Был на встрече World Information Architecture Days - WIAD-2016. Эта встреча проводится по всему миру, в 57 городах в 28 странах, объединенная общей темой. Темой встречи этого года была информация везде вокруг нас. Правда во всем мире встреча проводилась вчера, 20 февраля, а в России прошла на день позже из-за переноса выходных, и только в Санкт-Петербурге - ее организовало Сообщество проектировщиков интерфейсов и юзабилистов Петербурга, вписавшись во всемирную программу. В прошлом году они тоже проводили эту встречу. Зарегистрировалось около 100 участников, пришла примерно половина - что обычно для бесплатных мероприятий.
В рамках встречи было заявлено 3 доклада и 3 сюрприза. И то и другое было очень интересным и укладывалось в общую логическую цепочку. В целом организаторы - Никита Ефимов, Юра Солоницин и Юля Крючкова - сделали прекрасную программу.
- Вячеслав Борисов. IA от базовых ценностей до специализированных инструментов. Интересный рассказ о переносе опыта ИТ в совершенно другую область. Слава работает в стартапе, который осуществляет посредничество между заказчиками строек и ремонтов и строителями, и он рассказывал о структурировании информации и построении словаря, иллюстрируя примерами перевода профессиональных строительных терминов состава работ на язык, понятный простому заказчику. Без такого перевода заказчики, выбирающие по цене, просто отказываются от определенных технологических этапов, не понимая, что теряют, а в результате вместо нормального ремонта получают фигню. Был анализ, выяснили, что всего в ремонте квартиры примерно 200+ работ, которые строители называют несколько по-разному, но их можно привести к общим названиям. Построить классификацию, таксономии - чтобы человек мог найти то, что ему нужно. А дальше - надо изложить это языком, понятным простому человеку, заказывающему ремонт. В целом построение словаря достаточно знакомо любому ИТ-шнику, но когда мы выходим за пределы ИТ-проекта и объяснение профессионального жаргона обычному человеку -сложнее, но и увлекательней.
- После Славы был первый сюрприз. Выступал реальный архитектор, Александр Македонский. ИТ-шники достаточно часто используют аналогии из реальной архитектуры. А с Александром Юра Солоницын беседовал на очень интересную тему: каким образом архитекторы осуществляют захват замысла Заказчика, переводя его пожелания в конструкции будущего дома. Эта задача в общем-то аналогична ИТ-шной, только цена ошибки много выше - неудачный дом гораздо сложнее перестроить, чем неудачный софт. Александр рассказывал, как архитектор, получив пожелания, дальше пытается превратить их в готовый дом, вживаясь в образ заказчика, как он сказал "в какой-то момент возникает чувство, что заказчик стоит за спиной". Были интересные истории неожиданных решений.
- Юрий Солоницын. Все по полочкам IA в интерфейсах и не только. Юра рассказывал об архитектуре информации на примере организации пространства в магазинах. Которое с одной стороны служит интересам покупателей, а с другой - интересам владельцев, обеспечивая конверсию, благодаря которой покупатели берут не только то, за чем шли в магазин, но и многое другое. Но при этом организация должна быть достаточно разумной, чтобы покупатель мог найти те товары, за которыми он пришел. И достаточно быстро. Для этого группировка товаров по отделам должна быть однородной по разным магазинам. А над полками - висеть облако тэгов, ориентируя покупателя. Хотя тут тоже есть культурные различия. Например, в российских магазинах мороженное принято продавать рядом с молочным, а в Финляндии - на кассе, и не зная этого Вы будете долго искать мороженное совсем не там.
- После Юры был второй сюрприз, и это было мое сообщение. Получился чистый экспромт, потому что планировался формат интервью, но под влиянием услышанного в первом докладе я понял, о чем будет уместно рассказать.
