2024-01-07: DevrelConf - конференция о конференциях

Материал из MaksWiki
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{Conf-Ref}} Последней конференцией уходящего года был [http://DevRelConf.ru DevRelConf], который прошел 9.12…»)
(нет различий)

Версия 13:16, 7 января 2024

О других конференциях

Последней конференцией уходящего года был DevRelConf, который прошел 9.12 на следующей неделе после Highload и Teamlead. Эта конференция рождалась как небольшой митап деврелов, активно работавших на этих (и других) конференциях для рефлексии и обмена опытом, но уже несколько лет она вышла за рамки небольшого митапа и активно развивается. Это - органическое развитие, и организаторы каждый раз удивляются масштабам, который конференция получает в очередном году. Хотя, казалось бы, это можно было прогнозировать просто по темпам развития деврел-активностей в компаниях.

Эта конференция проходила на площадке Яндекса, и места для offline-участников закончились до того, как была вывешена программа. А на доклады было 43 заявки, из которых было отобрано 11, что для одного трека - очень много, тем более, что помимо выступлений была панельная дискуссия и фейл-час. Так что выступления были короткие, а конференция прошла динамично. Фокусом прошлой конференции были способы коммуникации с бизнесом о том, зачем вообще бизнесу нужен devrel и что он может. И, по-видимому, эта задача в целом решена (ну или прошлых докладов достаточно), и по пожеланиям участников, фокус был на практические доклады, рассказывающие о разнообразных инструментах devrel, включая не стандартный опыт, таком, как организация ИТ-катка.

А еще была панель с организаторами конференций, на котором они говорили о трендах развития. И это перекликалось с тем, что звучало в докладах: конференции из профессионального мероприятия превращаются в парк развлечений. Вернее, профессиональная составляющая сохраняется, по сильно увеличивается развлекательная часть на стендах с раздачей мерча, развлечениями и призами. Насколько это хорошо - вопрос открытый, но игнорировать это нельзя. Хотя, как участник многих конференций, могу сказать, что на конференциях онтико и у Орликова (AnalystDays и SQAdays) это проявляется по-разному. А на региональных - вообще иначе, это прозвучало на панели и видно из моего опыта. Но зависит это не только от организаторов, но и от аудитории, на Teamlead атмосфера и стенды отличаются от Highload, и стендов на Teamlead меньше.

У меня не получилось побывать на всех докладах - я в шесть вечера уехал на самолет, улетел в отпуск. А на некоторых слотах сильно зацепило обсуждение в кулуарах. Так что отчет не полный. Но что есть - публикую. Как всегда, это телеграфный конспект с голоса, несколько причесанный.

Антон Черноусов из Yandex Cloud. Давай запустим подкаст... или нет

Антон записывает подкасты очень давно, с 2008. В этом году у него примерно 600 часов из 1900 - на подкасты. Публичный подкаст "The Art of Programming", корпоративный подкаст "Безопасно говоря" про безопасность и другие.

Корпоративный подкаст - это не то, что индивидуальный или публичный, и дальше речь пойдет про корпоративные: нужен ли он компании, для каких целей и как его организовать.

Вообще подкаты появились в 2004: Danny Gregorie пишет письмо и изобретает механизм подкастов - доставка контента по подписке. И Adam Curry - подхватил и запустил. В 2005 Tunes 4.9 - и все обычные узнали, что есть подкаст, индустрия стартанула.

Отличие подкаста от других типов передач: тематическое ограничение на контент, серийная передача и фокус на доступе по подписке. Естественно, случайные слушатели тоже приветствуются, но задачей является превращение их в постоянных, которым настолько интересен контент, что они согласны за это платить.

Сейчас на VK-музыка 20к проектов, Яндекс-музыка - 25к подкастов, емкость около 30к. Подкасты хостятся на музыкальных площадках, потому что они умеют эффективно доставлять звук, но содержание у них - не музыка. Выделить среди подкастов корпоративные не получается - они шифруются, проводят партизанский маркетинг. Но их много.

Проблема корпоративного подкаста - не столько деньги, сколько загрузка специалистов. Деньги под идею получить обычно можно, так как на первой фазе их надо не так много. Разовое участие как гость - несложно для специалиста и кажется, что его достаточно просто организовать. Тем не менее, это от 1 до 6 часов рабочего времени, а у загруженного специалиста его надо специально выделять, это не пауза между другими задачами. При этом астрономический срок подготовки и выхода подкаста имеет очень большой разброс: от 1 недели до 6 месяцев, это сильно зависит от организации процессов. Его время на подготовку - примерно такое же. И если для специалиста это - разовое участие, то для деврела получается значительная активность, так как нужен регулярный выпуск.

Достаточно типична ситуация, когда есть желающие выступить в подкасте, а деврел не уверен, что это нужно. И тогда есть вариант отправить такого желающего в к тем, кто уже ведет подкасты, чтобы человек попробовал. Это - не так сложно, может быть достаточно 1 часа: бриф на 30 минут о чем говорить, плюс 30 минут для общение с подкастерами, у которых будет запись. Но так можно только с лояльными подкастами, которым нравится бренд компании. Может быть дольше, если надо пообщаться с пиаром и провести разные активности, тут у него статистический пик в 3 часа. Запись подкаста может быть бесплатной или стоить денег, диапазон от 0 до 50к. Это - не считая промоушена конкретного подкаста, он отдельно.

