SoftwarePeople-2011 тренинг Мейдена

Материал из MaksWiki
Перейти к: навигация, поиск

Был на тренинге Нила Мейдена, который проходил в рамках Software People.

В них ссылка на сайт http://creatingminds.org/ на котором большое количество описаний различных техник и подходов креативного мышления.


Я решил пойти на тренинг, когда прочитал его резюме вместе со списком публикаций — оно внушало уважение. Когда представляется возможность послушать такого человека, стоит это сделать, а тренинг — хорошая возможность. Теперь делюсь впечатлениями. Хочу отметить, что большинство ссылок в этой статье — нашел пока писал отчет, они могут быть неверны, сделал их для себя, так как, наверное, вернусь к этой теме.

Сначала о нем самом, часть этого он рассказывал. Нил работал в ИТ и в свое время его сильно обеспокоило, что традиционный процесс, RUP + UML, который сильно распространен, существенно сводит работу к процедурам, исключая творчество. Он убежден, что разработка в ИТ — творческий процесс, прежде всего на этапе постановок (которые он традиционно называет требованиями, хотя по форме у него не совсем оно). Соответственно, он вышел за пределы области и привлек в ИТ методы решения творческих инженерных задач, в частности Creative Problem Solving Осборна, и другие. На тренинге упоминал ТРИЗ, откуда тоже почерпнуты многие идеи. И применяет именно такой подход при сборе требований. При этом решение получается не чисто ИТ-решение, оно активно затрагивает и автоматизируемые бизнес-процессы — что вполне естественно. При этом у него большой практический опыт участия в различных больших успешных проектах, в том числе в областях, требующих крайне надежных решений, например, в софте для аэропортов и авиадиспетчеров. А еще Нил создал курс, на котором обучает студентов в City University London креативному решению проблем.

Теперь о самом тренинге. Он несколько не оправдал мои надежды, которые возникли после доклада Нила на конференции. Узнав о таком опыте, я подумал, что смогу получить больше практических рекомендаций по использованию в рамках процесса разработки, но это не получилось. Нил работает на этапе начального проектирования, что, конечно, естественно — креативные решения тогда более востребованы, но материалы тренинга ограничиваются самим креативным процессом. Кроме того, как я понимаю, такой тренинг более адекватен для большинства участников — у них стоит акцент на то, чтобы начать действовать креативно, хотя бы на этапах проектирования, а не на том, чтобы принести эту практику в повседневную жизнь. Потому что больше половины слушателей используют традиционный RUP-процесс в том или ином виде.

Подробно излагать материалы тренинга я не буду — потому что я не конспектировал плотно, зная, что презентацию мне пришлют. Но основные идеи и практики — отмечу.

