Инь и Ян и 5 элементов балансового учета — различия между версиями
м |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Материал [http://maksiq.narod.ru/acc-yin-yang.html '''был опубликован''' на моем сайте maksiq.narod.ru] '''09.01.2010''' | Материал [http://maksiq.narod.ru/acc-yin-yang.html '''был опубликован''' на моем сайте maksiq.narod.ru] '''09.01.2010''' | ||
− | Перенесен для сохранения с | + | Перенесен для сохранения с небольшим обновлением |
Так сложилось, что осенью 2009 года я параллельно готовил семинар по учетным системам и читал книгу по китайской медицине. И они скрестились в моем сознании, породив взгляд на балансовый учет через призму теории китайской философии. | Так сложилось, что осенью 2009 года я параллельно готовил семинар по учетным системам и читал книгу по китайской медицине. И они скрестились в моем сознании, породив взгляд на балансовый учет через призму теории китайской философии. | ||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Китайская медицина существенно отличается от европейской тем, что начинает рассматривать человека и его болезни не как отдельные артефакты, а применяя общефилософскую модель мира - учение об Инь и Ян и теорию пяти элементов. В свое время ученик, желающий стать доктором, сначала достаточно много лет изучал именно философию, а только потом - переходил к изучению человека и его болезней. И все трактаты основны именно на таком подходе, они описывают здоровье человека через философскую модель. Книга которую я читал - '''Нгуен Ван Нги. Традиционная китайская медицина. Патогенез заболеваний. Диагностика. Терапия.''' Это книга достаточно четко описывает как саму модель пяти элементов, так и построенную на ее основе модель здоровья и работу с этой моделью при диагностике заболеваний. | Китайская медицина существенно отличается от европейской тем, что начинает рассматривать человека и его болезни не как отдельные артефакты, а применяя общефилософскую модель мира - учение об Инь и Ян и теорию пяти элементов. В свое время ученик, желающий стать доктором, сначала достаточно много лет изучал именно философию, а только потом - переходил к изучению человека и его болезней. И все трактаты основны именно на таком подходе, они описывают здоровье человека через философскую модель. Книга которую я читал - '''Нгуен Ван Нги. Традиционная китайская медицина. Патогенез заболеваний. Диагностика. Терапия.''' Это книга достаточно четко описывает как саму модель пяти элементов, так и построенную на ее основе модель здоровья и работу с этой моделью при диагностике заболеваний. | ||
− | : Дополнение 2019. | + | : Дополнение 2019. [http://15311.multivps.ru/books/?mode=showbook&book=7 '''Книга доступна в электронном виде'''] на сайте ассоциации интегральной медицины. В свое время сайт был на другом домене, который сейчас ушел другим владельцам и сайт переделали на попсовые материалы, поэтому сохраню ссылку на [https://web.archive.org/web/20160304194505/http://www.intergom.ru/books/?mode=showbook&book=7 книгу на archive.org]. На других сайтах, к сожалению, я нашел под этим названием только написанную "по мотивам" этой книги работу неизвестных авторов с поверхностной компиляцией. Что очень плохо. Автор '''Nguyen Van Nghi''' - вьетнамский профессор, работающий во Франции в институте китайской медицины, практиковавший там ее методы и обучавший им, в то время как западные ученые наблюдали ход лечения с помощью методов западной медицины и пытались разобраться. В [https://en.wikipedia.org/wiki/Nguyen_Van_Nghi статье вики] о нем есть дальнейшие ссылки. |
Собственно, концепция пяти элементов как таковая - достаточно стройная и абстрактная. Однако, когда ее начинают применять для описания строения человека, взаимодействия его органов и течения болезни, то отражение его в философскую концепцию получается весьма сложным и витиеватым. Потому что китайская медицина, в отличие от европейской, рассматривает органы во взаимосвязи, а не изолированно. Этим, собственно, и объясняются ее успехи, особенно в хронических заболеваниях. | Собственно, концепция пяти элементов как таковая - достаточно стройная и абстрактная. Однако, когда ее начинают применять для описания строения человека, взаимодействия его органов и течения болезни, то отражение его в философскую концепцию получается весьма сложным и витиеватым. Потому что китайская медицина, в отличие от европейской, рассматривает органы во взаимосвязи, а не изолированно. Этим, собственно, и объясняются ее успехи, особенно в хронических заболеваниях. |
Текущая версия на 23:21, 6 ноября 2019
Материал был опубликован на моем сайте maksiq.narod.ru 09.01.2010 Перенесен для сохранения с небольшим обновлением
Так сложилось, что осенью 2009 года я параллельно готовил семинар по учетным системам и читал книгу по китайской медицине. И они скрестились в моем сознании, породив взгляд на балансовый учет через призму теории китайской философии.
