Изменения

Перейти к: навигация, поиск
Новая страница: «Вторая лекция открылась схемой, на которой технологический предприниматель был окружен…»
Вторая лекция открылась схемой, на которой технологический предприниматель был окружен 3 модулями СРТ: инженерный модуль, финансово-экономический модуль и экологический модуль. Предприниматель сшивает эти три модуля своей фигурой, и влияет на позиции внутри модулей, их участники сами становятся прото-квази-около-предпринимателями. Это была схема в пояснение вчерашней лекции.

А дальше разговор был об онтологических основаниях политэкономии и экономики. И тут есть три предельных онтологических картины.
# Национальное и городское хозяйство. Концепция сложилась к 16 веку, позднее Адам Смит назвал ее Меркантилизм. Она существует и используется до сих пор.
# Разделение труда, начиная от Адама Смита в 1776
# Маржиналистская революция, 1870-е, которое поставила в центр действия индивида, направленные на удовлетворение потребностей
Если первые две - про разумную организацию, которую умные люди должны предложить правителям или иным властям, которые и организуют людей правильным образом, то третья поставила потребности человека в центр экономики. Отсюда и революция.

В сессии ответов на вопросы Петр сказал, что, возможно, этот ряд надо дополнить онтологией, в которой экономическую модель описывал Маркс.

= Территориальная организация =

Территориальная общность, ведущая хозяйство - город, территория, национальное государство. Схемы появились в устройстве средневековых городов. В основе принцип: прибыль одного - всегда убыток для другого. Неизменный уровень мировой торговли, страна может выиграть только за счет других. Френсис Бэкон. Рост любого государства - за счет других, ибо если где что прибудет, то где-то еще - убудет. Экономическая автархия. Границ рассматриваемых общностей - феноменологически: залежи руд, особенности ландшафта, климат, определяющий сельское хозяйство, численность населения и так далее. И богатство - как количество монеты, которое есть сейчас и могло измениться. Деление на торговый, промышленный и финансовый виды богатства.

Монкретьен в 1615 написал 400-страничную программу развития Франции для Генеральных штатов и короля. Задача - догнать и обогнать голландцев, которые были лидерами, и вытесняли французских купцов не только с внешних, но и внутренних рынков
* Успешная политика зависит от экономической жизни - этим надо управлять.
* Разумное распределение людей по профессиям
* Люди - предпринимают действия, это двигатель
* Проблема Франции - не умеет использовать население.
* Чтобы было успешно - создать в каждой провинции школы по французскому образцу.
* Французские рабочие способны, но мы не умеем распознавать, и они не придерживаются порядка.
* Фокус - Металлообработка. Все нужное производить самим. Сейчас препятствуют: цеховые требования по качеству - получается дорого, и конкуренция голландцев.
* И так по всем отраслям.
* Правительство должно работать как архитектор.
* Нужен протекционизм для своих предпринимателей

Кольбер пробует реализовать. 20 лет, много торговых компаний, 600 предприятий, 10 000 ремесленников переподготовки, систем интендантов для контроля - и полное фиаско, все торговые компании обанкротились, большинство предприятий закрылись. Франция откатилась на 40-50 лет назад. Англичане вышли на первое место после славной революции. И французы начинают войну с Голландией, доходят до Амстердама и лишь случайность спасает голландцев от присоединения.

Систему Кольбера воспроизводит Петр I, потом немцы, потом добавляется инструменты протекционизма и живет дальше. В 18-19 веке на фоне успехов Англии, в Германии сложилась идеология социализма. И большая литература критики подхода и контрпродуктивности.

= Разделение труда =

В 1750-х группа интеллектуалов говорит: ставить в центр территорию с ее ресурсами - неверно, так не объяснишь причины экономического развития, главное - технологическое разделение труда. Две статьи Петра вместе с Кузнецовым "От разделения труда к разделению деятельности" и "Адам Смит и разделение труда" - там ссылки на материалы и анализ.

