2016-09-21 - 17 лекция Щедровицкого по СРТ: действие - это выбор между конфликтующими нормами

Материал из MaksWiki
Перейти к: навигация, поиск
м
м
 
(не показаны 4 промежуточные версии этого же участника)
Строка 3: Строка 3:
 
  '''{{Red|В посте - мои размышления об услышанном. Цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.}}'''
 
  '''{{Red|В посте - мои размышления об услышанном. Цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.}}'''
  
Этот пост будет сильно отличаться от предыдущих гораздо большей долей собственных размышлений против изложения содержания лекций. Потому что Петр сегодня вел речь о важных и неоднозначных вещах, которые довольно сложно пересказывать, но в которых хочется разобраться. И я попробую сделать это здесь.
+
Этот пост будет отличаться от предыдущих гораздо большей долей собственных размышлений против изложения содержания лекций. Потому что Петр сегодня вел речь о важных и неоднозначных вещах, которые довольно сложно пересказывать, но в которых хочется разобраться. И я попробую сделать это здесь.
  
 
Основным содержанием лекции был очередной такт отхода от общепризнанной линии социальных наук. А именно, от тезиса о том, что социальные науки занимаются социализацией человека, его вписыванием в социальные и культурные нормы, откуда человека норовят вывести различные собственные желания. Петр утверждает, что на практике всегда имеет место наличие нескольких конфликтующих норм, и человек своим '''действием''' выбирает, каким именно нормам он будет следовать, а какие - отбросит при совершении конкретного действия. И потому предметом социальных наук должен быть человек действующий, совершающий этот выбор.
 
Основным содержанием лекции был очередной такт отхода от общепризнанной линии социальных наук. А именно, от тезиса о том, что социальные науки занимаются социализацией человека, его вписыванием в социальные и культурные нормы, откуда человека норовят вывести различные собственные желания. Петр утверждает, что на практике всегда имеет место наличие нескольких конфликтующих норм, и человек своим '''действием''' выбирает, каким именно нормам он будет следовать, а какие - отбросит при совершении конкретного действия. И потому предметом социальных наук должен быть человек действующий, совершающий этот выбор.
  
В периоды революций, изменения норм наличие выбора очевидно. Однако, и в более спокойные периоды общепринятых норм все равно нет. А историк Розеншток-Хюсси рассматривает всю историю Европы начиная с 11 века как цепь из шести революций норм, каждая из которых длилась 100-200 лет, последняя из которых, русская - еще не окончена, во всяком случае, не была окончена на момент исследований, он умер в 1973. Именно они сформировали современное общество.
+
В периоды революций, изменения норм наличие выбора очевидно. Однако, и в более спокойные периоды общепринятых норм все равно нет. А историк '''Розеншток-Хюсси''' рассматривает всю историю Европы начиная с 11 века как цепь из шести революций норм, каждая из которых длилась 100-200 лет, последняя из которых, русская - еще не окончена, во всяком случае, не была окончена на момент исследований, он умер в 1973. Именно они сформировали современное общество.
 
# Папская революция 11 века, положила начало современным нациям.
 
# Папская революция 11 века, положила начало современным нациям.
 
# Революция итальянских городов-государств
 
# Революция итальянских городов-государств
Строка 16: Строка 16:
 
Я их тут перечислил, и не хочу сказать, будто разбираюсь в их содержании. Скорее, это заметка для памяти - книгу Розенштока-Хюсси "Великие революции" надо будет читать...
 
Я их тут перечислил, и не хочу сказать, будто разбираюсь в их содержании. Скорее, это заметка для памяти - книгу Розенштока-Хюсси "Великие революции" надо будет читать...
  
Так вот, возвращаясь к выбору человека в действии. Впервые вернуть в социологию действующего человека взамен людей, принадлежащих тем или иным социальным группам и действующих в соответствии с их интересами, то есть без всякой свободы, попробовал Парсонс, который в 1937 году выпускает книгу "структура социального действия", в которой интегрирует воззрения своих предшественников - Вебера, Дюркгейма, Парето и Маршалла.  
+
Так вот, возвращаясь к выбору человека в действии. Впервые вернуть в социологию действующего человека взамен людей, принадлежащих тем или иным социальным группам и действующих в соответствии с их интересами, то есть без всякой свободы, попробовал '''Парсонс''', который в 1937 году выпускает книгу "структура социального действия", в которой интегрирует воззрения своих предшественников - Вебера, Дюркгейма, Парето и Маршалла.  
  