В чем смысл участия гостем? Это реальный опыт для человека, после которого он может перестать хотеть быть подкастером и перестанет терроризировать деврела. Если интерес сохраняется - то гостем можно отправить несколько раз, и в принципе человек может втянуться, быть гостем разных подкастов и разговаривать на разные темы. В презентации была ссылка на podcast guide, как это делать.

Типичная ошибка, которую не надо совершать - это не доверять людям, подслушивать, попросить прислать запись и поправить. Это злит любого подкастера и лояльность бренду упадет.

А остальное - техника: свое помещение, оборудование, специалисты и софт; финансы: аренда, продакшн, промоушн. У подкастеров, к которым отправляешь в гости это есть. А вот если человек не остыл и хочет делать собственный подкаст, и убедил в этом руководство. то деврелу надо будет это организовывать. Помещение, оборудование, специалисты и софт стоит 40-80к, но это - на серию, а не на один выпуск.

И я тут из своего опыта хочу отметить, что техника и помещение - не главное, запускаться можно без этого. Я около года участвовал в проекте запуска TMFM - это гибрид свободного интернет-радио и подписки, дающей доступ к выпускам по выбору. Начальный этап там был в формате выпусков-монологов от отдельных ведущих, когда их набралось достаточно, то запустили непрерывную ротацию. И поскольку это была проверка бизнес-гипотезы, то у одних это был просто смартфон, а у других - более профессиональные варианты. И с самого начала была запущена аналитика по тому, дослушивают ли выпуск, или переключаются, это давало хорошее сравнение. Так вот, выяснилось, что никакой корреляции между качеством записи и интересом слушателей - нет, контент - главное. Да, нужен гигиенический уровень. но он достигается на смартфоне. Только надо записывать в тихой комнате, закрыв окна и двери, когда за стеной нет громких звуков, типа перфоратора. Еще нужно, чтобы стул не скрипел, и вообще сидеть на нем аккуратно, а смартфон лучше расположить вверх ногами микрофоном к горлу и записывать на него, и это - лучше чем большинство гарнитур, преимущество дает только дорогой профессиональный микрофон, и оно не принципиально. Пост-обработка записи профессионалами - полезна, но организаторы далеко не сразу нашли профи, которые умеют работать с такими записями: большинство говорили, что "ничего нельзя сделать", пришлось провести конкурс - и тогда профи нашлись. То есть такое умение - отдельная компетенция у работающих со звуком, и она редкая. Зато такой запуск дает возможность начать удаленно и на своем оборудовании, и для проверки гипотезы это очень ценно.

Кстати, еще поделюсь уроками: есть мнение, что хороший выпуск должен быть коротким, 5-7 минут, потому что слушают в машине или в паузах, и там - малые временные слоты. Это с самого начала было рекомендацией, но не обязательным требованием. И выяснилось, что при хорошем контенте до конца дослушивают и длинные выпуски по 20-30 минут. Казалось бы, короткий выпуск сделать легче, но лично у меня с этим часто были проблемы, так как я хотел донести комплекс связанных идей, которые надо было еще проиллюстрировать примерами, и в 7 минут это не помещалось. Теперь от своего опыта возвращаюсь к докладу.

Главное - организация.

  • Запись подкаста - полноценная работа, которая требует соответствующего отношения. В свободное время - не делается.
  • Надо отобрать ведущих, чтобы умели говорить, чтобы не бесил голос. А если подкаст с видео - то еще внешний вид и манера держаться, надо тренировать, проводить тестовые записи. Можно позвать опытного подкастера, особенно на начальном этапе. И надо учитывать, что люди болеют и увольняются, поэтому нужно несколько ведущих. Но это - техника, с которой не надо спешить, смотри следующие пункты.
  • Начало проекта - придумать 10 тем, их надо попросить придумать того, кто хочет делать подкаст, это же будут темы его выпусков. Тут есть разные подходы, но обычно тема - это название, подводка 4-5 предложений, и тезисы для разговора, которые разворачиваем. На этом этапе пропадает примерно половина желающих вести подкаст.
  • Когда есть темы: понять, кто твой слушатель и выбрать жанр. Жанров 20+, это вне доклада. Самый простой - запись интервью, 10 вопросов и погнали. Затем посоветоваться с дизайном, потом придумать название. Именно в таком порядке
  • Дальше надо заново придумать 10 тем: фокус-группа слушателей, жанр и название влияют на темы.
  • Написать сценарий на 3 ближайших выпуска. На этом этапе еще 2/3 отсеиваются.

Учитывая процент отсева, начинать надо не с техники и ведущих, а с проработки контента. Но если с темами получится, то надо быть готовым технику обеспечить, иначе человек инициатор будет думать, что ты и не собирался ничего делать, а задачи по темам ставил в надежде, что он передумает.

