трудацели, потому что мышление, функциональная структура действия, где есть цели, целеосмысленое действие как основа. Социология забыла про Вебера, пока ПарсонА потом спрашиваем: какие должны быть цели?Нормально, открывая деятельностный подход, когда нет целей. Есть цели — не обнаружилнормально, потому что про деятельность много написаноцели — то, и не перевелчто прошло горнило проблематизации.
Понять эти попытки построения онтологии вне онтологии мыследеятельности — невозможно. Ретроспективное осмысление — из объемлющей онтологии. Иначе оно забывается. Экономика забыло про разделение труда. Социология забыла про Вебера, пока Парсонс, разрабатывая деятельностный подход, не обнаружил, что про деятельность много написано, и не перевел Вебера на английский. Почему теологические модели обогнали космологические? Потому что проще. В телогии теологии пишем: поскольку мир создал Бог, то он разумный и можно попробовать гео понять. А если мир из хаоса — то что там поймешь? Поэтому исследовательская программа 17-19 века захлебнулась в начале 20, потому что все больше мыслителей перестали верить в Бога, а значит мы в хаосе, ничго ничего не построишь, пошла серия проблематизирующих работ. И большое число мыслителей утверждают, что онтология невозможна, нельзя описать хаос.
Системный подход, который был в первой лекции — это ортогональное движение, но выход в СРТ — это процесс, и там мы имеем выход в системный подход 1.5.
При чтении книг надо понимать, что все работы — в контексте. Люди откликались на общественно-политичесую политическую ситуацию, на текущие дискуссии. И чтобы их понять — надо понимать контекст, и вычленять суть из ситуативных тезисов. Поэтому когда Петр говорит б авторе, он всегда называет год, страну, а иногда — и подробнее обрисоывает обрисовывает ситуацию, в которой автор это писал.
= Схема Мыследеятельности =
1954 — программа исследования мышления. Потом от мышления отличается рефлексия, потом еще понимание. Потом из речевого поведения выделяется коммуникация, коммуникативные действия. Разделяется коммуникативное действие и мышледействиемыследействие. Программа исследований усложняет картину интеллектуальных процессов. Формируется версия системного подхода, ставится вопрос про технологизацию, выделяются режимы интеллектуальной работой, затем формируется платформа ОДИ и начинается практика ОДИ как машин мыследействия.
В ходе этой работы был разработан ряд схем. Они связан по содержанию, центром является схема мыследеятельности.
 
[[Файл:Школа Щедровицкого в Бодруме. Схема мыследеятельности.jpg|right|500px]]
Схема мыследеятельности: интерсубъективна — две позиции, и каждая — полный стек, мыслительный верх, коммуникативный центр и деятельностный низ. И она есть основа любого социума, три части. Если один из слоев отрезаешь — деградация. У Зиновьева «Коммунизм как реальность» — описано общество без мышления.
Для осуществления совместной деятельности — нужна коммуникация. Для этого — языки. Мыслекоммуникация.
Мыслительные представления формируются за счет специальной работы мышления. Когда говорим «Верховский» — все понимают, есть имя и есть субъект. А когда говорим «государство» — все представляют разное, и надо сначала договориться, что такое — государство. Иначе фигня получится. Идеальное надо нарисовать. Мышление обеспечиват обеспечивает понимание коннотатами, они же референты, они же модели.
Мы рисуем объект на доске и опказываемпоказываем, о чем каждый говорит, разбираемся, где там разное.
Мыслительные представления формируются исторически, передаются из поколения в поколение и обеспечивают экономию затрат на коммуникацию и совместную деятельность.
Метод Петра. Придумывает гипотезу и начинает читать. Известных, второй эшелон, третий. И бывает, что гипотезу проблематизируют. А часто видит: этот пишет то же, что я, но в другом контексте. Работает быстро, за год 50+ книг и пишет 400 страниц своего текста. Подмораживает, кладет, должен вылежаться. История мышления — реденькая, мыслителей — мало, более -менее проделана работа по пониманию, не по всем авторам. И ты реконструируешь в процессе построения своего.
Должны ли быть цели и действия. Есть спор. Есть люди, которые говорят, что должно быть большое количество попыток с мышлением, была рефлексия. Если ты хочешь поэкспериментировать с разделением труда, то делаем разделения, не делаем план, проверяем одну причинно-следственную связь, нельзя, чтобы одновременно действовали. Дальше надо выстояться — работник не может быть непрерывно в эксперименте. За два года 5-7 гипотез, тогда понял в чем причина и меняешь. Объяснить советским директорам невозможно. А есть конструкция, что мало мышления, много действия. И когда много мышления и мло мало действия. Я: это дихотомия ежей и лисиц.