 
Действие по Парсонсу возникает из противопоставления действующим лицом некоторых норм элементам конкретной ситуации, условиям. Возникает цель, выбираются средства достижения, после чего действие совершается некоторое время - и в конце получается результат. Действие субъективно, лицо, его совершающее - само выбирает нормы, цель и средства, они не существуют объективно от него.
 
Действие по Парсонсу возникает из противопоставления действующим лицом некоторых норм элементам конкретной ситуации, условиям. Возникает цель, выбираются средства достижения, после чего действие совершается некоторое время - и в конце получается результат. Действие субъективно, лицо, его совершающее - само выбирает нормы, цель и средства, они не существуют объективно от него.
Строка 30: Строка 30:
 
Проблема в том, что исторический опыт 20 века опровергает такую конструкцию. В этом опыте деградация культурных наций в Германии и России, которая привела к лагерям в обоих странах и к сильной деградации общества. При том, что исходно культурный уровень, особенно в Германии, был достаточно высоким. '''Культура не спасла от деградации''' социального поведения.
 
Проблема в том, что исторический опыт 20 века опровергает такую конструкцию. В этом опыте деградация культурных наций в Германии и России, которая привела к лагерям в обоих странах и к сильной деградации общества. При том, что исходно культурный уровень, особенно в Германии, был достаточно высоким. '''Культура не спасла от деградации''' социального поведения.
  
В 1920-х об этом писал Питирим Сорокин, опираясь на опыт голода и гражданской войны - культурные нормы, принятые от родителей или из других источников тяжело преступаются первый раз, а затем - замещаются на другие нормы, так образуются группы воров, убийц или других преступников. Человек приспосабливается, формирует и принимает другие нормы.собственно, эти исследования были причиной, по которой его выслали из СССР. Он уехал в Штаты и там стал одним из основоположников социологии в Гарварде.
+
В 1920-х об этом писал '''Питирим Сорокин''', опираясь на опыт голода и гражданской войны - культурные нормы, принятые от родителей или из других источников тяжело преступаются первый раз, а затем - замещаются на другие нормы, так образуются группы воров, убийц или других преступников. Человек приспосабливается, формирует и принимает другие нормы.собственно, эти исследования были причиной, по которой его выслали из СССР. Он уехал в Штаты и там стал одним из основоположников социологии в Гарварде.
  
 
Интересно, что в 1917 Сорокин под псевдонимом написал роман "Прачечная человеческих душ", в котором ученые придумывают способ воспитания человека путем закладывания ему с помощью естественно-научных методов - гипноза, операций на мозге - императивных правил правильного поведения. В целом набор правил и подходов сильно напоминает воспроизведенный позднее (1932) Хаксли в своем романе "О дивный новый мир"...
 
Интересно, что в 1917 Сорокин под псевдонимом написал роман "Прачечная человеческих душ", в котором ученые придумывают способ воспитания человека путем закладывания ему с помощью естественно-научных методов - гипноза, операций на мозге - императивных правил правильного поведения. В целом набор правил и подходов сильно напоминает воспроизведенный позднее (1932) Хаксли в своем романе "О дивный новый мир"...
  
Тезис о том, что культура не может удержать человека от социальной деградации, еще больше обострил Александр Зиновьев, один из создателей ММК. Он выделяет чисто социальные законы, не имеющие отношения к социальным институтам и постоянно воспроизводящиеся у людей и групп людей в стремлении к самосохранению. Он называл их "законами экзистенциального эгоизма", а иногда, немного издеваясь над западными социологами - "законами рационального расчета". Действие этих законов приводит к тому, что люди будут улучшать условия своего существования за счет других, если наказание отсутствует, активно желать всякого рода халявы и ее добиваться и так далее.  
+
Тезис о том, что культура не может удержать человека от социальной деградации, еще больше обострил '''Александр Зиновьев''', один из создателей ММК. Он выделяет чисто социальные законы, не имеющие отношения к социальным институтам и постоянно воспроизводящиеся у людей и групп людей в стремлении к самосохранению. Он называл их "законами экзистенциального эгоизма", а иногда, немного издеваясь над западными социологами - "законами рационального расчета". Действие этих законов приводит к тому, что люди будут улучшать условия своего существования за счет других, если наказание отсутствует, активно желать всякого рода халявы и ее добиваться и так далее.  
  