Вопрос: как проверить гипотезу о состоятельности подкаста? Есть тематика, гипотеза об аудитории. Способы проверки: опрос, тизер - из проектной деятельности. Подкаст - продукт, значит custdev

Была история. 5 стартовых записей, тестовый период 6 месяцев, 42 эксперимента, каждый - перемонтаж, сделали 13 записей от 2 до 20 минут, более 200 рабочих часов + 300к. 3 раза меняли стиль и повысили конверсию +25%, добавили персонажа "старик" - еще +10%, еще "девушка" +12%, а когда поставили девушку в социальную роль - +58%. А потом поняли, что на тех цифрах которые они имеют - делать подкаст не надо. Закрыли и списали.

На Яндекс-музыке сложно померить подписку - потому что там нет статистики. и промоушн забывает.

Аудитория подкаста - не прослушивание, а органический рост подписанной базы. Можно в телеграм-канал собирать, а дальше оттуда черпать. Но это уже не про запуск.

Ошибки.

  • Ключевая - не советоваться с пиаром гостей. Это убивает карьеру, потеря работы
  • Упустить работу с комментариями в соцсетях. Все может быть понято неправильно, вести к негативу. Надо следить и реагирвовать.

Алексей Марахин из Phystech.Genesis. Когда не стоит проводить хакатоны?

Алексей провел 120+ хакатонов в 17 странах, 25к участников, 100+ партнеров, и доклад - обобщение опыта. При этом фокус - не на технике организации хакатона, а на целях, которые можно достичь.

Итак, какие задачи НЕ решает хакатон.

  • Хочу нанять 100500 сеньоров за два дня
  • Хотим пофиксить все баги в нашем продукте
  • У нас в бэклоге заплесневело пара задач, отдадим студентам. В принципе, так можно, но студенты не будут благодарны
  • Участники сделают 100 фич, готовых в прод

Какие задачи решает хакатон

  • Повысить awareness бренда среди junior-to-middle. Хакатон на 200 человек дает охват 200к.
  • Расширить воронку найм в junior-to-middle. Хакатон на 200 человек - 600 целевых анкет, не все придут - но с этим можно работать.
  • У бизнеса есть запрос на генерацию идей, нужно хотим получить отклик от ИТ-сообщества. Идеи будут.
  • Мы понимаем, что качественный код - больше 2 дней, нужны люди и идеи, перспективные мы потом доведем до прода сами.
  • Если ваш продукт ориентирован на разработчиков. то с помощью хакатона его можно продвинуть, вынести в массы, а также проверить гипотезы.

При этом важно поставить понятный KPI - измерение цели, например:

  • Virus hach, для awareness: хотим 1000 участников, 6к регистраций, более 1м пользователей, nps 8 из 10.
  • Sber Cloud - привлечь малый и средний бизнеса (на слайде неверно): цель была 70 команд МСБ, 50 решений.

KPI меряем не только постфактум, а в процессе подготовки, и он влияет на способ работы.

Барьеры проведения хакатона

  1. Нет понимания развития стратегии бренда в целом. Хакатон встраивается в воронку, его результат должен куда-то пойти и нанести пользу. Если результат зависает в воздухе - он бесполезен.
    • Даже если сейчас стратегии нет, есть идеи - то все равно делаем cjm, jobs to be done
    • Начать с базы - хабр, сообщества, митапы
    • Настроить обработку лидов рекрутментом
    • Сходить к бизнесу, поговорить об использовании результатов.
    • Есть гайд, в презентации - ссылка: как встроить хакатон в воронку.
    • И пример.
      • Задача из 3 основных тем, которые уже анонсированы на хабре
      • На продвижении - статьи рекомендовали, люди пришли подготовленные.
      • Получили крутые решения
      • Подняли трафик на хабр
  2. Нет задач на хакатон. Идти надо к бизнесу, он мыслит широко, у него есть гипотезы. Только потом - в разработку. Тоже есть гайд. Кейс ВТБ: узнали у бизнеса mobile+web и metaverse, провели исследование на фокус-группах - что малая задача, реализуемо
  3. Если нет задач и экспертов. Можно партнерится, McKinsey партнерился со сбермаркетам, одним - решения, другим awareness
  4. Нет денег. Калькулятор стоимости хакатона. Можно партнерится с командами, можно идти в ВУЗы - там не профи, но дешево.
  5. Нет фокуса на кайф у участников. Тогда делать точно не стоит.

На слайде диаграмка: команда, бюджет, kpi. Если одного нет - можно устранить недостаток, в презе было как именно, а рассказать не успел.

И в заключении призыв: проводите с любовью к аудитории!

Евгения Финкельштейн VK. Поймай меня, если сможешь, или Работа со спикерами

По опросу, поиск докладчиков - самое сложное в работе деврелов. Она готовила 100+ выступлений, и они попадают в топовые выступления конференций.