Адам Смит в 1776 Исследование о природе и причинах богатства народов
* Основной пример - мануфактура по производству булавок. Берет пример потому, что наблюдатель может увидеть в цеху законченную СРТ. Самое важное для примера - возможность увидеть. Чтобы объяснить читателю.
* Про остальное: экономическое между предприятиями, территориальное разделение регионов, специализация - оно в других главах. И нет теоретической идеи.
* Идея, скорее всего, взята у Тюрго напрокат. Тюрго во Франции пошел на административную работу, запустил в провинции несколько отраслей, потом стал министром финансов, запустил реформы - а потом произошла революция.
* Тюрго - аналогичная книга, на 10 лет раньше Адама Смита, производственный процесс - на переднем плане.

Тезис Щедровицкий + Григорьев. Адам Смит противопоставляет естественное разделение труда и технологическое. Естественное - с характеристиками территорий (климат, руды и т.д.) и людей (пол, возраст, другие факторы). Меркантилизм делал фокус на него, при этом рассматривал преимущественно замкнутое хозяйство. А Адам Смит говорит про естественное разделение труда: оно не имеет важного значения, это лишь начальные условия, куда развиваться, а важно - технологическое разделение, которое дает взрывной рост производительности за счет организации деятельности.

Дидро и Даламбер. 30к статей, из них 3к - по-операционного описания технологий - Смит выбрал одну статью, ди добавил "это самое главное".

Проблемы.
* Новый объект не вмещается в масштабы национального проекта. Даже для производства булавок нужна межстрановая кооперация - нужны станки, металл и так далее. А он пытается впихнуть, потому что от предыдущего остался старый объект - национальное хозяйство.
* Тезис в 3 главе: глубина разделения труда ограничена масштабом рынка. Маленький городок, ремесленник не может сосредоточиться на одном, так как нет спроса. А в Лондоне - может. А потому те кто хочет специализироваться - стремятся в Лондон.
* У Адама Смита нет мирового хозяйства, у него хозяйство Великобритании. Это частично имело основания, так как Великобритания была тогда лидером, но если эту логику применяешь к другим странам - то проблемы замыкания проявляются. При этом за 100 лет, 1652, есть фламандский автор (не записал кто) с концепцией мирового хозяйства, он консультирует голлландское правительство.
* Действующая система разделения труда содержит потенциал саморазвития. Специализация - рождает знания, новые знания углубляют специализацию, СРТ меняется. У Адама Смита этого как отдельного тезиса нет, но по тексту - рассыпано.

Концепция технологического разделения труда не прижилась. не получила развития. Через 50 лет Рикардо пишет о международной торговле, и там нет технологического разделения труда, только естественное.

Концентрация в городах, вплоть до современной концепции гигагородов - проявление этой концепции. Сейчас возможна и распределенная конструкция, когда маленькие центры со специализацией. Распределенная система требует хорошей логистики и большой мобильности людей - чтобы собирались на нужных полюсах. Сейчас мобильность может быть частично-виртуальной.

= О совместимости СРТ и территориального хозяйства =

Нынешний меркантилизм в России и многих странах - как Кольбер, хотя прошло 400 лет. Потому что единственный предмет - исторически сложившийся хозяйственный комплекс. Адам попробовал произвести революцию, взять другой объект, взял технологическое разделение труда, попробовал впихнуть в старую систему - территорию Великобритании, но не получилось. Вернее, у него почти получилось, потому что Великобритания тогда была лидеров. А во Франции и России - не получилось бы.

Технологическая система разделения труда переформатирует территорию и создает там появляются ресурсы. Они могут играть в плюс и минус. Например, в Голландии был ведущий кластер производства шерстяных тканей, лидер мира. А дальше пошли хб-ткани, англичане перехватили - территория была заточена под другое, не переспециализировалась - а это не просто, там же инфраструктура и люди с навыками. Технологии - морфология территории - и либо переформатирование, либо потерял.