  • Техники креативных решений в ИТ классифицировала Boden (подробности). Различают:
    • Трансформация границ проекта — снятие и изменение ограничений
    • Техника обмена и передачи идей
    • Техника исследования требований
  • Новизна идеи — относительно формализованное понятие, есть классификации. Определение Ritchie через семантическую непохожесть, и ее можно измерять (проект).
  • Поиск креативных решений — индивидуален.
  • Есть коллективные формы с передачей. Например, когда бизнес-специалисты осознают абстрактные ИТ-концепции так, что применяют их в своей предметке, получая принципиально новые выводы — такая передача креативной эстафеты.
  • Заказчику надо предлагать идеи. Можно воровать чужие — если вы способны понять чужую идею настолько, что можете ее воплотить — тоже неплохо.
  • Задача — всегда поиск баланса между противоречащими функциями, например, мотор — легкий, но мощный и прочный.
  • Ключевая практика — RESQUE Creative Workshop.
    • Можно прочитать pdf. Она — авторская. На входе имеем текущее состояние + желаемое будущее + технические ограничения, на выходе — иерархический список usecase и storyboard для ключевых usecase. Usecase — достаточно общий, это некоторая относительно длинная история.
    • Важная часть — комната для Workshop. Она содержит много больших рабочих поверхностей — доски для рисования и прикалывания бумажек, большой, до 6 м, стол (storyboard). Правильно, чтобы все материалы можно было окинуть взглядом одновременно, взять для изучения некоторую комбинацию — это дает неожиданные идеи.
    • Что есть storyboard? Это графически организованное изложение usecase. Usecase напоминают истории, и в этом — секрет успеха. А графическое изображение будит фантазию. Usecase рассказывается в 6-9 кадров с подписями (техника сценария фильма).
    • Визуальный образ, метафора должна быть неоднородной — диаграммы в стандартной нотации способствуют креативности куда меньше.
    • Типовой workshop — 2 дня. Каждый день — 4 этапа в результате оформляются некоторые идеи, дальше они синхронизируются между рабочими группами и процесс повторяется. Группы работают в одной комнате, большое пространство. Если есть возможность, полезно запускать 2 группы по одной проблеме параллельно, с синхронизацией в конце дня.
    • Полезны 2 фасилитатора: один помогает группам оперативно, а другой — отслеживает ход обсуждений в целом. Часто появляются неожиданные повороты, надо их засечь и оперативно скорректировать план.
    • Workshop может не дать идей, это тоже результат — с большой вероятностью проблема объективна и с ней стоит смириться.
  • Мощная техника — решение по аналогии. Берут другую область как шаблон, строят параллели, формулируют аналогичное решение в исследуемой области и дальше с ним работают. Для авиаперевозок использовали опыт ЖД-перевозок, а еще аналогию переговорного контракта, где предметом был коридор полета. А еще — интеллектуальные шоссе и дорожные знаки. И это позволило найти новые для специалистов решения. Шаблон должен быть элегантным — простым, но работающим.
  • Техника построения креативных метафор и образов — потребовать сделать их на основе заданных изобразительных средств. Например, брали набор иллюстрированных журналов и задание — описать процесс образами из них (что попалось). Это снимает с привычных рельсов. Следующий этап — еще и вбрасывать картинки по одной после первой версии.
  • Мозговой штурм по ограничениям.
    • Выявить их, особенно неявные
    • Работать с каждым — а если его нет, а если его ослабить, а если взглянуть по-другому.
    • Пример. Задача — снизить шум аэропорта. Реально можно сделать его предсказуемым для жителей окрестных домов, и перераспредлив, уменьшив ночью. Это проще, чем вообще снизить, а эффект достаточно велик.
  • В творческом процессе есть нечто такое, что удаляет конфликты (при правильной модерации). Был опыт, когда конкурирующие поставщики по 10 минут представляли каждый свое решение, а потом все вместе брайнстормили вместе с заказчиком, получая интегрированную конструкцию.
  • Понятно, что процесс дорогой. И только 20 % идей оказываются реализуемыми. Для важных проблем — оно того стоит.
  • Методы поиска решений
    • Explore — поиск решения по определенным правилам и процедурам
    • Combine — комбинирование известного, аналогии
    • Transition — изменение условий задачи, исследование альтернативных парадигм.
  • Техника поиска новых решений, реализаций. Сначала генерация идей движения к некоторым обобщенным цели (trigger), достижение которых обычно уместно и позитивно в ИТ (информация и возможность выбора, коммуникации, доверие, удобство, экология, сервис, соучастие). Потом — выбор основных, и комбинация их в некоторые сценарии, с привлечением других. Дальше — ояценка полученных сценариев…
  • Как заставить порождать идеи? Можно просто обязать сделать комбинацию из заданных. Пример такой комбинации — заказ массажиста на борту самолета — сейчас практикуется некоторыми компаниями, пользуется спросом.
  • У них есть online библиотека методов организации поиска креативных решений в разных ситуациях (под разные форматы, с разными затратами). Обещал прислать ссылку.
  • Есть софт, поддерживающий эти процессы в той или иной мере. Для распределенных мозговых штурмов и для интерактивного рисования, комбинирования картинок. Правда, быстрый поиск по тому, что записал ничего не дал — подождем презентации.
  • Фотографировать доски надо, но это замораживает овеществленную идею. Лучше рисовать электронно, если получается сохранить интерактив.

Мои мысли по ходу тренинга

  • Новации от Apple типа iPhone и iPad — во многом комбинация известного. Просто в этих продуктах точка баланса между техническими возможностями смещена в нестандартную область. Например, iPad — взяли электронную книгу и превратили в комп «насколько возможно», в частности обеспечив относительно полноценный инет — на уровне мобильника с большим экраном. Технически, думаю, это могли сделать многие фирмы, но идеи, что такой продукт будет востребован — не было. В этом — суть многих креативных решений, они — нестандартная комбинация известных вещей, которая удачна.
  • Относительно методики Нила, мы очень быстро переходим от «Что» к «Как» — мы строим модель и погружаем в нее заказчика. Но в рамках модели — ищем решение креативно.
  • Методы Стаса по интерактиву в разных формах с сохранением результатов — очень актуально в рамках поиска креативных решений.