Выступление эксперта - дешевый способ продвижения тех.бренда. Классный спикер - лицо компании. Но если спикер несет спорную чушь - это тоже от лица компании. Кто-то на митапе сказал, что язык А предпочитает Б, а СМИ напишет "разработчик вконтакте заявил..."

Нужен управляемый процесс. Не просто звать всех "выступайте".

По шагам:

  • Найти и заманить
  • Помочь подготовиться
  • Помочь во время и после
  • Мотивация

Эти этапы - признаются важными по опросу.

Выступать нельзя заставить, вернее, один раз - можно, но результат - сомнителен, а повторения не будет.

Главное - убрать препятствия и барьеры.

Первый барьер для новичков - непонятно что делать, вообще. Разница между ни разу не выступал и один раз выступил. И там - faq в компании, куда пойти, что сделать - и надо в открытом доступе, как только сотрудник подумает пойти. Дальше поэтапный план со сроками. предупреждение о нагрузке, точки помощи, например, слайды.
Барьер-2. Зачем выступать - самому спикеру объяснить понятным ему языком. Прокачка своих скиллов - развитие команды - Экспертность-Известность-Новые крутые коллеги - больше крутых проектов.
Барьер-3. Это никому не интересно - надо пиарить спикеров, показывать, что это интересно. Поддержка топами - чтобы не было "пожалуйста без отрыва от процессов", "конференции - фигня" - это сложная ситуация, с ней надо отдельно работать. И чтобы не только понимали пользу, но и транслирвоали ее. И подавали пример.
Барьер-4. Много других важных дел. Решение - быть пушнилой. Лишнее напоминание никогда не лишнее (хотя имеются противопоказания). Опрос коллег показывает, что им полезно. Надо на берегу договариваться "когда спросить", "когда напомнить". Сказать "передумал, нет времени" - ОК, а вот забыв пропустить - нет. Убеждаемся, что не потеряно.

Помощь в подготовке.

  • Тема. Про темы - у Ромы Поборчего был доклад и еще несколько - Макс Шевченко, Гриша Петров. Это не такая проблема, у людей есть наметки. Надо не вытащить, а докрутить коучинговыи вопросами.
  • Содержание: цель выступления - зачем я это сделал; целевая аудитория - что ты делаешь; польза аудитории
  • Заявка: название - баланс конкретики и кликбейта; тезисы для публикации; общие вопросы (био, аудитория, рыба о компании) - тут нужна инструкция; тезисы для ПК со спойлерами и планом - все равно это рассказывать придется, и лучше написать, чтобы поняли.
  • Отследить, что отклик пришел.

Когда приняли - готовим доклад и презентацию. Был алгоритм подготовки, сначала делаем структуру. Шаблон презентации экономит время. Помощь дизайнера полезна, то он должен быть с опытом в презентациях.

Опасный источник неудачи - несоответствие доклада и аудитории

Репетиции с ПК и внутри - нужно, но надо не переборщить. И тут разные задачи: у ПК задача сделать конфу в целом приемлемой, а у компании - сделать топ-доклад. это разные задачи. Но можно делать общий прогон или вести запись, по которой давать обратную связь.

При подготовке надо быть пушнилой, но не мешать. Секрет успешного успеха: надо готовиться к конференции. Подготовка рулит.

День Х. Помочь ориентироваться на конфе, особенно в Сколково - там запутанная площадка. Состояние в моменте сильно влияет на выступление. Так что стоит быть поблизости, чтобы поддержать, если что случилось: вы лучше умеете решать вопросы. И послушать - они видят вас в зале, это успокаивает.

Выступление - большой проект. Его надо закончить праздником. Впечатления и фидбэк, подсветить хорошее, например, вопросы.

И колесо закручивается: попробую выступить - это нестрашно - хорошо получилось - результаты на всю компанию - куда записываться на следующее выступление.

Мотивация. У всех - разная мотивация к работе. Выступают не ради подарков, хотя толстовка - важно и приятно. Мотивацию надо понимать и поддерживать.

Анастасия Неткачева из VK. Какую пользу может приносить стенд на конференции, или Как съесть рыбку и далее по списку

Она делала стенды компаний, в которых 200-1000-10к сотрудников, это разный масштаб. Сейчас деврел в VK, 20 интеграций от 4 до 150 м и стенды в топ-3. Она лид деврел vk, у нее своя команда, и команды деврелов продуктов.

Сейчас стенды - гигиена для деврел, на highload 59 стендов, будет больше. И разработчики приходят не послушать и посмотреть что происходит в индустрии, а за мерчом. И хотят не проходить задания. а получить бесплатно, чтобы было быстро. Идет эволюция: из профи-конференции в ярмарку тщеславия. Этот тренд не радует, но объективно он есть, и надо учитывать.

Стенд: задача - команда - идеи - реализации.

С задачей два сценария: или про стенд решило руководство, или решили сами.

Если решило руководство - бизнес, cto, cpo, hr, то вопрос: какая конкретная задача? Далеко не всегда ответ будет.

