Изменения

Перейти к: навигация, поиск
м
Нет описания правки
Но ведь мир — изменяется, и выполнения правил синего уровня оказывается уже недостаточно для практической деятельности на производстве, там где достаточно правил работают автоматизированные системы. И потому уже поставлены задачи по тому, чтобы школьное образование вело на следующие уровни, вплоть до желтого. Это, на мой взгляд, переведено в практическую плоскость, в России -точно, через включения проектной работы в школах, использование eduScrum, дизайн-мышления и многого другого. Да, нынешняя школа это делает не слишком хорошо, но процесс явно развивается. А ведь Россия тут — далеко не самая передовая стран мира. Таким образом, это сейчас в мире 70% до-оранжевого, а в будущем это число неизбежно будет уменьшаться, в пределе — до возрастной группы 0-10, это всего 10-12%, с выходом на оранжевый и далее на желтый уровень, который дети почувствуют в деятельности в 12-14 лет уже в школе. Конечно, это произойдет не завтра, страны развиваются неравномерно, но, думаю, уже лет через 10-15 тут будут очень значительные изменения. И уже сейчас в школе дают осведомленность по поводу устройства уровней, следующих за синим, что облегчает их освоение на практике снимая психологические барьеры.
Конечно, это сейчас мне так легко прогнозировать, книга-то написана 20 лет назад, тогда это было более смутно. Но, с другой стороны, недостаточность синего уровня культуры правил для организации производства уже тогда была очевидна, '''Питер Друкер ''' писал об этом с 1980-х, а в 2001 опубликовал отдельную книгу '''«Менеджмент вызовы XXI века»''', а '''Элвин Тоффлер''', тоже в 1980-х в книге '''«Третья волна»''' показывал невозможность сохранения индустриального общества из совершенно других соображений, и он не был единственным. Но, на самом деле, весь этот разбор прошлых предсказаний — не слишком важен. Важна картина будущего, которую вы держите.
А про картину будущего можно утверждать, что пирамида, при которой лишь малая часть населения будет на конвенциональном и до-конвенциональном уровне — неверен и является некритичным продолжением в будущее существующей картины. Не осознанным пережитком бумерита. Хотя, конечно,
= Политика =
Говоря о будущем, Уилбер много говорит про политические движения, что совершенно логично — именно сильно влияют на устройство общества. Но при этом он рассматривает политику в традиционном делении на правых и левых, сформировавшееся после французской революции, где справа — консерваторы, а слева — все остальные, выступавшие за новый порядок. Но с того времени прошло больше двухсот лет, и политическая жизнь прошло долгий путь. Прежде всего, произошло размежевание левого крыла на либералов, защищающих предпринимательство и социалистов, сторонников справедливого устройства мира. Что примерно соответствует трехцветной картине синий — оранжевый — зеленый, мировоззрения этих уровней во многом кристаллизовались в идеологической и политической борьбе 19 века. Но дальше был большой период конвергенции, сближения позиций почти до неразличимости, который окончился революциями 1968 года с зарождением желтого мышления. Вся эта картина хорошо описана у '''Иммануила Валлерстайна «После либерализма»''', которого интересовало содержание политических течений, а не лозунги, и который дает в книге подробный обзор логики развития с 1789 до начала 1990-х. Подробнее я писал об этом в статью [[Формирование уровней спиральной динамики в общественном сознании]].
И тут, на мой взгляд, Уилбера подводит широкий, но поверхностный взгляд, и не слишком внимательный разбор истории. Тем более, что на поверхности все осталось по-прежнему, особенно в Америке: республиканцы несут консервативные идеи, а в демократической партии объединены либералы и социалисты, что хорошо показывает нынешняя избирательная компания. Конвергенция партий уже происходила, и не привела к объединению. Более того, конвергенция на единой платформе устраняет противоречия как источник диалектического развития и потому невозможна.

Навигация