Изменения

м
Нет описания правки
Следом за Saint Highload в конце июня прошел [https://teamleadconf.ru/spb/2023 '''Saint Teamlead''']. Она была чуть менее многолюдна, чем Highload, и собрала примерно 1700 участников, если я правильно помню. Онтико начал проводить эти конференции парами, и следующая пара будет в ноябре в Москве. Это удобно для тех, кому актуальны обе конференции, а таких много. Потому что и для разработчиков и для тимлидов актуальны и технологии и софтскилл. Кстати, московский Teamlead будет включать треки KnowledgeConf по управлению знаниями и TechLead - эти конференции не взлетели как отдельные, несмотря на актуальность тем, потому что аудитории потенциальных участников сильно пересекаются, а побывать на большом количестве конференций могут себе позволить далеко не все.
Теперь вернемся к конференции в Питере. Я хочу отметить вдохновляющий доклад Алексея Обровца про лидерство. Как сказали из зала в вопросах "вы - Данко, который зажигает", и это - правда. Конечно, для части аудитории это звучит как сказка, неуместная к практическому применению в реальном мире. На это я могу сказать, что каждый сам выбирает мир, в котором живет, через призму собственного восприятия, и лично в моем мире доклад уместен, и сказкой не является. Еще я хочу отметить доклад Анны Обуховой, посвященный отдыху как деятельности, после которой появляется ресурс для работы, а также Алексея Пименова, Евгения Идзиковского, Татьяны Гавриловой и , Миры Петрунько, Олега Федоткина и Алексея Власова.
Отличительной особенностью было большое количество докладов по психологии, в том числе от профессионалов. При этом в докладах были очень простые техники и относительно известные модели. Что, думаю, адекватно уровню основной части аудитории. Вряд ли ситуация принципиально изменится, потому что аудитория конференции непрерыввно непрерывно обновляется, лишь малая часть участвует в каждой конференции, полагая, что получили достаточный импульс развития, чтобы вернуться только через два-три года. В теории такой базовый ликбез нужен в программах обучения, включая школьные, а на практике этого нет.
Отмечу что книжное знание это не слишком заменяет. Например, книга Канемана "Думай медленно, решай быстро" с моделью быстрого и медленного мышления известна достаточно широко, но вот практического понимания, что значит лишь редкое включение медленного энергоемкого мышления и как с этим эффективно жить и действовать от ее прочтения не возникает, требуется риземление приземление теории на практический материал - что и обеспечивают такие доклады и воркшопы, как были на конференции. А еще отмечу, что широкая известность вовсе не означает, что книгу читали все. Впрочем, читать - не обязательно, достаточно понимать соответствующие концепты. При этом, поскольку вся работа ИТ-шника - применение мышления, то такое знание я бы полагал частью базовой подготовки, hard skill, а вовсе не полезным дополнением. Сопоставимым с пониманием user story или общей организацией различных интерфейсов или базовым знанием применяемых современных языков разработки или современной организацией процесса разработки. Понятно, что тут у многих тоже поверхностные представления в том смысле, что знают только применяемый в конкретном проекте варианты, а концептуально разбираются не всегда, но все-таки представление глубже, чем про устройство мышления и личности человека. Но ситуация меняется, и доклады на Teamlead - явный индикатор. У меня, кстати, есть [[Модель личности|концептуальная сборка на эту тему]], и, надеюсь, я на ее основе сделаю доклад на московской Teamlead.
Ну а теперь - заметки с докладов. Они - в том порядке, в котором я доклады слушал.
* Будут приходить с доп.задачами - чтобы отвлекался максимум один, а лучше решать силами смежных команд. Но я бы тут дополнил, что не надо превращать задачи в пинг-понг на смежников, это аукнется.
* С 5 человек должна быть полноценная замена. Ему - операционку, вам - развитие. Страх - а вдруг он займет ваше место - лишний, да, человек займет, а вы пойдете дальше. И далее надо поделить: 5 человек ведут основной поток, core-часть, а вы с 2-3 - делаете перспективные проекты. Вы руководите меньше частью команды.
* Команда 12-17 человек еще остается цельной, но появляются уже отдельно продукт и проджект с разными фокусами управления, делим Discovery и Delivery. Меньшая часть - discovery, product, а большая часть delivery, project. Важно их разделить. Очень большой соблазн, когда product вмешивается в текучку project. И задачами в Jira должен управлять project, чтобы не ломалось планирование. В докладе было жестче - ставить, но это вопрос workflow, буфер будущих работ можно формироdатьформировать, важен момент запуска.