  • Что не должно быть задачами: все ходят, мы каждый год ходим, бюджет есть - что не сходить.
  • Могут быть: наем, релиз, ребрендинг, продажи.
  • Задачу стоит проверить контраргументами: стоит ли это делать с помощью стенда? Например, масштаб найма - может лучше дай-офер? Продажи - есть ли ЦА на конфе? Показать релиз - а это круто для аудитории, повысит статус компании?

Если решаем сами, то путь не отличается, вопросы - те же, но самому себе.

Два уровня KPI.

  • Бизнес: продажи, оферы, рейтинги, деньги.
  • У стенда: проходимость, контакты, кол-во людей прошедших опрос; бренд-трекинг в динамике. Не более!

Не закапывайте себя - не формируйте неправильные ожидания у бизнеса.

Если в компании продуктов и команд много и они разные, то вопросы по командам, где болит и есть задачи, с ними и идете на стенд. Стенд может решать разные задачи - как витрина.

Команда.

  • Нельзя делать стенд без разработчиков. Хотя это игнорируют. Разработчики - целевая аудитория, надо для них сделать прикольное, а для этого получать в подготовке обратную связь.
  • Где взять разработчиков и почему пойдут? Сообщество, искать у кого мотивация
  • Каждый должен делать свою работу: кто умеет писать - пишет тексты, кто умеет дизайн - дизайнит и т.п.
  • Идеальный пример: проджект (чатик, встречи), профильные разработчики - штурм и проверка идей, стендисты, копирайтер, маркетинг, дизайнер, СММ менеджер,...
  • Реальность: проджект - вы. стендисты = разработчики. копирайтер, маркетинг и cvv - один, который хорошо пишет. Дизайнеры, менеджеры по застройке, агентство - надо, делегировать,

Идеи. За эксперименты, на штурме - все идеи. Оля Бузова, замок и песка, воздушные акробаты, 10 путевок, котик на стенде. Записываем. А потом - матчим с задачами от бизнеса, ценности EVP, технологии, лиды - хотя бы собираем. Котик на стенде может помочь рассказать про Basic (барсик) - не реализовано, но можно. Но это уже фильтр после генерации.

Стенд:

  • часто так: визуал 30% механика 30% мерч 30% люди 10%
  • нужно по-другому: визуал 10% (был пример банер+2 стены) механика 30% мерч 10% люди 50% Потому как главное - чтобы люди привлекали и общались.
  • Механика - это не только игра, может быть зона экспертов.
  • Визуал: в ТЗ - эргономично, доступно, для вас
  • Механика: работает на ваши задачи, не развлечение. Рожденное внутри - лучшая. Никто лучше вас не знает про вас. Не отдавайте креатив внешним агентствам или интегрируйте правильных людей в процесс выбора и выбора решений. Баланс между интеллектуальным и развлекательным, разные активации на разный вкус. Если цель - объединить - то подумайте про геймификацию на цель.
  • Мерч - игра вдолгую, он должен ассоциироваться с вами, носки-ск связка. Дорого не значит классно, классный мелкий мерч, брелоки - борются. Не обесценивайте - не раздавайте просто так.

Люди: промоперсонал на техконфе - зло, они могут наливать сок, но не должны презентовать компанию, они портят облик. Скучающие разработчики на бинбегах - зло, с этим надо работать, в том числе отпускать погулять, с вызовом сообщением. Соблюдайте баланс тех, кто умеет говорить и умеет ответить на вопрос.

Охота за контактами. Не прячьте слона, все знают. Не добывайте обманным путем, играйте честно и давайте выбор.

В конце чек-лист: зачем; сохраняем лицо мы это мы; не переусердствуйте с креативом; правильные люди; механики как инструмент; не мерч - главное; контакты - честно.

Чудес не бывает. Классный стенд не приведет толпу кандидатов и не обогатит. Но поможет собрать контакты и презентовать компанию, и получить обратную связь на эту презу.

И в заключении. На нашем рынке предложение должно формировать спрос, а не наоборот. Потому что по обратной связи от разработчиков надо просто раздавать мерч и не напрягать. Но это не решает ваши задачи. Впрочем, я отмечу, что по обратной связи от ИТ-катка, люди хотят контента, докладов. Так что тут вопрос баланса.

Анна Курносова из Яндекс. Стенд, который построил инженер

Продолжение темы стенда. Чек-лист стенда и интеграции в конференцию. Он сделан по тем же пунктам, и в чем-то повторяет, а в чем-то отличается, по-другому ставит акценты. И я хочу отметить, что в презентации - очень много материалов. которые проговаривали пунктиром.

Сбор рабочей группы. Кто стоит, предлагает идеи, верифицирует контент. 
  • Откуда: через руководителей, через коллег-деврелов (если они есть), просто зайти в инженеров
  • Договариваемся на берегу - куда идем, чем будет заниматься. Есть у кого замылен глаз. Но если хотим нестандартного или не повторяться - то надо работать с новичками и солому подкладывать
  • Обсудить желание самого инженера, каждого. Даже когда получили через руководителей
  • Границы: работы в группе, неудобные вопросы. Почему не уволился, чем ваши проекты классные и отличаются. Их себе задаешь не часто.
  • Много этапов, жесткий тайминг, движение по самому медленном - поддерживаем
  • Нет быстрого эффекта. Нельзя сделать одну конфу и получить очередь на вакансию. Инженеры в группе могут ждать - формируем ожидания. Метрики, с которым входим, показываем воронку, обратную связь.
  • Найма не будет. Если говоришь - половина людей уходит и это ОК.