И проблема повторяется, Олег Григорьев попробовал тоже вставить технологическое разделение труда в территорию государство - не получилось.

Проблема. Если в голове нет представлений о разделении труда, то выйдя из цеха - вы его не видите.

Группа интеллектуалов обсуждает индустриализацию СССР, 1923. НЭП - видят как временное. Стать как Англия и Штаты - не получается. Дискуссия. Одна группа мыслит в терминах СРТ: сельское хозяйство, есть население которое умеет, есть ресурсы, вода, есть прото-фермеры-кулаки, и за 50 лет станем лидерами в сегменте международного разделения труда, и нам хватит - еда всем нужна. А есть вторая группа: нет, мы хотим стать лидерами во всем: авиастроение, автомобили, у нас 4 в мире населения - станем первыми. Они мыслят территориально, и идут по идее автакратического национального государства, Фихте. Спор Бухарина с Вознесенским. Выбрали этот вариант.

Почему драйвером выбрали именно ВПК? У Петра версия: ВПК выбран потому, что это понятная сфера к конечному высокотехнологическому продукту. Например, танк. Должен стрелять, должна быть броня - понятные инженерные требования. И так - по любому другому. Берем лучший образец, везде дописываем. Те, кто выписывают обычно не слишком понимают про реальную войну, так - отличный, а посмотреть - надо люк отрыть. И дальше можно сделать инженерную цепочку. Новая промышленность с понятным заказом на каждый элемент цепочки.

А тезис что будущая война неминуема - лишь оправдание. Хотя понятно, что они читали Гитлера и, в отличие от немцев, не полагали это шизофренией. А еще надо воевать, чтобы опробовать оружие - были Испания, Китай.

Русская революция 1917 - результат найма инженерами бандитской шайки в лице большевиков для захвата власти для реализации своих инженерных проектов. В России сложилась квалифицированная группа инженеров, которые хотели например, электрифицировать всю страну, разрабатывали с немцами до первой мировой, а тут - крестьяне не хотят, и власть тоже не дает. И так далее - автомобилестроение - нет рабочих. И так далее. Есть что копировать - у немцев, у англичан, все видно. Есть Форд, он показывает. В 1927 Форд дал линию и инструкторов для наладки на заводе ГАЗ. Чертежи дважды потеряли при перевозке из Ленинграда в Горький. И поставлял комплектующие.

Проблема административной индустриализации возникает, когда догнали. вышли на фронтир и не у кого копировать. Выясняется, что те, кто хорошо копируют - не могут сделать новое, во всяком случае экономически обусловлено - надо кооперироваться на международном уровне, а идеология - меркантилистская. Административная индустриализация быстро доходит до рубежа копирования, но не может перейти дальше.

Я бы тут возразил, что у Китая вроде как получается, его нынешние успехи, в частности с Huawei и некоторых других направлениях - они продвигают фронтир. Другое дело, что Китай не замыкается в национальных границах, а ведет разного рода кооперацию, включая привлечение людей. Ну так Штаты тоже ее ведут, там просто хорошо организованный пылесос получения перспективных людей со всего мира.

А можно ли в глобальную систему разделения труда вписать национальное хозяйство? Появляется теория мирового хозяйства. И первая проблема - государства не хотят туда впихваться. Не хотят строиться. Вписываются те, кто понес полное сокрушительное поражение в войне - японцы и немцы. Но есть особенность: в обоих местах была военная и гибридная промышленность. Японцем - композиты для авиации, но без своей авиации. Но они-то внутри все равно переживают, хотят отыграться. Находят ниши, не закрытые договорами - и начинают развивать, в том числе, технологии двойного назначения.