* А потом команды делятся. Важно, чтобы команды были самостоятельными рабочими единицами, которые должны запускать функционал. Нанимать продуктов и проджектов: человек, который умеет работать с аудиторией и человек, который умеет вести проекты технологично. Надо сохранить эффективность, а она зависит не только от вас, но и от тимлидов: они должны подруливать там, где ты не рулишь. Схема - матричная, есть продукты и есть лиды front-back и другие.
Про удаленку. Для некоторых команда - семья, работа в офисе - способ получить общение. Надо кому-то удаленка - хорошо, кому-то - нет, учитывайте это, не ориентируйтесь только на себя.
Дополнение. Во время доклада лично мне стало видно, как постпенно постепенно проявляется деление на основное производство, техноструктуру и стратегический апекс по Минцбергу (Структура в кулаке). И это - интересная штука.
= Алексей Пименов. Работа с узкими звеньями процессов и ресурсами непостоянной доступности =
Работа с узкими звеньями - Теория ограничений Голдратта, 40 лет назад книга Цель. Алгоритм: (1) # найти узкое звено, (2) # поставить его на 100% загрузку, (3) # подчинить весь поток ему, (4) # устранить узкое звено. Узкое звено - ресурс ограниченной мощности. Только один в каждый момент в системе. Его нельзя устранить, будет перемещаться. И по каждому шагу есть нюансы.
Для начала про метрики. Скорость работы: это пропускная способность или время производства? Они относительно независимы. Чаще всего хотят сократить время, хотя формально "скорость" - это про пропускную способность. Узкое звено ограничивает пропускная способность - количество элементов, покидающих систему. При этом далеко не всегда оно использовано на максимум. А время производства, если не работать с узкими звеньями, будет постоянно расти, будет копиться незавершенная работа.
Обеспечить узкое звено 100% загрузкой: оно должно работать на узкоспециализированную работу, которой занимаются только они. У него могут быть сопутствующие задачи. Например, у тестировщика - написание тестовых сценариев, их прогон, разворачивание сред... И если узкое звено - в написании тестовых сценариев, то остальное - отдаем.
Подчинить производственные процесс узкому звену. Как? Например, через ограничение запуска в работу. Есть WIP-лимиты. И лимит должен быть такой, чтобы у узкого звена должна быть работа. WIP-лимиты пропускную способность НЕ увеличивают, но могут уменьшить. Они работают на время производства. На узкое звено тоже надо ставить WIP-лимит - чтобы ограничить количество переключений, утомляемость и т.п. Надо ли стаивть ставить WIP-лимит после узкого звена? Ресурсов там хватает, но вот задержки могут возникать - и WIP-лимит фокусирует на завершении работы, а не на запуске.
Расшить узкое звено. Наем людей, расширение мощностей, автоматизация... Как только расшили в одном месте - оно перемещается. Можно гонять так, что либо упретесь в заказчику (но это незагруженная команда разработки), либо в рынок, которые не готов хранить. Поэтому не надо расшивать полностью, им надо управлять.
Где лучше иметь узкое звено? Большой процесс discovery-delivery? в середине красная линия, где фича идет в реализацию. Если есть процесс исследований, 100 гипотез, производство может быть 10 фич. Отбрасывание 90%. И узкое звено держать в discovery - не эффективно. Можно держать в начале производства или в конце. Если оно в начале - управлять процессом легко, только надо договориться с продуктом. Если в конце - управлять сложнее. А по экономике: в реализации тоже есть отказ от идей, и шанс, что отвалится после первого этапа производства выше, чем в конце. И экономически его наоборот, выгоднее поставить в конце. Нужен баланс.
Ресурс непостоянной доступности. Например, архитектор, который приходит рандомно или по пятницам и делает ревью. Или казначей, который раз в месяц согласует бюджет, или сервис, используемый разделеморазделяемо. Он приходит и разгребает. Если фичу подготовил в понедельник, а ревью в пятницу - лежит неделю, а в пятницу - быстро. Время производства увеличивается, но оно не столь страшно.
Ресурс неподходящей доступности может быть узким звеном, а может и НЕ быть. Вопрос - разгребает ли он накопленные задачи. Если он - узкое звено, надо расшивать. Но даже если он - не узкое звено, рекомендуется несколько эвристик.
* Особенности человека
* Сильные стороны
* СслабыеСлабые, проблемные моменты* Мысли из общения и ситуация, особенно в кризисе.Подсветки из 360 и матрицы компатенцийкомпетенций.