Китайская медицина существенно отличается от европейской тем, что начинает рассматривать человека и его болезни не как отдельные артефакты, а применяя общефилософскую модель мира - учение об Инь и Ян и теорию пяти элементов. В свое время ученик, желающий стать доктором, сначала достаточно много лет изучал именно философию, а только потом - переходил к изучению человека и его болезней. И все трактаты основны именно на таком подходе, они описывают здоровье человека через философскую модель. Книга которую я читал - Нгуен Ван Нги. Традиционная китайская медицина. Патогенез заболеваний. Диагностика. Терапия. Это книга достаточно четко описывает как саму модель пяти элементов, так и построенную на ее основе модель здоровья и работу с этой моделью при диагностике заболеваний.
- Дополнение 2019. Книга доступна в электронном виде на сайте ассоциации интегральной медицины. В свое время сайт был на другом домене, который сейчас ушел другим владельцам и сайт переделали на попсовые материалы, поэтому сохраню ссылку на книгу на archive.org. На других сайтах, к сожалению, я нашел под этим названием только написанную "по мотивам" этой книги работу неизвестных авторов с поверхностной компиляцией. Что очень плохо. Автор Nguyen Van Nghi - вьетнамский профессор, работающий во Франции в институте китайской медицины, практиковавший там ее методы и обучавший им, в то время как западные ученые наблюдали ход лечения с помощью методов западной медицины и пытались разобраться. В статье вики о нем есть дальнейшие ссылки.
Собственно, концепция пяти элементов как таковая - достаточно стройная и абстрактная. Однако, когда ее начинают применять для описания строения человека, взаимодействия его органов и течения болезни, то отражение его в философскую концепцию получается весьма сложным и витиеватым. Потому что китайская медицина, в отличие от европейской, рассматривает органы во взаимосвязи, а не изолированно. Этим, собственно, и объясняются ее успехи, особенно в хронических заболеваниях.
И неожиданно возникла идея отражения другой сложной концепции - балансового учета - в ту же систему пяти элементов. Мысль проросла, пустила корни, выросла и принесла плоды. Результаты - представлены далее.
На схеме изображен балансовый план счетов торгово-производственной компании в виде классической пентаграммы У-Син (Википедиа: У-син). Актив - Ян, Пассив - Инь, план счетов разбит на пять разделов в соответствии с 5 элементами. Проводки естественным образом разбиты на 4 типа по времени суток.
На схеме четко прослеживается основной цикл переноса Ян-энергии - белые стрелки. Инь-цикл менее отчетлив, но 3 из 5 стрелок присутствуют явно, а еще одна идет не в том направлении. Вообще говоря, в медицине тоже самое: когда читаешь варианты по одной болезни с учетом связи органов, основная схема трактуется в ряде случаев весьма витиевато. Потому что у нас реальный мир, а не идеальная схема. Однако, вполне может быть, что изменив разнесение плана счетов по разделам мы получим более логичную схему.
Так же не является однозначным сопоставление разделов конкретным элементам. Я пробовал несколько вариантов, прежде чем остановился на представленном. Отправная точка в нем - деньги. Это металл и упадок. Их платим поставщикам, ожидая товар - минимальная активность, зима. Доставка от поставщиков, его производство - дерево, весна и ветер. Готовая к продаже продукция и имущество - огонь, лето. И продажа - земля, она приносит доход и кормит.
Все это дает поле для многих аналогий и рассуждений. Особенно имея ввиду разные варианты не равновесия Инь-Ян: больше ян, меньше ян, большой инь (мало ян и инь), меньше инь, больше инь, большой ян (много ян и инь). Можно говорить о неправильном, неравновесном балансе компании, когда имеются те или иные перекосы, о влиянии разделов и так далее.
Кстати, первоначально диаграмма визуально была другой. Менее канонической, но мне нравилась больше.