Первый слайд на каждой встрече.

  • работа со стендом - часть работы, руководитель должен быть в курсе
  • встреча - дорогая, много людей собрать. Высказываем мнение не молчим, уважаем
  • Тайминг
  • Встреча с камерами! Мимика рулит
  • Не прогуливаем встречи, делаем домашки - рефлексия

Посылы - что говорим о себе.

  • Переоизобретаем посылы
  • не используем готовые evp (ценности, принципы, манифест).
    • есть вероятность, что готовые посылы не проверялись на инженерах, они про продукты
    • есть вероятность, что они устарели
    • инженеры могут прочитать и запомнить, но вряд ли пойдут проверять. Мы прочли "компания двигает индустрию в будущее", мы прочли, воспроизвели, а тут человек спрашивает "как интересно, давайте подробнее" - и он зависает. Тогда впечатление портится. Надо самим верить, а для этого переизобретать.
  • У нее есть механика - есть на слайдах. не рассказана. 6 вопросов. Но вопросы должны меняться, в зависимости от цели и компании: рассказать что вы есть, или донести, что сейчас выводим вау-проект и так далее. Она сама тоже ответила.

Задали вопрос инженеру "почему пришли в компанию". Его задают на стенде. И если у них стандартные ответы, которые не вдохновляют, с этим надо работать.

  • Уникальность - меняем название компании - если тезис остается справедливым - не интересно.
  • Гигиена - про зарплату, печеньки есть у всех, это не может быть решающим фактором. Проверка - через отрицание.
  • Оценочные суждения надо подкреплять. Потому что у всех много данных и крутые проекты, нужны доказательства, цифры про ваши.

Просеяла, получила текстик - и получилась внятная история, которую можно вынести наружу.

И инженеры сами проходят этот путь - могут доказать. И себя проверять - она много раз делала, и все равно фильтр.

Рассказываем про сито - и они сами себя челленджат в группе. Перечитываем что получилось. Когда инженеры рассказывают техническое - они себя челленджат. Пишут на Котлине, на фреймворке - а кто-то из соседней говорят "это устарело". И еще отсекается соблазн обобщать на компанию.

Проверяем то, что получилось с официальной позицией компании, evp (employee value proposition) и rtb (reasons to believe). Разбираемся, если не совпало.

Как с деньгами и метриками?

  • Нет ничего - чат-бот, люди проходят квизы за мерч, что-то запоминают.
  • Конфа - партнерская. Когда человек пришел на вашу - он ваш. А на общей конфе - много стендов конкурируют за внимание.
  • Откуда новое - от инженеров. Деврел знает как работает конфа. Инженеры знают продукт - дайте площадку.
  • Наборсы: (а) проведите через cjm продукта участника конференции. Идея для яндекс-директ сделать таргет так, чтобы при запросе с конфы вылезали банеры с задачами, и ответ можно было вбить в поиск. (б) специфика конфы - головоломки, квизы, (в) сценарии агентства - необитаемый остров и т.п.
  • Тестируем творчество - на стендистах, они лояльны. Тренировка стояния на конфе - одни стендисты отвечают, другие играют роль посетителей. Не только сам стендист тренируется, то и коллеги знают, кто в чем силен и где нужна поддержка.
  • День Х. Последняя регулярка, когда напутствие. Самое начало, деврел - не свободен: у него фокус поддержки людей на стенде. Форс-мажор со стендистами - подстраховка и т.п.

А зачем это все? Инженеры 2 месяца заняты непонятно чем? Деврел может сам все сделать? Может быть. Это вопрос веры, она сомневается в своем подходе. Но последние годы - стенды удачные, все больше подходят с вопросом "кто делал", а они отвечают "мы сами".

Благо от процесса - как в выступлении. Глубже разбираешься в продукте, свой и соседний. И можно рассказать на коммюнити. И опытные стендисты.

Панель - взгляд на деврелов от организаторов конференции

Участвовали Олег Бунин из онтико, Дмитриев из jug.ru и Григорий Коган из Ижевска, там региональные конференции. Записи панели нет.

Дальше тезисы, не все с указанием авторства.

