Изменения

Перейти к: навигация, поиск
м
Нет описания правки
'''Петр Щедровицкий''' в своей ленте начал серию постов про теорию власти [https://ru.wikipedia.org/wiki/Кожев,_Александр '''Александра Кожева''']. Вопрос актуальный, а рассмотрение глубоко, поэтому рекомендую и посты Петра, и первоисточник - первоисточник — книга "Понятие власти" '''«Понятие власти»''' переведена и издана в 2007. Постов пока три [https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy/posts/3527693210650884 первый], [https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy/posts/3533049250115280 второй], [https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy/posts/3535509319869273 третий].
Я пока проникся недостаточно чтобы читать первоисточник. Но прочитанное уже породило мысли, которыми я тоже хочу поделиться. Далее - Далее — мой текст, все цитаты - цитаты — неточные, а все смыслы - смыслы — интерпретированные. Это пишу я, а не авторы.
Кожев отделяет и противопоставляет понятие Власти от Силы. Власть для него означает добровольное подчинение одного человека другому в социальном взаимодействии. Именно добровольное, когда человек видит альтернативы в виде неподчинения или возражения или дискуссии для поиска компромисса, но сознательно их не использует, а подчиняется власти. А сила, применяемая для подчинения, означает недостаток власти, который и вынуждает приказывающего активно действовать, добиваясь исполнения своего приказа - приказа — у него не хватило власти, чтобы обеспечить подчинение.
Это - Это — очень интересное противопоставление и разделение понятий Власти и Силы. И здесь стоит рассмотреть ситуацию, когда действующих субъектов не два - два — властитель и (не)подчиняющийся, а три, и насилие обеспечивает третий субъект, как раз добивающийся подчинения второго властителю - властителю — например, полиция или армия. Фишка в том, что полиция и армия - армия — тоже состоят из людей. И они, получается, подчиняются властителю добровольно, они сами выбрали такую деятельность: насилием обеспечивать выполнение его приказа. И настоящая власть по Кожеву у властителя есть над ними. А над остальными - остальными — лишь в той мере, в которой они добровольно подчиняются.
Далее Кожев вводит типологию власти, основанную на том, ради чего люди принимают решение о подчинении воли другого человека. Он говорит, что есть четыре теории власти.
# Власть Отца, традиций, старейшин, известная с древних времен. Схоласты обосновывали власть Бога опираясь на ту же теорию власти, потому что Бог властвовал над всем по праву творителя, породившего мир.
# Власть мудрого вождя и учителя, который знает правильный путь и ведет им, и подчиняющиеся признают за вождем знание истины и добровольно за ним следуют. Такие основания для Власти рассматривал Аристотель.
# Власть Справедливости в лице судьи или арбитра, которому люди подчиняются добровольно. Это власть, как ее рассматривал Платон.
# Власть Господина, добровольно признаваемая Рабом, сознающим свою ничтожность и потому принимающим возможность жить в подчинении как единственный шанс получить приемлемые условия жизни. Это теория Власти Гегеля, которая является самой новой из перечисленных и очень далеко отстоит от эпохи рабства.
В [https://www.facebook.com/petr.shchedrovitskiy/posts/3535509319869273 посте] Петр подробно разбирает все четыре вида власти и их отличия между собой, и я не буду это переписывать - переписывать — читайте оригинал.
Мне важно посмотреть на эти виды власти с точки зрения спиральной динамики. Уровни легко опознаются. Власть отца и традиций соответствует фиолетовому. Власть вождя - вождя — красному, и не зря Аристотель был учителем Александра Македонского, а власть справедливости Платона - Платона — это синий уровень. И все эти типы власти были дискредитированы французскими Энциклопедистами, которые показали недостаточность этих оснований для безусловного подчинения, а потребовали подвергать их рациональному сомнению и доказательству. Что разрушает власть: как только подчинение перестает быть безусловным, власть испаряется.
Поэтому новому времени потребовалась новая теория власти, и именно ее создал Гегель. Она соответствует оранжевому уровню. Тут мы имеем парадокс: самая новая теория сформулирована в терминах давно ушедшей на момент ее создания эпохи рабства. Но при этом она еще и формулирует рабство как добровольное, а не обусловленное силой. Почему надо подчиняться добровольно? А потому что господин обладает мудростью вождя и собственным представлением о справедливости, и он готов сделать свою жизнь и свое благополучие ставкой в деятельности, рискнуть, чтобы утвердить правоту. И через этот риск получает право Господина. А те, кто не хочет рисковать, кто хочет стабильного существования должны признать, что их удел - удел — лишь в подчинении, в отказе от собственной свободы.
Такая вот диалектика. В некотором смысле, это дилемма Раскольникова "тварь «тварь я дрожащая или право имею?"», но поставленная в условиях свободного предпринимательства: или ты рискуешь создать собственное дело, и тогда ты - ты — господин, или твой удел лишь добровольное подчинение.
Понятно, жизнь идет дальше, и сейчас можно говорить о понимании власти следующих уровней. На зеленом власть исчезает для тех, кто достиг этого уровня и живет в гармонии и согласии с другими. Но пока есть те, кто не достиг - достиг — они должны признать власть просвещенных учителей и добровольно за ними следовать. А на желтом уровне Власть проявляется как ситуативное лидерство компетентного и инициативного, добровольно принимаемая остальными на то время, пока они полагают предложенную идею наилучшей в текущих условиях.
А в заключении мне хочется вспомнить диалог из Хайнлайна «Луна жестко стелет», который хорошо говорит о Власти и Свободе. Ведь по Кожеву мы сами даем Власти право распоряжаться, добровольно подчиняясь и исполняя ее веления. Вот он.
:  — … я хочу, чтобы вы ясно перечислили, какие правила вы считаете обязательными в качестве гарантии равной свободы для всех и каждого.:  — Сударыня, драгоценнейшая, я с удовольствием соглашусь с вашими.:  — А по-моему, вы никаких не признаете.:  — Совершенно верно. Но соглашусь на любые, которые вы сочтете необходимыми для обеспечения своей свободы. Я и так свободен, какие бы правила меня ни окружали. Если я нахожу их терпимыми, я их терплю. Если я нахожу их несносными, я их нарушаю. Я свободен, потому что знаю, что только я один несу моральную ответственность за то, что делаю.
Поэтому будьте свободны, и помните, что вы сами дали власть над собой кому-то еще.

Навигация