 
При этом культурные люди не являются более устойчивыми к деградирующему действию этих чисто социальных законов, наоборот, за счет большей изворотливости своего ума они оказываются лучшими приспособленцами и более изощренно ищут свою выгоду. При этом прогресс, усложнение человеческого общества идет по пути ограничения действия этих чисто социальных законов различными способами. Это Зиновьев показал в своем сатирическом романе "Зияющие высоты", за который его лишили наград и выслали на Запад. В романе "Гомо советикус" он показывает как коллектив, в котором общественное однозначно превалирует над личным, ломает человека и приводит к его деградации. Характерно, что уже не Западе он в 1997 году написал роман "Глобальный человейник", где подверг сатирической критике уже западное общество, а в 1999 - вернулся в Россию.
 
При этом культурные люди не являются более устойчивыми к деградирующему действию этих чисто социальных законов, наоборот, за счет большей изворотливости своего ума они оказываются лучшими приспособленцами и более изощренно ищут свою выгоду. При этом прогресс, усложнение человеческого общества идет по пути ограничения действия этих чисто социальных законов различными способами. Это Зиновьев показал в своем сатирическом романе "Зияющие высоты", за который его лишили наград и выслали на Запад. В романе "Гомо советикус" он показывает как коллектив, в котором общественное однозначно превалирует над личным, ломает человека и приводит к его деградации. Характерно, что уже не Западе он в 1997 году написал роман "Глобальный человейник", где подверг сатирической критике уже западное общество, а в 1999 - вернулся в Россию.
 +
 +
А еще были послевоенные эксперименты в Штатах, в ходе которых социологи и психологи пытались понять механизмы того, каким образом столько людей приняли для себя нормы,которые казались противоречащими культуре. И неожиданно выяснилось, что люди достаточно легко начинают бить других током или издеваться над ними под достаточно слабыми внешними влияниями, которые никоим образом нельзя квалифицировать как принуждение. Достаточно обоснования, что это - социально ожидаемое поведение.
 +
 +
В общем, для меня лично это - неприятная конструкция, потому что она сильно противоречит моей текущей модели человека, говорящая о присущей ему доброте и других позитивных качествах. При этом об американских экспериментах я знал, да и Петр не останавливался на них подробно. А романы Зиновьева я читал. То есть все это не было для меня новостью.
 +
 +
Пока я тут накидаю пару тезисов, направленных на объяснение этого.
 +
# Есть существенная разница между самостоятельным формированием негативной нормы и принятием уже существующей в определенной социальной группе, примыкание к ней. И ее необходимо учитывать в рассуждениях, а этого не делают.
 +
# Когда мы замеряем природу человека (а социальные законы Зиновьева можно трактовать как относящиеся именно к ней), то неправильно мерить социальные нормы группы. Как у Шварца в Драконе "мы все учились в этой школе, но почему ты был первым учеником?" Понятно, что именно первые ученики управляют обществом. вопрос в том, какова основная масса, и каковы фактические, а не декларируемые нормы. Потому что они могут отличаться от деклараций как в худшую сторону, так и в лучшую.
 +
Но это все - слабые объяснения. Которые в целом позволяют держать мне свою модель человека, не особенно напрягаясь по поводу этих фактов.
 +
 +
Однако, принципиальным вопросом тут является совсем другой. Это вопрос о границах твоей личной приспособляемости, о том, сколько ты готов учиться в этой школе, не будучи первым учеников. А в какой момент это становится невыносимым, и ты - уходишь. И это - личный вопрос, вопрос персонального, а не общественного выбора. Потому что нормы на эту тему в истории можно найти самые разные, и выбирать из них тебе самому, тут Петр прав. Мне его пока делать не приходилось, то есть вопрос границ приспособления жестко не стоял. И я оптимистично надеюсь, что не встанет в будущем...
 +
 +
Возвращаясь к лекции надо отметить классификацию Мертона, который как раз рассматривал соблюдение норм индивидами при совершении действий. В этой классификации Мертон разделяет нормы, относящиеся к целям действий и к применяемым средствам и выделяет пять типов людей.
 +
# Конформисты - следуют принятым нормам для целей и средств их достижения.
 +