По мере накопления надо делать резюме. Дальше - много примеров конкретных карточек.
Поведение. 6 принципов
* Принцип взаимности обязательств и возмещений. Человек устал - дать отгул но ожидать, что при необходимости он тоже пойдет навстречу компании.
* Обязательность и последовательность: убеждения соответствуют ценностям. Как сочетать увольнения и человчный человечный подход?* Социальное доклазательство доказательство - сила того, что делают другие
* Власть и авторитет: желание подчиняться ответственным людям. Когда говорим человеку "ты побудь тимлидом, а команде говорить не будем" - команда не понимает.
* Симпатия: обязательства в дружбе
Рефлексия. Становится популярно. Инструментов - дофига. Но вообще - это способность время от времени останавливаться и думать про свою жизнь - хочу ли я продолжать эту жизнь, или стоит что-то переделать. Контролировать мышление, оценивать обосновывать, логичность поступков. Что легко, что тяжело, что в себе исправить. Человек, который умнее может дать неожиданный ответ. Ретро жизни. Какими я хочу, чтобы выросли дети. И какими я хочу, чтобы были коллеги. Про коллег многое можно поменять - настроение и многое другое.
Рефлексия - избавляет от невозможности делать выбор - потмоу потому что уже подумал. Про профессиональную жизнь, про личную жизнь. И если подерсусь подерусь с девопсом - будет запланирвоанная запланированная драка. Рефлексия: личностная, коммуникативная, интеллектуальная (прокурчивание прокручивание в голове сценариев). Подростка часто надо оставить впокое в покое - гормоны бушуют. И коллегу тоже надо оставить в покое - эмоции, другие факторы. Рефлексия - свобола свобода разговаривать: получать обратную связь, задавать любые вопросы, спокойно относитсья относиться к чужим слабостям - потмоу потому что знаю свои. Не сотрудники, не коллеги, а Люди, и они хотят на работу.
Инициатива - шило в одном месте. Который никогда не сидит, который все попробовал м уже рассказывает про то, что вы только узнали. Шило, любознательность и еще - особая форма ответственности. Хочу пить большими глотками, терпеть не могу будущее, в котором все знаю, но никому не нужен. И чтобы там не оказаться - учусь кайфовать. И если человек хочет писать код - не вытаскивайте на митапы. А есть те, кто накопил много знаний, а его не берут на митапы, потому что куча текучки - освободите. Если отправляем человека учиться - чтобы его не отвлекали во время учебы.
Нужно ли меня выпинывать из зоны комфорта, чтобы расти, или я выхожу сам? Этот вопрос задаешь, это меняется со временем. В новой сфере первое время может быть тяжело, потмоу потому что много информации. Но в любой сфере есть кайф от результата - потом. Серфер - много раз падает, захлебывается. А потом впервые едет на доске с небольшой скорости. И так же ты впервые выходишь с инициативой, сам и тебе легко, оно получается.
До тех пор, пока центр жизни - я, я буду ничтожен. А вот когда мир людей, а ты - часть - энергия бесконечна. Когда приходишь домой после многих дней без выходных, и ты счастлив, потому что сделал. Друзья и коллеги - синонимы, потому что это люди, с которыми делю свой кайф.
= Олег Федоткин. Как руководителю внедрять изменения, чтобы двигать команду вперед и ускорять работу =
Доклад начался с примеров резкого внедрения инноваций "с первого числа", сверху TopDownб TopDown, которые часто проваливаются. И рассказ про Теорию диффузии инноваций, которая позволяет придти к успеху. Придумал Evetett Rogers, идея в том, чтобы разделить на пять групп вовлечения: инноваторы (3), ранние последователи (13), раннее большинство (34), позднее большинство (34), лаггарды (16). Если рассмотреть IDE, то инноваторы сидят на beta, ранние последователи (адоптеры) видят инновации как средство достижения успеха и обновляются сразу после релиза, раннее большинство узнает из новостей и обновляется около месяца, позднее большинство узнает от коллег и обновляется за 3-4 месяца, а лаггарды сидят на старом до последнего, пока могут. И надо последовательно захватывать эти группы, а не внедрять сразу для всех. Тогда инновация действует в отдельных командах, отдельные сотрудники разделяют и поддерживают, есть обратная связь.
