2016-09-21 - 17 лекция Щедровицкого по СРТ: действие - это выбор между конфликтующими нормами

Материал из MaksWiki
Перейти к: навигация, поиск
Петр Щедровицкий.jpg
В посте - мои размышления об услышанном. Цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.

Этот пост будет сильно отличаться от предыдущих гораздо большей долей собственных размышлений против изложения содержания лекций. Потому что Петр сегодня вел речь о важных и неоднозначных вещах, которые довольно сложно пересказывать, но в которых хочется разобраться. И я попробую сделать это здесь.

Основным содержанием лекции был очередной такт отхода от общепризнанной линии социальных наук. А именно, от тезиса о том, что социальные науки занимаются социализацией человека, его вписыванием в социальные и культурные нормы, откуда человека норовят вывести различные собственные желания. Петр утверждает, что на практике всегда имеет место наличие нескольких конфликтующих норм, и человек своим действием выбирает, каким именно нормам он будет следовать, а какие - отбросит при совершении конкретного действия. И потому предметом социальных наук должен быть человек действующий, совершающий этот выбор.

В периоды революций, изменения норм наличие выбора очевидно. Однако, и в более спокойные периоды общепринятых норм все равно нет. А историк Розеншток-Хюсси рассматривает всю историю Европы начиная с 11 века как цепь из шести революций норм, каждая из которых длилась 100-200 лет, последняя из которых, русская - еще не окончена, во всяком случае, не была окончена на момент исследований, он умер в 1973. Именно они сформировали современное общество.

  1. Папская революция 11 века, положила начало современным нациям.
  2. Революция итальянских городов-государств
  3. Реформация в Германии, начавшая церковный дискурс
  4. Пуританская революция в Англии
  5. Французская революция
  6. Русская революция

Я их тут перечислил, и не хочу сказать, будто разбираюсь в их содержании. Скорее, это заметка для памяти - книгу Розенштока-Хюсси "Великие революции" надо будет читать...

Так вот, возвращаясь к выбору человека в действии. Впервые вернуть в социологию действующего человека взамен людей, принадлежащих тем или иным социальным группам и действующих в соответствии с их интересами, то есть без всякой свободы, попробовал Парсонс, который в 1937 году выпускает книгу "структура социального действия", в которой интегрирует воззрения своих предшественников - Вебера, Дюркгейма, Парето и Маршалла.

Действие по Парсонсу возникает из противопоставления действующим лицом некоторых норм элементам конкретной ситуации, условиям. Возникает цель, выбираются средства достижения, после чего действие совершается некоторое время - и в конце получается результат. Действие субъективно, лицо, его совершающее - само выбирает нормы, цель и средства, они не существуют объективно от него.

Однако, следующим такт размышлений Парсонса был об интеграции субъекта в социум, удержании его в рамках социальных, общественно приемлемых действий против произвола собственных целей и побуждений. И тут Парсонс снова обращается к нормам, полагая четыре уровня.

  1. Организм, у которого есть собственные влечения
  2. Личность, которая полагает цель и ставит фильтр влечениям организма на соответствие ей
  3. Социальная группа, которая интегрирует индивидуальные действия в коллективные и, корректируя индивидуальные цели
  4. Культура, определяющая принятые действия для социальных групп

Таким образом, получается, что культура определяет социальное поведение индивидуумов. И рассматривая различные общества, мы можем апеллировать к наличию или отсутствию определенной культуры, в результате чего те или иные действия были приемлемы или не приемлемы. И ставить задачу воспитания правильной культуры.

Проблема в том, что исторический опыт 20 века опровергает такую конструкцию. В этом опыте деградация культурных наций в Германии и России, которая привела к лагерям в обоих странах и к сильной деградации общества. При том, что исходно культурный уровень, особенно в Германии, был достаточно высоким. Культура не спасла от деградации социального поведения.

В 1920-х об этом писал Питирим Сорокин, опираясь на опыт голода и гражданской войны - культурные нормы, принятые от родителей или из других источников тяжело преступаются первый раз, а затем - замещаются на другие нормы, так образуются группы воров, убийц или других преступников. Человек приспосабливается, формирует и принимает другие нормы.собственно, эти исследования были причиной, по которой его выслали из СССР. Он уехал в Штаты и там стал одним из основоположников социологии в Гарварде.

Интересно, что в 1917 Сорокин под псевдонимом написал роман "Прачечная человеческих душ", в котором ученые придумывают способ воспитания человека путем закладывания ему с помощью естественно-научных методов - гипноза, операций на мозге - императивных правил правильного поведения. В целом набор правил и подходов сильно напоминает воспроизведенный позднее (1932) Хаксли в своем романе "О дивный новый мир"...

Тезис о том, что культура не может удержать человека от социальной деградации, еще больше обострил Александр Зиновьев, один из создателей ММК. Он выделяет чисто социальные законы, не имеющие отношения к социальным институтам и постоянно воспроизводящиеся у людей и групп людей в стремлении к самосохранению. Он называл их "законами экзистенциального эгоизма", а иногда, немного издеваясь над западными социологами - "законами рационального расчета". Действие этих законов приводит к тому, что люди будут улучшать условия своего существования за счет других, если наказание отсутствует, активно желать всякого рода халявы и ее добиваться и так далее.

При этом культурные люди не являются более устойчивыми к деградирующему действию этих чисто социальных законов, наоборот, за счет большей изворотливости своего ума они оказываются лучшими приспособленцами и более изощренно ищут свою выгоду. При этом прогресс, усложнение человеческого общества идет по пути ограничения действия этих чисто социальных законов различными способами. Это Зиновьев показал в своем сатирическом романе "Зияющие высоты", за который его лишили наград и выслали на Запад. В романе "Гомо советикус" он показывает как коллектив, в котором общественное однозначно превалирует над личным, ломает человека и приводит к его деградации. Характерно, что уже не Западе он в 1997 году написал роман "Глобальный человейник", где подверг сатирической критике уже западное общество, а в 1999 - вернулся в Россию.

[ Хронологический вид ]Комментарии

(нет элементов)

Войдите, чтобы комментировать.