# Инноваторы - придумывают новые средства для достижения нормативно принятых целей. В эту категорию попадают и преступники и предприниматели...
 +
# Ритуалисты - соблюдают нормы, наложенные на процесс, то есть средство, не особо заботясь о том, к какой цели оно приводит
 +
# Беглецы - не принимают социальные нормы ни на цели, ни на процесс.
 +
# Мятежники - не просто отвергают существующие нормы на цели и средства, а стремятся к созданию собственных норм.
 +
 +
Надо отметить, что современный тренд развития общества как раз заключается в возрастании персональной ответственности за выбор и целей и, особенно, средств, и снижении роли социальных институтов, которые его обуславливают. Не только в области политической жизни или нравственных норм, но и в обычной деловой практике. Обращаясь к книге Фредерика Лалу "Открывая организации будущего" ([[Блог:Максима Цепкова/2016-01-15: Фредерик Лалу - Открывая организации будущего|мой конспект]]), необходимо отметить что выбор средств в этих организациях не является нормированным, а оставлен полностью на ответственности каждого отдельного сотрудника. И выбор целей тоже, с тем лишь ограничением, что цель эта цель в целом должна соответствовать цели организации. Ответственность за определение соответствия - тоже личная. При этом осознается, что у разных людей будут разные интерпретации и представления, и конфликты между людьми - неизбежны. Конфликтов не избегают, наоборот, если сотрудник полагает, что действие другого нанесут организации вред - он обязан инициировать конфликт. Однако при конфликте используют те или иные процедуры разрешения, направленные на исключение деструктивного поведения в ходе решения конфликта.
 +
 +
Тезис о том, что в основе выбора для действия всегда являются альтернативные варианты норм, которым может следовать человек, а не какие-то произвольные влечения человека, что одни нормы он принимает, а другие отвергает в целом дает конструктивное направление в решении конфликтов. Потому что это означает, что в любом конфликте эти нормы могут быть явно восстановлены, а дальше - можно смотреть их истоки и применимость, рационально разбираться.
 +
 +
Интересно, что по Петру выбор норм в действии выполняется постоянно, даже если мы повторяем одни и те же действия, воспроизводя одну норму. Потому что всегда, перед каждым действием есть развилка: поступить как в прошлый раз или отказаться от ранее использованной нормы в пользу какой-то другой.
 +
 +
Почему мы можем выбирать и постоянно выбираем? Петр утверждает, что это связано со следующими свойствами, присущими действию.
 +
# Проектность действия, различение замысла и реализации.
 +
# Осмысленность действия.
 +
# Рефлексивность, сопровождающая действие. Не из отдельной позиции, а внутри: рассказывая лекцию, мы смотрим на реакцию слушателей и корректируем ее.
 +
# Рефлексивное мышление, позволяющее увидеть действие глазами другого и оценить ее.
 +
Об этих свойствах социального действия Петр уже [[Блог:Максима Цепкова/2016-05-17: 6 лекция Щедровицкого по СРТ - что есть Деятельность и Смысл|говорил в 6 лекции]], ссылаясь на Вебера и Шюца. А в этой лекции акцент был на том, что именно эти условия позволяют нам делать выбор из множества норм.
 +
 +
И вот тут есть связь, которую я пока не понимаю. Я не оспариваю эти свойства, они есть. И то, что мы делаем выбор - тоже понятно. Возможно, речь о том, что исключение одного из свойств приведет к тому, что никакого выбора мы сделать тоже не сможем. И этот тезис важен для каких то контекстов, быть может, кем-то оспаривается. Посмотрим, возможно это станет понятным позднее.
 +
 +
На этом я, пожалуй, закончу свои рассуждения. Лекция реально была полезной
 +
# обострением вопроса о социальных свойствах людей, который, впрочем, мне удалось заболтать в этом посте
 +
# акцентом на постоянный выбор человека в деятельности (и следующей из этого ответственности)
 +
# тезисом о том, что выбор происходит не между личным и общественным или социально-обусловленным, а среди множества норм
 +
Спасибо!
 +
 +
[[Категория:Лекции Щедровицкого по СРТ]][[Категория:Самоопределение]]
 +
{{wl-publish: 2016-09-21 00:46:15 +0300 | MaksTsepkov }}

Текущая версия на 17:25, 27 марта 2023

Петр Щедровицкий.jpg
В посте - мои размышления об услышанном. Цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.