У этих групп - разная логика принятия решений об инновации. Предположим, есь есть новый фреймворк вместоRuby вместо Ruby of Rails. Инноваторам надо придти, показать что есть, и там должно быть что-то новое, чего нет у остальных. Ранним адоптерам - что обновлась обновилась стабильная версия, и неплохо, если фреймворк в инфополе представляют как новый шаг. Чтобы привлечь раннее большинство, надо прокатиться на пару конференций, выпустить статьи и позиционировать как возможную замену. А позднее большинство пойдет, когда фреймворк уже его активно используют, и люди боятся отстать от поезда. Лаггардов тащить не надо, придут сами когда-нибудь. Инноваторам и ранним адоптерам важнее суть иннвации, а для большинства работает пhедставлениепредставление, а не суть, и надо по-другому представлять.
Если рассмотреть более системно, то есть атрибуты инновации.
Мы думаем, что "возникла опасная ситуация - я испугался". Реально происходит наоборот: мы не боимся, потому что столкнулись с опасностью. Наоборот, мы столкнулись с ситуацией, проанализировали, повесили ярлык "страх" - и узнали, что ситуация опасная. А потом идет рационализация. Например, есть друг, который боится маленьких собак. Вы идете с ним по улице, увидели, он испугался, вы спрашиваете "Почему?" - он по разному рационально отвечает, все вроде правильно, но не цепляет. Аналогично с обидами - мы обиделись не потому что кто-то нам нанес обиду, а потому, что ситуация была классифицирована как обидная. "Да, они не хотели обидеть, но мне обидно" - потому что на ситуацию повесили ярлык чувства.
Какие проблемы? Психика ошиблась и повесила неверное чувство. Или выдала неверную мысль. Человеку закрадывается мысль "я - еж" и куча доказательств - черная одежда, люблю мясо и т.п., но ежом не станешь. А вот если мысль "я некомпетентен" - вполне можеim можно поверить в рационализацию.
Это механизм на дикую природу. Если из пещеры может быть медведь, не надо проверять, надо убегать. Если увидел еду - ешь, а то другие съедят. Его нельзя изменить, но на него можно влиять. Автомобиль, по трассе, лампочка "проверить двигатель". Если не знаешь про автомобиле - то быстро в сервис, мало ли что. Мастер открывает капот, смотрит, говорит "с двигателем все прекрасно, только проводок коротит, тут поменять не могу". И вы едете дальше, лампочка горит, но вы спокойны. Так и с психикой. Когда вы поймали психику на ошибке категоризации, то чувство не пропадет, но влияние на выбор поведения - ослабнет, можно выбрать другое.
= Татьяна Гаврилова. Ошибки визуального мышления: диагноз или точка роста? =
Визуальное мышление - способность ясно концептуально выражать свои знания, это не про картины, которые рисуют художники. И это был замечательный доклад, как делать визуальные представления, схемы, делать их ясными. Фокус был на mind map и концептуальные карты, но было много других диаграмм. И в большом количестве были примеры диаграмм с ошибками, которые Татьяна комментировала. Понятно, что примеры без картинки пересказывать бесполезно, так что дальше - записанные тезисы, и они не дадут впечатление о полном содержании доклада. А еще в презентации много содержательных слайдов, которые Татьяна не рассказваларассказывала, ее можно использовать как справочник. Например, типы диаграмм для разных видов знаний.
Два режима работы мозга: сфокусированный - когда сосредотачиваешься на задаче, фрагменте и Рассеянный - о том, чтобы увидеть картину в целом, не углубляться.
Разбиение понятие - равновеликое, одна гранулярность. Тут прокалываются. 7+-2 уровней. А теперь оперативная память стала работать хуже, 5+-2. Концептуальный баланс: один тип отношений, глубина ветвей одинакова, картинка - симметрична.
Ошибки. 1 рода, серьезные: семантические, смысловые - вы неверно или неполно видете область, к которой рисуете карту, и систеные системные - вы плохо структурируете область. Ошибки 2 рода синтаксические и эргономические - это погрешности, они ухудшают восприятие.
Строить можно сверху-вниз, от классификации, или снизу-вверх - от перечня объектов.
* хорошее обобщение
* логика и прозрачность замысла
* правила бьюзена Бьюзена - об оформлении
* бритва Оккама - не множить сущности без необходимости, не перегружайте 3-5 исходящих
Разное восприятие в разных культурах. Она читала лекции в Катаре, преподавала китайским студентам. У арабов - европейское мышление. А вот у китайцев из-за иероглифического мышления все сложно, она не понимает их карты.