  • Бунин. Несколько лет назад пришли на конференцию банки, решившие что нужна экосистема. И был скачек активности на стендах: мерч, призы и так далее. Сейчас будет следующий скачок - добавится реальный сектор.
    • На этом Highload было 59 стендов, на следующем будет 80, если в Сколково, а если в Крокус - то неограниченно.
    • Есть гигантские стенды, а есть - небольшие, и они тоже работают.
    • Но зеленые и желтые компании - хотят свои конференции, так что могут быть разные сценарии.
  • Коган из Ижевска. Есть несколько групп партнеров. Федеральные работают по методичкам из центра. Гонка вооружений, механики одинаковые и мерч тоже. Местные ИТ - пытаются им подражать. А местные не-ИТ часто имеют старые представления, что достаточно выступить со скучными циферками, и организаторы пытаются как-то поменять это представление, вытащить их в современность.
  • Бунин. Луна-парк, развлечения - важная часть мероприятие. Приходят на контент, но главное - общение и луна-парк - место общения. И плюшевые игрушки не помогут - они есть у всех, тут победители по бюджету. Надо конкурировать с умом, доклады - важно.
  • Ижевск - три мероприятие, одно - их и еще два. Студенты - приходят собирать мерч только.
  • Бунин. Краеугольный камень evp. Почему разработчику надо придти в вам. И дальше - его тащите через конференции и митапы. Инструменты набросаем, но как отобрать, если нет цели?
  • Суть HR-бренда - это когда человек задумался о новой работе - и вспомнил вашу компанию. А что в HR-бренде кроме найма.
  • Что вспомнит разработчик про компанию, покидав плюшевые кастрюли в дырку? С мест были реплики, что там хитрая механика: чтобы покидать - очередь, и с теми, кто стоит в очереди стендисты работают, рассказывают.
  • На конференции нужна инфраструктура для всех, и для стендистов тоже, потому что они на стенде с 8 до 20.
  • Ижевск.
    • Интересная интеграция - ПМ-бар, потому что, оказывается, у многих была работа в баре.
    • Непейвода - постоянный участник, и там разные штуки. И идея трека - рассказать интересненькое, в том числе для партнеров.
    • Малые мероприятия, растут до конференции, решающей социальные задачи.
    • Технлогическая конфа, играли слоган - самая умная вечеринка. От слогана компании "умная компания".
    • Интеграция - параллельно с афтерпати квиз или что-то еще.
  • Реплика от Бунина: evp самая умная компания - сейчас не катит, в 2015 было можно, а сейчас все считают умными.
  • Дмитриев.
    • Одна компания проводила конфу, спонсор интегрировался, а стендистов не набрал.
    • Кейс. Подается заявка через call for paper. Не обязательно сам докладчик, подают за него. Приходит на созвон с ПК дверел, до конфы недели 3, показывает 4 слайда. ПК просит спикера, а тот возмущается: что вы меня зовете? Прилично таких случаев, когда приводит дверел и защищает спикера, и тогда перегибают палку.
  • Партнерские доклады. Пришли в ПК с требованием взять доклад. И потом пошли жаловаться организаторам "вы можете сказать ПК, чтоб тот знал".
  • А еще - три одинаковых стенда с одинаковой механикой и мерчом.
  • Мир раздавал книги, как устроена у них разработка - и было круто и интересно.
  • Ижевск. Лунапарк и развлекухи - пойдут сеньоры или мидлы? Сеньор: все как обычно - лучше почитаю хабр. Нужен контент.
  • Бунин. Сеньоры любят носки. Но давайте играть по-серьезному. Время плюшевых игрушек и сахарной ваты закончилось. Их разбирают, но что это говорит о компании... У них - 180 видов интеграций. Но чтобы предложить - нужно evp
  • Запрос. На больших конференциях где 2-4 тысячи участников - сложно знакомиться. Нужны механики.

Алина Каширская из Тинькофф. Осторожно, тонкий лед: от IT-катка до IT-пикника

Рассказ о том, как выходить за рамки привычного и искать новые форматы. Как соблюсти баланс веселья. В организации был интересный опыт взаимодействия с маркетингом и пиаром, они мыслят иными масштабами, чем деврелы. И как оценивать результаты мероприятия, если это - первая штука.

К концу 2022 года было понимание, что все, что делают деврелы - стало базисом, многие вокруг делают тоже самое. Год был сложный, росли и выживали, но на будущее думали, что надо искать что-то новое. И тут пришли ивентщики и сказали, что есть бронь на каток в парке Горького. И кто-то из топов предложил "может, выйдем за привычный формат?" Идею придумали топы, но продумать подробности и реализовать - доверили деврелам, это свидетельство репутации в компании.

Что хотели? Хотели выйти за отдельные стримы. Сделать место, куда можно придти всей семьей, показать папе, маме, детям. А еще вместимость площадки позволяет позвать коллег из других компаний, и они решили, что это будет интересно. И действительно получилось сделать фестиваль на люду с большим числом участников из разных компаний. В этом году будут делать еще раз. Отмечу, что каток уже анонсирован. Будет детская зона, ребенка можно взять с собой на большой. а можно - оставить там.

Минивыводы. Хотите быть дерзкими - будьте. Но ответьте есть ли базис: удовлетворены ли заказчики, оценивают ли стейкхолдеры вас как экспертов, без этого не будет доверия. Как искать? Ищите - в других форматах. Она сама любит выставки, ходит и смотрит: садовых ложек и многое другое. там попадаются идеи.