Этот пост будет отличаться от предыдущих гораздо большей долей собственных размышлений против изложения содержания лекций. Потому что Петр сегодня вел речь о важных и неоднозначных вещах, которые довольно сложно пересказывать, но в которых хочется разобраться. И я попробую сделать это здесь.

Основным содержанием лекции был очередной такт отхода от общепризнанной линии социальных наук. А именно, от тезиса о том, что социальные науки занимаются социализацией человека, его вписыванием в социальные и культурные нормы, откуда человека норовят вывести различные собственные желания. Петр утверждает, что на практике всегда имеет место наличие нескольких конфликтующих норм, и человек своим действием выбирает, каким именно нормам он будет следовать, а какие - отбросит при совершении конкретного действия. И потому предметом социальных наук должен быть человек действующий, совершающий этот выбор.

В периоды революций, изменения норм наличие выбора очевидно. Однако, и в более спокойные периоды общепринятых норм все равно нет. А историк Розеншток-Хюсси рассматривает всю историю Европы начиная с 11 века как цепь из шести революций норм, каждая из которых длилась 100-200 лет, последняя из которых, русская - еще не окончена, во всяком случае, не была окончена на момент исследований, он умер в 1973. Именно они сформировали современное общество.

  1. Папская революция 11 века, положила начало современным нациям.
  2. Революция итальянских городов-государств
  3. Реформация в Германии, начавшая церковный дискурс
  4. Пуританская революция в Англии
  5. Французская революция
  6. Русская революция

Я их тут перечислил, и не хочу сказать, будто разбираюсь в их содержании. Скорее, это заметка для памяти - книгу Розенштока-Хюсси "Великие революции" надо будет читать...

Так вот, возвращаясь к выбору человека в действии. Впервые вернуть в социологию действующего человека взамен людей, принадлежащих тем или иным социальным группам и действующих в соответствии с их интересами, то есть без всякой свободы, попробовал Парсонс, который в 1937 году выпускает книгу "структура социального действия", в которой интегрирует воззрения своих предшественников - Вебера, Дюркгейма, Парето и Маршалла.

Действие по Парсонсу возникает из противопоставления действующим лицом некоторых норм элементам конкретной ситуации, условиям. Возникает цель, выбираются средства достижения, после чего действие совершается некоторое время - и в конце получается результат. Действие субъективно, лицо, его совершающее - само выбирает нормы, цель и средства, они не существуют объективно от него.

Однако, следующим такт размышлений Парсонса был об интеграции субъекта в социум, удержании его в рамках социальных, общественно приемлемых действий против произвола собственных целей и побуждений. И тут Парсонс снова обращается к нормам, полагая четыре уровня.

  1. Организм, у которого есть собственные влечения
  2. Личность, которая полагает цель и ставит фильтр влечениям организма на соответствие ей
  3. Социальная группа, которая интегрирует индивидуальные действия в коллективные и, корректируя индивидуальные цели
  4. Культура, определяющая принятые действия для социальных групп

Таким образом, получается, что культура определяет социальное поведение индивидуумов. И рассматривая различные общества, мы можем апеллировать к наличию или отсутствию определенной культуры, в результате чего те или иные действия были приемлемы или не приемлемы. И ставить задачу воспитания правильной культуры.

Проблема в том, что исторический опыт 20 века опровергает такую конструкцию. В этом опыте деградация культурных наций в Германии и России, которая привела к лагерям в обоих странах и к сильной деградации общества. При том, что исходно культурный уровень, особенно в Германии, был достаточно высоким. Культура не спасла от деградации социального поведения.

