В четвертой лекции по системам разделения труда, которые Петр Щедровицкий читал в 2016 году (мой конспект), в ответах на вопросы был его ехидный комментарий о ключевой проблеме ряда интеллигентов - интеллектозе, который не позволяет от мечтаний и планов перейти к деятельности. В общем, явление не новое, Манилов у Гоголя именно таков. Но созерцательно мечтать хорошо, когда жизнь благополучна, а если это не так, то созерцатель превращается в нытика.
Быть нытиком - некрасиво и противно, особенно интеллектуалу, и потому они нашли способ красиво обернуть такое существование, возведя в особую ценность собственную ранимость и неспособность к действиям. И получились люди-снежинки, о которых я пару лет назад прочитал великолепную статью Таты Олейник (пост на FB). Для IT-сообщества замечу, что название "люди-снежинки" дано именно за виртуальную ранимость, это калька с английского, и оно никак не связано с людьми-снежинками Максим Дорофеев, о которых я услышал от него на SPMconf-2012 (видео, мой конспект). Но при этом по смыслу и те и другие - не способны к продуктивной деятельности потому как руки у них растут из неправильного места. Проблема в том, что когда нытиков много - они чувствуют свою силу и становятся агрессивными. А свежая статья Таты (пост на FB - уже о книге, в которой культура жертвы описывается как современный этап развития социума, приходящей на смену предыдущим. Особенно в академической среде, и эта часть мне напомнила о Бумерите Уилбера, описывающим аналогичное явление. Кстати, по прочтению статьи мне показалось, что в книге может быть вскрыт механизм травли способных при власти толпы, охлократии Аристотеля. Впрочем, авторы таких аналогий не проводили.
Парадокс состоит в том, что те концепты, которые положены в основу ценностей переживаний жертвы и особой заботы придумали вовсе не беспомощные нытики. В недавнем посте Анатолия Левенчука об учителях которые всегда неправы, если развлекают учеников недостаточно, была ссылка на текст https://ivanov-petrov.livejournal.com/2287616.html, описывающий развитие концепта. Там это рассмотрено подробно, с именами и ссылками. А я скажу, что сначала был тезис о том, что всякая деятельная позиция власти по определению проводится в интересах господствующих классов, и потому задача интеллектуала состоит в том, чтобы сорвать манипулятивные покровы с ее рационализации, деконструировать и обнажить "правду", обесценив деятельность. И далее это было обобщено на любую деятельную позицию вообще. И лишь переживания жертвы были объявлены ценностью, которая не подлежит критическому рассмотрению, потому что это же - личный интимный опыт.
Все это было проделано достаточно давно, и текущая ситуация - лишь проявления того, что такая идеология стала распространенной. Как тоталитарно культура деконструкции проявляется мы можем явно видеть в недавних событиях в Белоруссии, Штатов и в других странах. С разной силой, из разных позиций. Но значительная часть современной политической повестки такова. Но, как всякий тоталитаризм, эта культура проявляется не только в общественно-политической жизни, а в социуме в целом. Есть достаточно много историй о том, как это институализировано на западе на уровне регулирования бизнеса государством и на уровне конкретных компаний.
Так что деконструкция может проявиться в любой деятельности и разрушить ее из-за недостаточной инклюзивности и трепетного отношения к жертвам, желающим участвовать, которых почему-то не приняли. И которые из жертв превращаются в палачей. Как дети, которые не умеют играть, но при этом умеют жаловаться воспитателям, что их не приняли и обидели. Хорошие воспитатели учат играть, а плохие - просто прекращают игру, ставя KPI по включению всех. В обществе - плохие, потому что в роли их - те же дети, просто занявшие такую позицию - деструктивно разрушать чужие игры через свои правила.
На этом я завершаю пост. Это была мозаика, которая совершенно неожиданно сложилась из разных кусочков. Она мне не нравится, и если меня убедят, что картинка - ложная, то я с удовольствием соглашусь.
Пост на FB - там обсуждения
[ Хронологический вид ]Комментарии
Войдите, чтобы комментировать.