2016-03-23: вторая лекция Щедровицкого по СРТ - Робинзон, осмысленность труда и рынок как СРТ
(Новая страница: «Рассказ о второй лекции я начну с 4 тезисов, отражающих содержание первых двух лекций, ко…») |
м |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
+ | В работе | ||
Рассказ о второй лекции я начну с 4 тезисов, отражающих содержание первых двух лекций, которые Петр зафиксировал примерно в середине. Они отражают разделы презентации, но звучат иначе, и мне кажется важным записать то, что я услышал с голоса (и проинтерпретировал при записи). | Рассказ о второй лекции я начну с 4 тезисов, отражающих содержание первых двух лекций, которые Петр зафиксировал примерно в середине. Они отражают разделы презентации, но звучат иначе, и мне кажется важным записать то, что я услышал с голоса (и проинтерпретировал при записи). | ||
# Все социальные науки, в том числе экономика - о Деятельности. И они это понимают в своих основаниях. | # Все социальные науки, в том числе экономика - о Деятельности. И они это понимают в своих основаниях. |
Версия 09:32, 23 марта 2016
В работе
Рассказ о второй лекции я начну с 4 тезисов, отражающих содержание первых двух лекций, которые Петр зафиксировал примерно в середине. Они отражают разделы презентации, но звучат иначе, и мне кажется важным записать то, что я услышал с голоса (и проинтерпретировал при записи).
- Все социальные науки, в том числе экономика - о Деятельности. И они это понимают в своих основаниях.
- Основой богатства, единственным источником является технологическое разделение труда. Тезис Адама Смита, с которым Петр согласен.
- Робинзоны, то есть одиночки - бессильны, даже если все знают о цивилизации
- Собственность - это глагол, а не существительное. Она - не про вещь, а про ожидаемые доходы, связанные с использованием этой вещи. Или не вещи - труд человека и его плоды тоже находятся в его собственности, а когда ты работаешь на кого-то, то сдаешь свой труд в аренду - его плоды использует другой, а зарплата - это арендная плата за труд.
А начиналась вторая лекция с романа Даниэля Дефо "Робинзон Крузо", который вышел в 1621 году, за 60 лет до Адама Смита и был литературной метафорой того, что известно по теме разделения труда и трудового самоопределения.
Робинзон сначала действует как торговый авантюрист. Что интересно - в глобальном мире, как мы бы определили это сейчас, а не локально. Но тогда мир был глобален для одиночек, а не массово. Однако, изменилась не доступность выбора, а комфортность глобальных путешествий. А доступность глобального мира, в общем-то, была и тогда для большого количества людей.
А потом, на необитаемом острове - он начинает трудиться. Сначала - для выживания, но даже когда вопросы выживания решены - он продолжает достаточно много трудиться, находя в этом осмысленность существования. И это - важный тезис, труд придает жизни смысл.
Есть сюжет с изготовлением орудий труда, палкой для сбивания высоких плодом. Чтобы изготовить которую, надо сначала насобирать достаточно плодов - чтобы есть их пока будешь эту палку делать... А еще оказывается, что лопата встает ему непреодолимым препятствием - хотя он все знает про эту лопату, про ее изготовление. Но он не может ее сделать, ему не хватает технологий. Дефо посылает ему сундук с орудиями труда, ему недоступными и только так решает вопрос выживания.