- Представляя себе архитектуру информации или софта мы обычно рисуем в воображении некоторую стройную и логичную конструкцию, где все "разложено по полочкам". Этот образ имеет корни в научном мышлении, в моделях и привит нам научным образованием. Но кроме научного мышления есть альтернатива - мыслительные конструкции, похожие на облако тэгов, связанных ассоциативными связями. Он есть у всех, потому что примерно так устроено мышление ребенка, когда он осваивает мир - он еще не может разложить все по полочкам. Но если раньше, в конце 19 - начале 20 веков полагали, что после этого приходит научное мышление, то теперь научились обходиться на таком мышлении облаком тагов. Именно на нем построен современная реклама, маркетинг, его эксплуатируют политтехнологии и масс-медиа. А значит у большинства обычных людей архитектурные конструкции носят именно такой характер. И, оказывается, для этого уже есть специальное слово - Folksonomy - в противовес Таксономиям, отражающим строгие классификации. Я этого слова не знал, это было ценное дополнение от Славы Борисова.
- Так вот, эти Folksonomy еще и коллективны. Это мы воображаем, что ИТ-архитектор придумывает логическую конструкцию и разработчики ее воплощают. А закон Конвея говорит, что структура софта воспроизводит структуру коммуникация создавшей его команды. Независимо от придуманного архитектором. Сформулировано к конце 1960-х. А Дима Безуглый в одном из докладов приводил примеры менеджеров проектов, которые сознательно строили коммуникации разработчиков в большом проекте так, чтобы получить правильную структуру системы.
- А еще - представьте, что идет коммуникация. Вы рассказываете какую-то свою красивую и стройную архитектуру другому человеку. И вроде он понимает все слова. Только вот у него в голове вместо ваших стройных таксономий - облака фолксономий. В которые ваша конструкция ляжет совсем по другому. Неизбежно. И поступать он потом будет совсем по-другому. И это - надо учитывать. Как минимум - делая схемы и визуальные образы, чтобы передать вашу конструкцию не только словами.
- Никита Ефимов. Информационная карта эмпатии. Третий доклад был тоже на практическом материале - об организации информации и дизайне интерфейсов для автопитер.ру. В отличие от большинства сайтов там дизайн - минималистичен и функционален. А главное - удобно обеспечить людей информацией, соответствующих их целям. При том, что вообще все вывести нельзя, информации много, а место - ограничено. И для решения этой задачи Никита разработал схему, по которой описывал работу информации для разных целей. По аналогии с картой эмпатии назвав ее картой информационной эмпатии - потому что функция та же самая. Карта приведена в презентации и ее можно практически использовать при проектировании всех информационно нагруженных интерфейсов.
- Третий сюрприз. Сергей Капацевич рассказывал про разработку софта для кассового оборудования. Одно из направлений - - киоски самообслуживания, рассчитанные на широкий круг покупателей, которые сами ими пользоваться - в отличие от обычных касс, рассчитаны на профессионалов. И про софт для профессиональных касс, но рассчитанных на массового покупателя, где уровень самостоятельного освоения тоже должен быть высоким. Эргономика и информация должны быть представлены удобным образом, и заказ получить особо не откуда - их надо придумать. По сути, это применение тех самых карт информационной эмпатии.
- А в заключение был практический воркшоп для желающих - в группах делали карты эмпатии для терминалов самообслуживания Теремка-осваивая инструмент и решая практическую задачу. Я сам не участвовал, у меня были другие планы по общению в кулуарах. Но было интересно, и можно было освоить инструмент на практической, а не модельной задаче.
На этом я завершаю рассказ. Мероприятие получилось интересным и содержательным. И я надеюсь, что инициативу подхватят и в других городах России, присоединившись к World Information Architecture Days. И если он будет проходит в тот же день, то возможно не просто соучастие через одновременность мероприятия и получение подарков от всемирных спонсоров, предоставленных для участников, но и более сложные форматы, например, трансляция и общение с другими встречами.
[ Хронологический вид ]Комментарии
Войдите, чтобы комментировать.