Я бы тут заметил, что такое разделение труда - это формат современного неоколониализма. Вы будете добывать нефть, а мы будем из нее делать бензин и вам продавать. При чем это не столько про разделение труда, сколько про организацию экономики, в том числе - цены. Поскольку система - административная - то цены - регулируемые, не рыночные. У Григорьева в Неокономике все это хорошо показано.

ТНК - как-то решили задачу СРТ вне национальных границ. Но! они не вписаны в национальные государства. Перенос локализации производства - и безработица в основной стране.

= Меркантилисткая революция =

Менгер, Джевонс, Вальрас, 1871 и далее. Ситуация резкого роста конфликтов первой и второй промышленной революции. Австро-итальянская и франко-прусская войны, переход Эльзаса и Лотарингии. Идут конфликты, а теории нет. Менгер - это Австрия, Вена, самый бурно развивающийся регион Европы. Астро-Венгрия разнородна: бедные деревни, национализм, военная вольница и так далее. Он размышляет как это строить. А Джевонс размышляет о причинах заката английской промышленной революции.

И они меняют онтологию, говорят что в основе экономической жизни - человеческое действии (conduct - целенаправленное поведение, действие), как отношение между поставленными целями и ограниченными ресурсами. И все предыдущее надо переформулировать. Не надо думать, что до этого не думали про ценность, просто для слабомашинизированном процессе, крестьяне труд - основная ценность. Когда крестьянин решает, корчевать ли этот участок - он субъективно оценивает труд против выгод.

Только в этой картине появляется мышление как фактор, потому что субъективная ценность - интеллектуальная сфера, и она стала принципиальной.

Про людей, систему образования, передачу ценностей из поколения в поколение - он НЕ обсуждает. Сейчас - про картину мира. Смена онтологии - это изменение способа мышления.
* Если ты мыслишь в теории ограниченности богатства, то никакого способа получить кроме отнять - нет. Вопрос лишь в средствах: бандит или налоги. Есть сейчас страны, где 95% отнимают налоги, и вообще не думают о тех, кто действует.
* Старт капитализма - появление группы индивидуумов, которые понимают, что не надо отнимать, а надо делать технологичную систему разделения труда. Легче сделать самому, да еще им отдать, чтобы не приходили отнимать. Это 1551, Голландия. Интеллектуальные революции - дают предпосылки для промышленных.
* Суть маржинальной революции - ввести человеческое действие в поле рассмотрения. Начиналось с 1840-х в разных областях, и в частности - в политэкономии. И благодаря этому в политэкономии появляется экономика.

Разбор Менгера - наиболее выверенный, и далее Петр следует ему.

Те предметы, которые можно поставить в причинную связь с потребностями, назовем полезностью. Поскольку познаем эту связь и имеем власть употребить эти предметы - это блага.

Дискурс в этой онтологии принципиально другой, про блага, а не про принуждение к работе

Чтобы предмет стал благом, необходимо 4 условия
* наличие потребности, процесса потребления или употребления
* познание человеком этой связи между потребностью и предметом, который ее удовлетворяет
* наличие возможности распоряжаться, чтобы его употребить (права собственности и т.п.)
* присутствие в предмете свойств,делающих годным быть поставлен в причинную связь и удовлетворением.
Это 4 уровня по системному подходу: процессы, связи, фукнции, морфология

Ценностью обладает то благо, которого недостаточно. Ценность блага перенесенная - от меры удовлетворения потребности. Когда потребность удовлетворяется, ценность благ снижается.

Менгер не отождествлял цели и конечные блага. Нельзя приписывать благу статус цели - это ловушка, в которую попали многие последователи. Потребность - конечная причина, значение, которое имеет удовлетворение. Потребности принимают значение для экономики, когда осознаны носителем или кем-то для носителя. Познание - росток вертикального разделения труда.

Различие: цели, процесс целеобразования - не субъективная, а интерсубъективная ситуация. Они возникают в ситуации, а потом субъективируются. В психологии - связь мотива и цели. Это не точная цитата, а интерпретация Менгера.

