2020-12-13: О власти - Петр Щедровицкий и Александр Кожев
м |
м |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
13.12 [https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/3621218947935033 Мой пост на FB] [https://www.facebook.com/groups/rusdynamics/permalink/3274718692654804/ Этот пост в группе Спиральная динамика] | 13.12 [https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/3621218947935033 Мой пост на FB] [https://www.facebook.com/groups/rusdynamics/permalink/3274718692654804/ Этот пост в группе Спиральная динамика] | ||
− | 06.02 [https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/3761933630530230 Полный пост мой] [https://www.facebook.com/groups/rusdynamics/permalink/3409501352509870/ в группе Спиральная динамика] | + | 06.02 [https://www.facebook.com/mtsepkov/posts/3761933630530230 Полный пост мой] [https://www.facebook.com/groups/rusdynamics/permalink/3409501352509870/ в группе Спиральная динамика] - там обсуждения |
{{wl-publish: 2020-12-13 17:09:11 +0300 | MaksTsepkov }} | {{wl-publish: 2020-12-13 17:09:11 +0300 | MaksTsepkov }} | ||
[[Категория:Книги]][[Категория:Спиральная динамика]] | [[Категория:Книги]][[Категория:Спиральная динамика]] |
Версия 23:14, 12 февраля 2021
Петр Щедровицкий в своей ленте начал серию постов про теорию власти Александра Кожева. Вопрос актуальный, а рассмотрение глубоко, поэтому рекомендую и посты Петра, и первоисточник — книга «Понятие власти» переведена и издана в 2007. Постов пока три первый, второй, третий.
Я пока проникся недостаточно чтобы читать первоисточник. Но прочитанное уже породило мысли, которыми я тоже хочу поделиться. Далее — мой текст, все цитаты — неточные, а все смыслы — интерпретированные. Это пишу я, а не авторы.
Кожев отделяет и противопоставляет понятие Власти от Силы. Власть для него означает добровольное подчинение одного человека другому в социальном взаимодействии. Именно добровольное, когда человек видит альтернативы в виде неподчинения или возражения или дискуссии для поиска компромисса, но сознательно их не использует, а подчиняется власти. А сила, применяемая для подчинения, означает недостаток власти, который и вынуждает приказывающего активно действовать, добиваясь исполнения своего приказа — у него не хватило власти, чтобы обеспечить подчинение. При этом рациональное подчинение перед лицом угрозы применения силы приравнивается к подчинению силе, нет речь о том, что это добровольное подчинение власти.
Это — очень интересное противопоставление и разделение понятий Власти и Силы. И здесь стоит рассмотреть ситуацию, когда действующих субъектов не два — властитель и (не)подчиняющийся, а три, и насилие обеспечивает третий субъект, как раз добивающийся подчинения второго властителю — например, полиция или армия. Фишка в том, что полиция и армия — тоже состоят из людей. И они, получается, подчиняются властителю добровольно, они сами выбрали такую деятельность: насилием обеспечивать выполнение его приказа. И настоящая власть по Кожеву у властителя есть над ними. А над остальными — лишь в той мере, в которой они добровольно подчиняются.
Далее Кожев вводит типологию власти, основанную на том, ради чего люди принимают решение о подчинении воли другого человека. Он говорит, что есть четыре теории власти.
- Власть Отца, традиций, старейшин, известная с древних времен. Схоласты обосновывали власть Бога опираясь на ту же теорию власти, потому что Бог властвовал над всем по праву творителя, породившего мир.
- Власть мудрого вождя и учителя, который знает правильный путь и ведет им, и подчиняющиеся признают за вождем знание истины и добровольно за ним следуют. Такие основания для Власти рассматривал Аристотель.
- Власть Справедливости в лице судьи или арбитра, которому люди подчиняются добровольно. Это власть, как ее рассматривал Платон.
- Власть Господина, добровольно признаваемая Рабом, сознающим свою ничтожность и потому принимающим возможность жить в подчинении как единственный шанс получить приемлемые условия жизни. Это теория Власти Гегеля, которая является самой новой из перечисленных и очень далеко отстоит от эпохи рабства.
В посте Петр подробно разбирает все четыре вида власти и их отличия между собой, и я не буду это переписывать — читайте оригинал.
Мне важно посмотреть на эти виды власти с точки зрения спиральной динамики. Уровни легко опознаются. Власть отца и традиций соответствует фиолетовому. Власть вождя — красному, и не зря Аристотель был учителем Александра Македонского, а власть справедливости Платона — это синий уровень. И все эти типы власти были дискредитированы французскими Энциклопедистами, которые показали недостаточность этих оснований для безусловного подчинения, а потребовали подвергать их рациональному сомнению и доказательству. Что разрушает власть: как только подчинение перестает быть безусловным, власть испаряется.
Поэтому новому времени потребовалась новая теория власти, и именно ее создал Гегель. Она соответствует оранжевому уровню. Тут мы имеем парадокс: самая новая теория сформулирована в терминах давно ушедшей на момент ее создания эпохи рабства. Но при этом она еще и формулирует рабство как добровольное, а не обусловленное силой. Почему надо подчиняться добровольно? А потому что господин обладает мудростью вождя и собственным представлением о справедливости, и он готов сделать свою жизнь и свое благополучие ставкой в деятельности, рискнуть, чтобы утвердить правоту. И через этот риск получает право Господина. А те, кто не хочет рисковать, кто хочет стабильного существования должны признать, что их удел — лишь в подчинении, в отказе от собственной свободы.
Такая вот диалектика. В некотором смысле, это дилемма Раскольникова «тварь я дрожащая или право имею?», но поставленная в условиях свободного предпринимательства: или ты рискуешь создать собственное дело, и тогда ты — господин, или твой удел лишь добровольное подчинение.
Понятно, жизнь идет дальше, и сейчас можно говорить о понимании власти следующих уровней. На зеленом власть исчезает для тех, кто достиг этого уровня и живет в гармонии и согласии с другими. Но пока есть те, кто не достиг — они должны признать власть просвещенных учителей и добровольно за ними следовать. А на желтом уровне Власть проявляется как ситуативное лидерство компетентного и инициативного, добровольно принимаемая остальными на то время, пока они полагают предложенную идею наилучшей в текущих условиях.
А в заключении мне хочется вспомнить диалог из Хайнлайна «Луна жестко стелет», который хорошо говорит о Власти и Свободе. Ведь по Кожеву мы сами даем Власти право распоряжаться, добровольно подчиняясь и исполняя ее веления. Вот он.
- — … я хочу, чтобы вы ясно перечислили, какие правила вы считаете обязательными в качестве гарантии равной свободы для всех и каждого.
- — Сударыня, драгоценнейшая, я с удовольствием соглашусь с вашими.
- — А по-моему, вы никаких не признаете.
- — Совершенно верно. Но соглашусь на любые, которые вы сочтете необходимыми для обеспечения своей свободы. Я и так свободен, какие бы правила меня ни окружали. Если я нахожу их терпимыми, я их терплю. Если я нахожу их несносными, я их нарушаю. Я свободен, потому что знаю, что только я один несу моральную ответственность за то, что делаю.
Поэтому будьте свободны, и помните, что вы сами дали власть над собой кому-то еще.
13.12 Мой пост на FB Этот пост в группе Спиральная динамика 06.02 Полный пост мой в группе Спиральная динамика - там обсуждения