В 1920-х об этом писал Питирим Сорокин, опираясь на опыт голода и гражданской войны - культурные нормы, принятые от родителей или из других источников тяжело преступаются первый раз, а затем - замещаются на другие нормы, так образуются группы воров, убийц или других преступников. Человек приспосабливается, формирует и принимает другие нормы.собственно, эти исследования были причиной, по которой его выслали из СССР. Он уехал в Штаты и там стал одним из основоположников социологии в Гарварде.

Интересно, что в 1917 Сорокин под псевдонимом написал роман "Прачечная человеческих душ", в котором ученые придумывают способ воспитания человека путем закладывания ему с помощью естественно-научных методов - гипноза, операций на мозге - императивных правил правильного поведения. В целом набор правил и подходов сильно напоминает воспроизведенный позднее (1932) Хаксли в своем романе "О дивный новый мир"...

Тезис о том, что культура не может удержать человека от социальной деградации, еще больше обострил Александр Зиновьев, один из создателей ММК. Он выделяет чисто социальные законы, не имеющие отношения к социальным институтам и постоянно воспроизводящиеся у людей и групп людей в стремлении к самосохранению. Он называл их "законами экзистенциального эгоизма", а иногда, немного издеваясь над западными социологами - "законами рационального расчета". Действие этих законов приводит к тому, что люди будут улучшать условия своего существования за счет других, если наказание отсутствует, активно желать всякого рода халявы и ее добиваться и так далее.

При этом культурные люди не являются более устойчивыми к деградирующему действию этих чисто социальных законов, наоборот, за счет большей изворотливости своего ума они оказываются лучшими приспособленцами и более изощренно ищут свою выгоду. При этом прогресс, усложнение человеческого общества идет по пути ограничения действия этих чисто социальных законов различными способами. Это Зиновьев показал в своем сатирическом романе "Зияющие высоты", за который его лишили наград и выслали на Запад. В романе "Гомо советикус" он показывает как коллектив, в котором общественное однозначно превалирует над личным, ломает человека и приводит к его деградации. Характерно, что уже не Западе он в 1997 году написал роман "Глобальный человейник", где подверг сатирической критике уже западное общество, а в 1999 - вернулся в Россию.

А еще были послевоенные эксперименты в Штатах, в ходе которых социологи и психологи пытались понять механизмы того, каким образом столько людей приняли для себя нормы,которые казались противоречащими культуре. И неожиданно выяснилось, что люди достаточно легко начинают бить других током или издеваться над ними под достаточно слабыми внешними влияниями, которые никоим образом нельзя квалифицировать как принуждение. Достаточно обоснования, что это - социально ожидаемое поведение.

В общем, для меня лично это - неприятная конструкция, потому что она сильно противоречит моей текущей модели человека, говорящая о присущей ему доброте и других позитивных качествах. При этом об американских экспериментах я знал, да и Петр не останавливался на них подробно. А романы Зиновьева я читал. То есть все это не было для меня новостью.

Пока я тут накидаю пару тезисов, направленных на объяснение этого.

  1. Есть существенная разница между самостоятельным формированием негативной нормы и принятием уже существующей в определенной социальной группе, примыкание к ней. И ее необходимо учитывать в рассуждениях, а этого не делают.
  2. Когда мы замеряем природу человека (а социальные законы Зиновьева можно трактовать как относящиеся именно к ней), то неправильно мерить социальные нормы группы. Как у Шварца в Драконе "мы все учились в этой школе, но почему ты был первым учеником?" Понятно, что именно первые ученики управляют обществом. вопрос в том, какова основная масса, и каковы фактические, а не декларируемые нормы. Потому что они могут отличаться от деклараций как в худшую сторону, так и в лучшую.

Но это все - слабые объяснения. Которые в целом позволяют держать мне свою модель человека, не особенно напрягаясь по поводу этих фактов.

Однако, принципиальным вопросом тут является совсем другой. Это вопрос о границах твоей личной приспособляемости, о том, сколько ты готов учиться в этой школе, не будучи первым учеников. А в какой момент это становится невыносимым, и ты - уходишь. И это - личный вопрос, вопрос персонального, а не общественного выбора. Потому что нормы на эту тему в истории можно найти самые разные, и выбирать из них тебе самому, тут Петр прав. Мне его пока делать не приходилось, то есть вопрос границ приспособления жестко не стоял. И я оптимистично надеюсь, что не встанет в будущем...

