Изменения

Перейти к: навигация, поиск
м
Нет описания правки
{{RightNote|[https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/1947550291968582 Пост на FB]}}
[[Файл:Immanuel Wallerstein.2008.jpg|right|350px300px|thumb|[https://en.wikipedia.org/wiki/Immanuel_Wallerstein Из википедии]]]
Не так давно мне посчастливилось поговорить с [https://iphras.ru/rozin.htm Вадимом Марковичем Розиным], философом и методологом. Посчастливилось — потому что в разговоре я узнал про [https://ru.wikipedia.org/wiki/Валлерстайн,_Иммануил '''Иммануила Валлерстайна'''], которого Вадим Маркович назвал как крупного философа современности, дающего картину развития общества. И я пошел читать книги. Выкачал несколько, '''После либерализма''' и о ней = этот пост, а остальные ждут своей очереди, как и книга самого Вадима Марковича «Философия управления» — я ее тоже начал читать, потом поделюсь подробностями.
В книге — подробный рассказ об истории политического развития в Европе, начиная с французской революции 1789 года и по наши дни. И, что для меня интересно, эта история очень хорошо показывает, как формировались те самые культурные паттерны, которые были опытным путем выявлены исследованиях Спиральной динамики и легли в основу ее модели. Вопрос важен потому, что в связями с распространением Спиральной динамике вопрос об ее основаниях и о логике развития уровней — весьма актуален. Поскольку в исследованиях уровни были выявлены феноменологически, то логика развития представляется относительно умозрительной. И ретроспективное прослеживание ее проявлений в общественном процессе помогает ее понять. В целом книга показывает '''формирование и идеологическое оформление mindset синего, оранжевого и зеленого уровня''', а описание последних изменений mindset фиксирует '''совершающийся переход к желтому'''. Для меня это важно, потому что модель Спиральной динамике — одна из основных рабочих моделей. И понимание '''диалектики развития уровней''' и их взаимодействия — существенное знание для применения модели.
Итак, дальше здесь я воспроизвожу эту логику развития соотнося с уровнями Спиральной динамики крупными мазками, она же представлена на схеме. Интересны подробности, но за ними — в книгу.  [[Файл:WallerstainTimline.png|center|600px]] Французская революция принесла в мир разрушение традиционного синего порядка королевской власти, который ранее представлялся незыблемым. Она принесла '''идеи индивидуалистической свободы оранжевого уровня, и зеленого общества «Свободы, равенства и братства»''', воспринимаемого как идеал. Конечно, и то и другое было проработано энциклопедистами и другими провозвестниками будущего, но именно тогда движение к ним перестало быть мечтами о будущем, а стало воплощаться в практику. При этом, однако, это не было четко сформулированной конструкцией. И, что интересно, в такую конструкцию сначала оформились вовсе не эти идеалы будущего. Наоборот, революция послужила толчком для оформления и фиксации '''синего уровня''' как желаемого идеала для '''консервативных течений''' с лозунгом о том, что изменения, конечно, необходимы, но делать их надо крайне медленно и осторожно, не нарушая традиций и сообразуясь с общественным благом.
А вот дальше произошла диверсификация между теми, для кого главным была '''оранжевая я-идея свободы''', и теми, для кого главной была и '''зеленая мы-идея братства'''. Первые оформились как течение либералов, а вторые — как социалистов. Идея равенства была у обоих, но понималась существенно по-разному: у либералов — равные права, возможности и свобода каждому, а у социалистов — равенство в обществе, основанном на братстве и всеобщем благе. Четкое практическое разделение произошло в [https://ru.wikipedia.org/wiki/Революции_1848—1849_годов революциях 1848], когда в общественном сознании явно выделился марксизм как наиболее радикальная ветвь социализма. При этом внутри каждого из трех движений: консерваторов, либералов и социалистов — множество разных направлений, потому что объединяет их вовсе не то, за что они выступают, а то, против кого они действуют на политическом поле. Более того, отделяя себя от своих противников, они этих противников часто смешивают, да и в политической жизни возможны объединения: консерваторы и либералы против социалистов как сторонников слишком радикального будущего, либералы и социалисты против консерваторов как защитников прошлого, и, что интересно, консерваторов и социалистов как носителей мы-идеологии против я-идеологии либералов.

Навигация