Делали быстро, за 1 месяц надо сделать каток на 3500 участников. Поэтому была совместная работа с PR, маркетингом и внешним агентством. Уроки взаимодействия.

  • Нужен синк! В большой компании тяжело продать идею смежникам, сделать за месяц новую классную идею.
  • Нужно иметь четкий таймлайн принятия решений.
  • PR. Первый заход был - какие ресурсы. У ребят - крупные запуски или GR. Надо честно сказать про ресурсы. Поделить поляну, где кто эксперт. PR отдали vip, и они были рады, отпустить и оторваться от привычного. F те предложили классную идею с мишками - офлайн-перформанс у 7 ИТ-компаний. И надо делать единую команду, общие синки и соорганизация.
  • PR мыслит масштабно, его участие обеспечило 18+ млн уникальных пользователей, таких цифр не было не разу, 2 ТВ-сюжета, публикации
  • HR-маркетинг. У них есть свой, чтобы пришла их аудитория. Но они никогда не делали такой огромный ивент на такую аудиторию. При этом декабрь - дорогой для рекламы, а в январе - спят. Надо думать, какие каналы задействовать, иметь планы Б, В, Г... У них сработали сторис в мобильном банке.
  • Агентство с ведущими - провал, не угадали с профилем. И пришлось идти в микроменеджмент.
    • Дизайнеры любят править ваши логотипы не доустимым образом, за этим надо следить.
    • Обязательно скажите где стоп-слово, какие шутки - не допустимы.
    • В квиз и квест они интегрировали историю со своими продуктами, это сработало хорошо.

Про оцнеку. Много участников и позитива. Но и негатива много, в паблике любая остывшая чашка кофе снизит оценку. Будьте к этому готовы. Сработала история, что люди ходили парами, семьями, командами. Была миддл и сеньор-аудитория. И это стало самое обсуждаемое событие.

И, что интересно, судя по отзывам люди все равно хотели докладов.

Алина Боровицкая из AvitoTech. Дистрибуция контента, и за что они с нами так

Это доклад без rocket science, просто выравнивание опыта.

В феврале 2022 - ушли fb и твиттер. И они замолчали на месяц, на рынке все странно, все планы сломались.

Выход - выходить с контентом. Рекламы не было, просто посты в соцсетях.

Как быть, если материала мало, а работать нужно? Инженер выступил - можно переписать, сделать статью или серию постов. Или короткие шоты. Не стесняйтесь переиспользовать, у каждого типа контента - своя досягаемость аудитории.

Какие инструменты у них остались? Остались вконтакте и телеграм. Еще есть дзен и rutube - дубли.

Репост статей, телеграмные кружочки (они конверсию не увеличивают), посты в соцсетях. Пост из телеграма надо конкретно промоутить. Telegram ads, но там не посчитать эффективность.

Видео, митапы, крупные проекты - тоже надо продвигать

  • Митап - зайдет в Яндекс-директ
  • Стажировки - Вконтакте

Маркетинг всегда работает по-разному. Вы запомнили настройки - а в яндекс-директе обновились алгоритмы. Или вы задолбали аудиторию Маркетинг - нестабилен. Надо успокоиться и тестировать.

К сожалению, в инструментах, которые остались, в Яндексе и Вконтакте, их целевой аудитории нет. Она была в FB и inst и Телеграм. И надо как-то дотягиваться.

Можно покупать рекламу. И TelegramAds, хотя есть вопрос - этично ли ее отправлять туда, где вам отказали в рекламе?

Почему не надо боятся маркировки рекламы? Потому что легче не станет. Процесс маркировки лучше делегировать с ответственностью. Токен может делать любая сторона, можно автору.

Нет разницы, размещено платно или бесплатно, суть в содержании.

  • Если описываете свойства товара без призыва, восторгов - это не реклама. А если любимая конференция и промокод - реклама.
  • Спикер сходил в подкаст со ссылкой - обычный пост. А если промокод и призыв покупать - реклама.
  • Если сомневаетесь, что сами можете - делегируйте

В мае был массовый лонч Академии Аналитиков в 2023. По площади в Яндекс директ и таргет по группам ВК

Прицельные истории - социальные сети, выходы и партнеров - и посевы в правильных целевых группах. Телеграм-бот - дубль лендинга, и еще telegram ads. И почта на тех, кто не дошел до финала - тем, кто реально прогрел и хотел. И большой отчет - откуда кто пришел, при чем с воронкой. Сколько кликов и до какого этапа дошли кто пришел.

Как меньшими усилиями доставлять? Делегируйте! Но! Не было ни единого агенства, которое сразу поняло. Нужно полгода на срабатывание.

Если нет возможности - аккуратно приспосабливайте услышанное из этого доклада. Приоритеты, потом переиспользование, потом малые группы и каналы, потом другие бюджеты на малых мощностях (10тр - Яндекс-директ).

Срабатывает неожиданно. В одной хейтерской группе регистраций на митап было больше, чем в дружественных.

Но чем больше делегируете, меньше контролируете - тем больше места вам для креативной идеи.

Экспериментируйте и тестируйте. Будьте любознательны!