Возвращаясь к лекции надо отметить классификацию Мертона, который как раз рассматривал соблюдение норм индивидами при совершении действий. В этой классификации Мертон разделяет нормы, относящиеся к целям действий и к применяемым средствам и выделяет пять типов людей.

  1. Конформисты - следуют принятым нормам для целей и средств их достижения.
  2. Инноваторы - придумывают новые средства для достижения нормативно принятых целей. В эту категорию попадают и преступники и предприниматели...
  3. Ритуалисты - соблюдают нормы, наложенные на процесс, то есть средство, не особо заботясь о том, к какой цели оно приводит
  4. Беглецы - не принимают социальные нормы ни на цели, ни на процесс.
  5. Мятежники - не просто отвергают существующие нормы на цели и средства, а стремятся к созданию собственных норм.

Надо отметить, что современный тренд развития общества как раз заключается в возрастании персональной ответственности за выбор и целей и, особенно, средств, и снижении роли социальных институтов, которые его обуславливают. Не только в области политической жизни или нравственных норм, но и в обычной деловой практике. Обращаясь к книге Фредерика Лалу "Открывая организации будущего" (мой конспект), необходимо отметить что выбор средств в этих организациях не является нормированным, а оставлен полностью на ответственности каждого отдельного сотрудника. И выбор целей тоже, с тем лишь ограничением, что цель эта цель в целом должна соответствовать цели организации. Ответственность за определение соответствия - тоже личная. При этом осознается, что у разных людей будут разные интерпретации и представления, и конфликты между людьми - неизбежны. Конфликтов не избегают, наоборот, если сотрудник полагает, что действие другого нанесут организации вред - он обязан инициировать конфликт. Однако при конфликте используют те или иные процедуры разрешения, направленные на исключение деструктивного поведения в ходе решения конфликта.

Тезис о том, что в основе выбора для действия всегда являются альтернативные варианты норм, которым может следовать человек, а не какие-то произвольные влечения человека, что одни нормы он принимает, а другие отвергает в целом дает конструктивное направление в решении конфликтов. Потому что это означает, что в любом конфликте эти нормы могут быть явно восстановлены, а дальше - можно смотреть их истоки и применимость, рационально разбираться.

Интересно, что по Петру выбор норм в действии выполняется постоянно, даже если мы повторяем одни и те же действия, воспроизводя одну норму. Потому что всегда, перед каждым действием есть развилка: поступить как в прошлый раз или отказаться от ранее использованной нормы в пользу какой-то другой.

Почему мы можем выбирать и постоянно выбираем? Петр утверждает, что это связано со следующими свойствами, присущими действию.

  1. Проектность действия, различение замысла и реализации.
  2. Осмысленность действия.
  3. Рефлексивность, сопровождающая действие. Не из отдельной позиции, а внутри: рассказывая лекцию, мы смотрим на реакцию слушателей и корректируем ее.
  4. Рефлексивное мышление, позволяющее увидеть действие глазами другого и оценить ее.

Об этих свойствах социального действия Петр уже говорил в 6 лекции, ссылаясь на Вебера и Шюца. А в этой лекции акцент был на том, что именно эти условия позволяют нам делать выбор из множества норм.

И вот тут есть связь, которую я пока не понимаю. Я не оспариваю эти свойства, они есть. И то, что мы делаем выбор - тоже понятно. Возможно, речь о том, что исключение одного из свойств приведет к тому, что никакого выбора мы сделать тоже не сможем. И этот тезис важен для каких то контекстов, быть может, кем-то оспаривается. Посмотрим, возможно это станет понятным позднее.

На этом я, пожалуй, закончу свои рассуждения. Лекция реально была полезной

  1. обострением вопроса о социальных свойствах людей, который, впрочем, мне удалось заболтать в этом посте
  2. акцентом на постоянный выбор человека в деятельности (и следующей из этого ответственности)
  3. тезисом о том, что выбор происходит не между личным и общественным или социально-обусловленным, а среди множества норм

Спасибо!