Чистое мышление: пустой лист, очищение сознание, интуитивное полагание. А последние 500 лет вместо чистого мышления пошли более сложные формы мышления — конструирование, проектирование, исследование, программирование. И, собстеннособственно, способы мышления накапливаются со сменой промышленных революций, все остальное — орудия, способы производства — меняется.
= Целеустремленная деятельность — замысел и реализация =
* И за счет знаний оно может быть обеспечено средствами, которые приведут к цели.
И это — конструкция, которую индивиддум индивидуум должен надеть на себя.
Воспроизводство деятельности — через схему трансляции в культуре.
Люди рождаются и умирают со своим опытом. Если не проделана специальная работа по объективации опыта в культуре. Любое морфологическое образование — временно. Как поддерживать сохранение структуры, если все течет и есть катастрофы. Процесс воспроизводства — базовый процесс любой социальной общности. Чтобы процесс, описанный в культуре мог быть воспроизведен в новой ситуации, должен появитсья появиться индивидуум, способный войти в позицию, так чтобы его способности соответствовали требвоаниям требованиям позициям. И вот тут часты нарушения, человек — самый неуслойчивый неустойчивый элемент. Для этого создается другая деятельность, в частности педагогическая. Иначе индивид ведет неподобающе.
Весь вопрос в том, как люди входят в позицию и выходят из нее. В какой степени люди достигают синергии между мотивами и целями. Институциональная структура маршрутизирует индивидуума по этим местам. Раделяет привилигированныеРазделяет привилегированные, к которым надо подготовиться и определяет как именно. И этого не понимают австрийцы. У них в онтологической картине индивидуумы, и у них — цели.
Способность включаться в нормативно заданные процессы — не возникает с бухты-барахты, не присуща человеку с рождения. Способность запоминания — базовая есть. А вот память как высокорганизванная высокорганизованная способность запоминания или внимание — формируется тренировкой. А рефлексия — рефлексия — она следующий слой, на связках.
Способность к продуктивному действию формируется в цикле жизни человека. Частично в ходе тренировке, а частично за счет вхождения в конкретные ситуации и выхода из них. И оно прорастает в ходе коллективной мыследеятельности.
Это было нарисовано поверх схемы мыследеятельности, но размещение в целом понятно, я не буду приводить.
Меню способов мыследеятельности человек осваивает на ранних стадиях своего взросления, иногда и позднее, и там есть противоречащие нормы. Человек часто попадает в ситуацию конфликта норм, и это — продуктвинопродуктивно, надо выбирать. Дети быстро умнеют в конфликтах.
Пространство замысла — это планирование. Пространство реализации, она всегда отклоняется от плана. И отклонения фиксируются в рефлексии — если она сформирована. Рефлексия — способность перестроить замысел. В том числе вернуться к нормам, сменить используемую.
Нельзя начинать онтологическую работу с постулирвоания постулирования способности к индивидуализированному целенаправленному действию. Они прорастают, они у всех разные.
У рефлексии есть психофизиологические основы. Важнейшая способность — запоминание, в том числе себя в прошлых ситуациях. Потому что надо вспомнить как было. Прошел игровой сюжет — что там было, кто говорил между собой, кто когда вышел из зала — память. И внимание.
Процесс действования разворачивается во времени. Замысливание, реализация. Это ключевая проблема философской мысли.
Хайдегер: в правильно понятом феномене времени — центральная пробематика тонтологиипроблематика онтологии
Кассирер: историей обладает только тот, кто желает и действует, выходит в будущее и определяет своей волей. Ему требуется ясность и уверенность чтобы представить образ будущего и направить к нему деяния.
100 лет назад Френк Фрэнк Найт вводит в модель действия фактор времени. Будущее отличается от прошлого. Действия в условиях неопределенности, субъективное ограничение — ограниченность знаний.
* У акторов — разный образ будущего.
* Люди реагируют не на стимул, а на образ будущего.
* Полученные свдения сведения зависают, не превращаются в практические знания.
* Никакое знание не будет точно соответствовать новой ситуации.
* Люди никогда не обладают знанием последствий, никогда не постигают настоящее как есть, тем более в целостности, никогда не осуществляют точно что задумано — это и есть неопределенность.
Как схематизировать время? Августин формулирвоал формулировал ускользая время, Спиноза выдвинул предположение, что временность — исключительно в воображении.
Ханна Арендт. Прошлое — нечто лежащее позади, будущее — приближающеся приближающееся спереди, и тут — поле битвы настоящего, индивидуум в нем бьется с прошлым и будущим. Это борьба дилнной длинной в жизнь, против нетленного груза прошлого, ведущая в будущее. Для зрителя время проходит как последовательность событий. [[Файл:Школа Щедровицкого в Бодруме. Схема шага развития.jpg|right|400px]]
Схема шага развития. Настоящее — над Прошлым и Будущем, пространство проектирования с виртуальной длительностью. И внутри этого пространства как раз происходит замысливание и разработка проекта — а там внизу день сурка.