Цель - в тот момент, когда осознавший потребности индивид вступает в позитивное взаимодействие с другими индивидами по поводу доступных к потреблению благ для удовлетворения осознанной потребности.

Треугольник ценности потребности, например, фермер: для себя, слуг, скота, излишки. Чем выше субъективное значение потребности тем выше ценность используемых благ.

Блага первого порядка - удовлетворяют потребность, второго - используют для получения первого и так далее, перенос на них ценность. Машина (станок) не обладает ценностью сама по себе, а лишь поскольку используется для производства продуктов. Если потребительское благо потеряло ценность, то вся цепочка потеряла ценность.

Экономисты попадают в ловушку натурального понимания потребности. Есть ли потребности естественные или они социальные? Эмпирический индивидуум потребностями не обладает, он обладает в силу социальной включенности. Ошибка Менгера - он начинал с психофизиологических потребностей - их не существует, Северная Корея это показывает. Хотя я бы сказал, что это верно с точностью до некоторых минимальных условий жизни, и это важно. Впрочем есть индивиды, которые ими пренебрегают, в том числе в пользу каких-то внушенных вещей, так что это не точно.

Вебер. Для понимания потребности, и, как следствие, понимать действия, надо обратиться к смысловому наполнению блоков. Что человек знает, как выделяется область средств достижения потребности и так далее. И это - между индивидами. Социальное действие - то, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

Вебер скептически относится к распространенности целей и целевой рациональности. Он полагал, что большинство индивидов причины поведения основаны нормах, либо обусловлены аффектами, либо регулируется ценностными системами. И лишь малая группа работает в целевом действии.

То есть не у всех людей есть цели. Способность к постановке целей, включая возможность оценки их достижения - результат обучения и опыта. Традиционное общество живет без них и замечательно, и не только оно.

Вопрос Вебера: почему в Европе целесообразная организация стала доминировать? Пусть не всегда и не везде, но больше. Как появился дух предпринимательства? Когда ты сказал чего хочешь - с ним можно иметь дело. А когда ценностный лозунг - он не сторона по делу. Он пообещает и не сделает, скажет - мне бог велел. Из этого интерес к протестантской этики. Сейчас понимаем, что фальстарт.

Предприниматель ломает традиционную модель, инновации создают новую ценность.

Четыре типа труда
* Монополистическикое присвоение результатов труда самим работников. Цеховой строй
* Присвоение хозяином работника - рабство, крепостное право. Несвободный труд
* Формально свободный труд как предмет договорных отношений. В домашних хозяйствах и предприятиях
* возможность распределения услуг присваивается организацией - касты, профсоюзы, объединения шахтеров.
Вопрос в возможности входить или не входить в систему на определенных условиях.

Специализация и квалификация труда.
* Функция по продукту. Экономики с домашним хозяйством - нет специализации
* Специализация - когда много функций объединяются в продукт. Масштаб - много рабочих, комбинация функций. Параллельное прядение нитей для основы ткани, конвейер и так далее

Три уровня системы разделения труда
* Технологическое разделение труда
* Экономическое разделение труда
* Социальное разделение труда

Социальное может препятствовать экономическому. Экономическое может способствовать или препятствовать технологическому.

Вебер - не один, Конт, Зиммель, Дюркгейм, Спенсер обсуждают ту же проблематику разделения труда.

Обмен благами. Опосредован мерками - эквивалентами. Чем глубже СРТ, тем меньше вероятность, что обменяются. Если один - зерно, другой - коровы - понятно чем обменяться. А если один завинчивает гайку, а другой размышляет об онтологии - не будет обмена, ни не встретятся и не вступят в коммуникацию. Такой обмен обеспечивают деньги, это система, которая позволяет организовать эту встречу. Это - простая история. Сейчас уже сложнее, потому что когда ты теряешь связь с субъектами надо сохранить осмысленность транзакций.