Разница мужчин и женщин. У мужчин - выше поленезависимость, выделить главное из шума. А у женщин - лучше детализация. Можчины Мужчины стремятся к новому, женщины - лучше сохраняют старое, умеют с ними работать.
В mindmap лучше избегать связей, это взгляд сверху. А вот для тонкостей - концептуальные карты, там сложнее.
* Четкий алгоритм действий - не думаем, идем по алгоритму, шаблон или чеклист.
Успокоить стрессовую систему. Чтобы организм разрешил пойти в действие. Два состояния: мне интересно и мне страшно. Мне страшно - кора отрубается миндалиной со-товарищами. Они чувствительны к адреналину и кортизолу. Адреналин - действует около 5 минут, кортизол - распад около 1.5 часов. Пришел email 200мс организм напр=ягаетсянапрягается, вырабатывает - и там 1.5 часа последействие. И если там 400 писем - то фигня.
Отдыхать надо ДО ТОГО, как устал. Два времени обеденного перерыва. Если обед рано - то к концу дня уставали меньше. А те, кто успел сильно устать - не успевал восстанвливатьсявосстанавливаться.
* Осознанность - в мозгу работает центр, который временно выключает миндалину.
* Если мы говорим "это все временно, мы многое уже преодолели" - то мозг справляется.
* Если человек не смог авторизовать результат, то он ничего не делал и просто задолбался. Протокол авторизации результата.
* Ритуалы завершения, дневники благодарности - как раз даюn дают устойчивость, мы получаем энергию идти дальше.
Сколько нужно отдыхать? статистика: мужчины 6:08 в день, женщины 5:29 в день - значительная часть жизни, кроме сна.
= Владислав Тушканов. Как организовать совместное обучение в кросс-функциональной команде? =
Владислав - тимлид в ML-команде Лаборатории Касперского, в ней много разных ролей - лингвист, ML-инженер, MLops, спец по статистике и так далее. Запрос команды был именно на совместное обучение, которое бы не просто дало новые знания, а повысело повысило общение в команде, понимание проектов друг друга, отчасти было тимбилдингом и так далее. Было несколько неудачных кейсов, когда запуск такого обучения провалился: онлайн-курс, книжный клуб, участие в семинаре, который вела соседняя команда. Провалы по разным причинам, в докладе рассмотрено. А один кейс - удачный. В удачном случае они смогли поставить цель и найти контент, которая объединит всех. Цель - дать общий язык для обсуждения своих проектов всеми специалистами, и для этого - пройти курс ML Deep Learning. Формат - перевернутый класс, каждый на неделе смотрит лекцию в удобное время, а потом - семинар, на котором сначала один из сотрудников подробно рассказывает прослушанное в преломлении к практическому применению в проектах: где моно применить, или почему точно не применять, а потом остальные по 5 минут высказываются о том же самом. И в таком виде формат взлетел. По оценкам - материал средненький, а вот семинары - понравились. Так что хотят повторения. Ингредиенты успеха: целеполагание - зачем им, вовлеченность и мотивация, формат, администрирование, релевантность, планирование, ритм. И стоит их оценивать, когда вы организуете такую штуку.
= Алексей Власов из Notamedia. Если я — не решение, значит я — проблема =
* Эксперт. Единоличное лидерство, руководствуется логикой и опытом, не слышит мнений других
* Достиженец. Работает через делегирование областей другим, освобождая свое время, создает команду управления
* Индивидуалист. Ему не интересна команда и не интересен один проект, он рабтает работает в позиции консультанта
* Стратег. Видит, объединяет команды. Конфликты уже не интересны, он умеет их решать. Понимает механизмы достижения целей.
* Алхимик. Умеет достигать что угодно как стратег, но ему это не очень интересно, он начинает менять все вокруг, как хочет.
От себя хочу заметить, что работа Торберта наряду с другими легла в теорию интегрального лидерства Кук-Гройтер. Можно почитать описания типов в [https://coachinstitute.ru/upload/iblock/f36/ruk_torbert_7_transformacii_liderstva.pdf статье Рука и Торберта], сопоставить с тем, что у Алексея. При этом в статье фокус на поведении лидера, а в докладе на слайдах еще приведены плюсы и минусы для организации. И в заключении замечу, что считается, что интегральное лидерство аналогично спиральной динамике, однако, детальное рассмотрение показывает существенную разницу, есть [https://vc.ru/hr/368175 статья с сопоставлением].
{{wl-publish: 2023-07-13 14:33:10 +0300 | MaksTsepkov }}