 
{{----}}
= Взаимодействие акторов и роль денег =
Два актора, каждый имеет свою схемы шага развития, с разным будущим — и они встречаются [[Файл:Школа Щедровицкого в коммуникацииБодруме. А Деньги как они могут встретитсья, если у них разные образы будущего? И разные специализации — мест свтречи тем меньше, чем более глубокое разделение труда. Встречаются с теми, с кем работают в проекте вместе, там общее будущее. И вот здесь появляется роль денег для синхронизации процессовспособ коммуникации.jpg|right|400px]]
Два актора, каждый имеет свою схемы шага развития, с разным будущим — и они встречаются в коммуникации. А как они могут встретиться, если у них разные образы будущего? И разные специализации — мест встречи тем меньше, чем более глубокое разделение труда. Встречаются с теми, с кем работают в проекте вместе, там общее будущее. И вот здесь появляется роль денег для синхронизации процессов. Акт обмена благами, с которого начинают экономисты товарную теорию скрывает конструкцию: каждый из акторов готов отказатсья отказаться взамен другого, потому что в его картине получаемое благо — больше чем отдаваемого. То есть мы меняем свое прошлое на свое ожидаемое будущего.
Деньги обеспечивают возможность обмена для акторов, которые включены в самые разные пространства с разными образами будущего.
Метафора игры в 15 за доской. Каждый упорядочивает по-своему, и воспринимая движения другого либо как естественный ход событий, либо как мешающие действия другого. И нам надо увидеть его целенаправленные действия, а потом как-то согласовать, а не действовать вразнобой.
Деньги — особая семиотическая знаково-знаниевая система для соорганизации коллективной мыследеятельности для множества акторов с разными обазами образами будущего и горизонтами планирования.
Менгер понимал эту проблему. Обмен бартером — редкий, потому что вопрос встречи людей, когда у одного есть товар (благо) для другого, а у того — для первого. А еще — множественные обмены, сложные цепочки и так далее.
Зиммель видит проблему — а какова мера, почему она одинакова?
Кейнс. Деньги — хитроумный сопосб способ связи между настоящим и будущим. Он — необходим. Даже уничтожив золото, серебро, платежные средства — будет нужна замена.
Итого. Деньги — суть семиотическая система, подобная языку или чертежу. Язык позволяет понимать друг друга, позволяет сказать что-то неповторимое. Аналогичные фкнуции функции выполняет для ряда взаимодействий чертеж — для зданий, городских ландшафтов, станков и так далее. Деньги задают язык для участников экономического взаимодействия, процедуры изменрения измерения и язык выражения, договариваться.
А еще деньги позволяют осуществлять предпринимательское, творческое действия, выстраивать свои стратегии действия…
Как только деньги — семиотическая система
* деньгами может быть не только то, что имеет абсолютную ликвидность, спектр инструментов — расширится
* потеряет смысл дискуссия между сторонниками товрной товарной и декретной системой — оба важны
* появится возможность показать как по мере эволюции деятельности усложнялась сама мыследеятельность
* появится возможность показать усложнение этой системой в волнах промышленных революций и на разных стадиях самой волны, и это могут быть приспособленные присутствующие инструменты или новобразования
* Есть человек, который смотрит, что происходит с погодой и выдает гипотезы, его называют стратег — он должен понять и оценить, что случится в следующие 20 минут с природой.
* Есть навигатор, который видит, где яхта находится по современным прибором, где буи, какая трактория.
* Есть тактик — он ведет борьбу с противниками, с другими яхтами. И есть правила — кому надо уступать дорогу, кому не надо. Надо вставать в пракильные правильные позиции, чтобы соблюдать правила, никто не врезался, но при этом противник был вынужден терять скорость. Неделя 18 гонок, сколько-то очков. Тактик уже понимает — с кем разбираться. И может быть задача не выиграть темп, а замедлить опасного противника.
* Есть человек, который управляет крыльями, которые не позволяют яхте упасть обратно в воду, она практически летит над водой.
Кто главный? А его нет, он живет между 6 людьми. Перечислено тут 5, кого-то я не записал. А там реально координация. Чтобы не столкнуться, и занять место в гонках. И от других людей идет поток информации, вариации. В процесс принятия решений вовлечено 6 человек, коллективно. Каждый постоянно транслирует что происходит — идет постоянный разговор, публичная коммуникация между всеми. Два типа сообщений: одни фиксируют обстоятельства, другие принимают решения.