Позиция наблюдателя: смотрим за индивидуумами. Участникам приписано еще способность смыслообразования и целенаправленного действия. И он описывает схемы Менгара и Вебера с учетом этой схемы. Совершенно другое - кода мы входим в позицию действующего, и там другие. Люди со своими тараканами. Думают одно, делают другое. Занимают позицию, не занимают, меняют позицию. Основная проблема австрийской школы - не разделение людей и позиций.

= Ответы на вопросы =

Внутри меркантилизма есть финансово-денежный меркантилизм - бульонизм. Чем больше на конкретной территории денег, тем лучше. Поэтому принимали серию решений, запрещая вывоз денег. И вводя обременения на иностранных купцов. И стимулировать ввоз драгметаллов. Наряду с торговым протекционизмом. Ввоз драг.металлов стимулировал инфляцию - они удивлялись.

В целом никакой теории, модели у них не было. Кроме модели, что приток денег без роста производства дает рост цен.
Меры, которые они применяли в 90% случаев не приводили к результату, давали побочку. Они удивлялись, но меры - не влияли.

Каждая промышленная революция порождает новый финансовый инструмент. И он порождается предпринимателями для преодоления преград, которые ему ставит социальная ситуация. Забегая вперед: деньги - семиотическая знаковая система, которая позволяет описывать архитектуру распределенной деятельности.

Когда мы остаемся в страновом подходе, и видим, что соседняя страна девальвирует валюту для поддержания своей промышленности, мешая моей промышленности - мы ищем средства ответить взаимностью. 19 век - торговые войны, 20 век - валютные войны. Попытки сконструировать денежную систему для иной системы отношений - ничего не дали. Сейчас конфликт разворачивается между США и Китаем.

Реплика: а что делать предпринимателю в этих условиях? Эти разборки - поперек горла, надо из этого как-то достать себя. Потому что когда они начинают эту хрень - мы теряем. Кому-то они помогают, но не нам. Я страдательный субъект в этих войнах - что делать? ТНК - попытка сыграть поверх этих разных границ. Ответ из другой онтологии - давайте думать про другие вопросы. Про действия. Дальше гибриды. В ту конструкцию вставляем в усеченный маржинализм. Превращается в идею предельной полезности, концепция равновесия, и так далее.

Тезис Петра. Когда в экономической теории в основу положили действие, целевое, с выбором, подбором средств, расчет между важностью цели и стоимостью средств. Появился вопрос, является ли это первичной реальностью? Или это есть только интерсубъективно внутри других процессов? Тогда на передний план вышли социологи, схематизировали, и утверждали, что нельзя начинать с действия, оно возникает по-разному. И начали исследования этой реальности, внутри которой это действия. Схема мыследействия - один из ответов на эту реальность.

Вебер: чем обусловлено прогрессирующая рационализация человеческого поведения, как поведение превращается в деятельность. Вебер исследовал китайское и индийское общество, влияние социальных институтов на индивидуализацию, человек должен вырвать себя из социальных норм.

Для Вебера осень 1917 - крестьянская контрреволюция, только-только начали поддерживать предпринимательство, избавились от старого, и раз - откат. И они все задавали вопросы, Вебер знал русский, читал прессу, наблюдал, что было в Германии. Тоже самое волнует Мизеса.

Кене. Физиократ. Есть единственный источник прироста - солнышко. Только в сельском хозяйстве создается прибавочная стоимость, и это - не деятельность человека. Ремесленники - не производители, издержки продукта превышают полезную ценность. Аристократы и духовенство - тоже не делают. Афанасьев - сегодняшний физиократ. Если оставили два трактора - третий не появится. А если барашка с овечкой - может быть прирост.

Шумпетер начинает с того же. Что значит модель равновесия Вальраса? Вы купили факторы, произвели продукт, продали - нет прибыли. Прибыль - только если кому-то не доплатили. Кому можно не доплачивать: (а) труду - занижение зарплаты; (б) капиталу - без процента; (в) природе - недостаточно ренты для воспроизводства.

Большевики: во, можно никому не платить. Труду недоплачивать, капиталу не платить... Получилась то, что получилось.

Шумпетер: есть единственный источник деятельности: предприниматель придумывает что-то новое, и получает дельту, всегда на короткое время: одни копируют, другие хотят больше зарплаты потому как за что ему?

В том, что делают все - прибыли нет. Поэтому предприниматель должен поломать нормы, чтобы получить прибыль. Или проиграть - тогда он продемонстрировал как не надо. Предпринимательские рои берут на себя риски развития, прокладывая перспективные тропки и показывая тупики. Удача предпринимателя - тоже выигрыш общества, потому что по этой тропке пойдут все, и выиграют.

И вот здесь путь как раз на отличие цели предпринимателя от нормы. И плеяда мыслителей внесла в консервативную хозяйственную деятельность нотку инновации. Тракторизация сельского хозяйства шла очень медленно, даже в СССР с административным ресурсом МТС. Сейчас тоже есть масса инноваций, но в целом отрасль консервативна. И вдруг ее выбирают примером перестройки, повышающем богатство.

И рост в сельском хозяйстве - во многом за счет научных знаний: мы лучше понимаем, как созревает культура - делаем лучше. Предприниматель - Ученый - Рабочий - Схема 1803.

Хозяйство может быть организовано не-экономически. И во многих областях продолжает быть так организовано. Слухи о прибыльности проектов - переувеличены. В догоняющей индустриализации масштаб растет быстро, а прибыль - нет.

В догоняющей индустриализации цели эффективности может не быть, цель военного приоритета - другая. Госкапитализм - это меркантилизм.

В СССР уничтожили слой предпринимателей, он перед первой мировой в России был небольшой в процентах. Уровень урбанизации тоже низкий. В Иркутске перед революцией было 14%, и это баснословно много, Иркутск процветал, но голландцы вышли на этот процент в 1600. Порядка 1/4 - технологические предприниматели, это очень много, потому что Россия - сильно росла, торговля, города, включение в мировую СРТ. В 1939 - 0. В центральных регионах - даже быстрее. И цели ставить некому. У управленцев - другие цели. Копирование только.

Цели смещаются в геополитику, социальную, территории, освоении ресурсов для их продажи. Провести индустриализацию - не цель. И нет критериев достижения (хотя это можно формально поставить уровни). по факту она оказалась не завершенной, к 1960 выстроили промышленную систему образца 1890. Выступление Хрущева 1950х, почему у них пластик, а у нас - чугун и сталь, при этом 90% остается в контуре производства чугуна и стали. Истончается прослойка, за содержанием - надо ездить туда, инновационное невозможно в принципе, заимствуется то, что уже там развилось. И даже это не могут заимствовать -другой уровень разделения труда. Заседание в Госплане, запуск продукта кухонного гарнитура, 15 лет обсуждают. Распекают представителей Госплана, они объясняют, что для этого нужно 3 отрасли, а ресурсов нет, нужна новая цепочка, а все планово распределяется, и это надо все запланировать. И это когда вы делаете копию старого ухудшенного.

Ценности - будем прорисовывать. С той поправкой, что поиск Вебером этих ценностей в протестанской этике в 1905 был интересной гипотезой, но сейчас видно, что ложной. Голландская революция была не столько эмигрантской, а не протестантской. Хотя протестантов было много - гугеноты из франции, общины из Германии. Что их двигало, желание восстановить статус, утерянный в ходе эмиграции или протестантская этика - вопрос.

Социум регулирует занятие позиций, их совмещение, препятствуя или помогая желаниям индивида. Часть из них определяется ценностями Сейчас идет освоение экологических ценностей. И это непросто. Разобрать пластик и бумагу в мусоре в самолете - никто не разбирает, а крупнейшая индийская - уже разбирает.