Раньше было 18 человек, принимали решение 7 человек, а сейчас при возросших скоростях 6 человек, чтобы облегчить лодку, и они принимают больше решений. Коммуникация — на птичьем языке, условно-английский, в нем примерно 300 слов. При этом стандартизированностандартизировано, лодку можно менять.
= Ответы на вопросы =
Сердцевина спора о происхождении денег. Версия-1: естественный процесс, когда субъекты голосуют за один из товаров и он становится деньгами — товарная история. Версия-2: Декретная история: некто говорит: это деньги, а это — нет. Сторонники Версии-1 утверждают, что декретные деньги настоящими никогда не станут. А сторонники декретных — что люди никогда не договорятся, нужен tif.obq решающий субъект и только тогда появятся деньги(в монете не важно, что из золота, важно, что отчеканена). У семотической системы есть эволюционная и декретная составляющие, они взаимодействуют и меняются — спор снимается.
Граница денег. Есть профи-группа, у нее птичий язык. Методологи. Вырабатывает, разговаривает, в том числе с другими. У других есть вариант: отказаться потребовать перевода или в каком-то объеме освоить, получит ь продукты. И также устроены деньги — если кому-то нужно, то им придется принимать решение. Долговые расписки — да. А договора — это интересно, читать мелким шрифтом. Это к этой семиотической системе, или другой. Договорное право. Дюргейм, в коце конце книги об общественном разделении труда 1893. Как определить в этом обществе? Соотношение административного и частного права. Если частного много больше — глубокое, если административное — мелкое. Часть правовых норм может входить в семиотическую систему как поддерживающую. А в позиция наблюдателя нельзя различить деньги от иных способов синхронизации деятельности.
Верховский — а как вписать про будущие доходы. Петр. Однозначного ответа нет. Есть серия книг. Экономика жестяных банок — бюджет домохозяйств и низким уровнем достатка, где деньгами распоряжаются женщины и у них на полке стоят жестяные банки, они туда кладут монетки и бумажки как бы одинаковые: на похороны, на рождественские подарки, на школьные завтраки, на конфетки детям и так далее. В какой-то момент нет денег на школьные завтраки. И наблюдатель говорит «возьми из другой банки» — «ты что, это другие деньги», и это не только внутри домохозяйства. И деньги очень разные. Не все это теоретик назовет деньгами, но часть из них необходимы, без них деньги не обращаются. Часть этого связано с социальными процессами, Зиммель: это над-индивидуальное, общее, это вопрос согласования. И пока он не может ответить на этот вопрос.
Вы купили станки — надо оплакать. Вы купили квартиру — все, это не вложения. Она не нужна, мысленно обнулить, ничто не стоит. Память и опыт — стоит, но это зависит от того места в СРТ, в которое ты готов вступить.
В ходе приватизации каждый получил собственное жилье. А зачем это сделали? Это же понизило мобильность населения. Продать-купить — сложно. Но ведь все считают ценностью. В Германии собственников — проценты, остальные арендуют, а в Лондоне — тем более, там вообще слой раньтьерантье, который сдают жилье. А в России.собственников много - и что?
Байка. Бывший премьер Армении, когда стал — провел серию переговоров с потенциальными инвесторами. И у них первый вопрос — вопрос выхода. Кто гарантирует, какие механизмы. Деньги-то — не проблема. Но вот как выйти если что? На него нет ответа — а значит нет инвестиций.
= О целях и нормах — мои замечания =
Продолжая обсуждение тезиса о том, что большинство людей не имеют целей, хочу отметить следующее. Естественно, многое зависит от смысла, который вкладывается в понятие цели. В СМД есть схема шага развития и есть схема акта деятельности, на которой тоже есть цели. Но они, с моей точки зрения, описывают лишь частный споособ способ целенаправленной деятельности. Шаг развития требует достаточно определенный образ будущего, а акт деятельности — еще и технологизированный способ достижения результата.
Есть много случаев, когда цель задается вектором и важно лишь уметь оценить: движемся мы в направлении цели или нет. Знать насколько приблизились — хорошо, но не обязательно и в некоторых случаях — невозможно. Полезно еще знать первый шаг — это способ, описанный Алленом в GTD для проектов, и это вполне целенаправленное движение.
А еще я хочу заметить, что говоря на схеме целенаправленного действия появляется меню норм мыследействия. Термин «меню» обычно подразумевает ограниченный список, набор норм. Предприниматель, как подчеркивалось в предыдущих лекциях, выходит за границы норм, устанавливает собственные нормы. И логично полагать, что это относится также к способам мыследействия, там он тоже может действовать вне норм. Естественно, знание имеющихся норм для него полезно, так как облегчает мышление и коммуникацию по организации деятельности, там, где они применимы. Но этим набором он не ограничен.
 
 
[[Категория:Лекции Щедровицкого про деньги]]

Навигация