= Онтологии как истоки моделей - что я понял =

Картина онтологий привела меня к нескольким гипотезам по поводу экономических теорий.

Во-первых, на мой взгляд, из меркантилизма выросла вся современная макроэкономика и водопроводная схема. То есть они явно мыслили потоками, которые просто надо перекрыть или регулировать. Они это делали, не получалось, начинали писать зависимости, мысль развивалась. Зависимости - эмпирические, хотя что-то взяли из маржинализма и других теорий.

И тут вполне может быть, что когда принимают современные протекционистские меры, описанные еще Монкретьеном, реформаторы и не подозревают, что ему следуют. Они посмотрели в современные учебники макроэкономики, а там написано "делай так, вот будет результат, уравнения". В этом смысле очень правильно было бы проверять теории ретроспективно, например, на кейсе реформ Кольбера или других неудачных и удачных реформ. Но, естественным образом, так не делают, а проблемы всегда можно объяснить человеческим фактором: неверно поняли, неверно сделали, теория - верна. И вообще, когда факты не укладываются в теорию - тем хуже для фактов. Ы мирк w;t 40 лет постиндустриальное безкризисное общество, а кто видит кризисы - просто злопыхатель.

Во-вторых, микроэкономика выросла из маржинализма - исследование рынка, ценность продукта, стоимость на основе ценности. Понятно, почему она не бьется с макроэкономикой - в основе лежит другая онтология.

В-третьих, из маржинализма, возможно, выросла пирамида Маслоу. У них был короткий список 10-15 потребностей и благ, понятных для широкого потребителя. Но дальше неизбежно был задан вопрос: а что движет теми, у кого эти основные потребности уже удовлетворены? Например, успешными предпринимателями или инвесторами, когда у них уже все есть для этих потребностей. И Маслоу провел такое исследование, как раз на биографиях успешных предпринимателей - как менялись их потребности по мере роста благосостояния, и построил свою пирамиду.

А еще, если спроса нет - его надо создать, и насколько новый продукт отвечает существующей потребности, а насколько ее создает - вопрос творческий. Технологии рекламы уже век развиваются как раз для создания потребностей, чтобы машина потребительского общества продолжала работать.

= О целях - мои вопросы =

С тем, что у большинства их нет - я не согласен. Парень хочет девушку - и добивается этого, и это есть во всех обществах. Понятно, что есть вопрос усилий, которые для этого надо приложить, и ограничений, часть из которых ты накладываешь с самого начала, решая, что этой девушкой я буду лишь любоваться, а вот за этой можно попробовать поухаживать. И да, нормы и ценностные системы могут ставить неодолимые препятствия, и вести к отказу. И про девушку, как только я хочу определенную - это уже не мотив, это цель.

Я об этом спрашивал, и тут вопрос: как различить ситуацию, когда человек поставил цель и ее достигает, или человек просто следует за социумом, например, женится потому что все так делают, что уже пора. Это - сложно различить, нужны какие-то исследования.

Возможно, Вебер как-то дополняет понятие цели дополнительными требованиями. Это Петр принял как вопрос.

А может быть, Вебер смотрел в динамике: какое время человек руководствуется достижением цели, а какое - действует исходя из норм, в состоянии аффекта или из принятых ценностей. Тогда я, скорее, согласен, имея ввиду, что стереотипное поведение - гораздо легче, удержание фокуса на цели требует специальных усилий, и навыков.

Может быть еще один вариант, касающийся процесса постановки целей. Тот кто реально ставит цели - делает это из своих желаний и потом ищет средства их достижения, вырабатывает план и действует. Нормы для него - ограничение, которое нужно обойти или изменить, он ими не связан. Естественно, он может оценить требуемые ресурсы с учетом и отказаться.

[[Категория:Лекции Щедровицкого про деньги]]

Навигация