Изменения

Блог:Максима Цепкова/2022-05-23: Модель личности

5788 байтов добавлено, 05:14, 24 мая 2022
м
Нет описания правки
* Работа с прошлым – рефлексия и попытка извлечь из него опыт, перестроить ансамбли нейронов. В том числе – фиксация действий, которые сделаны без прямого указания сознания, и попытка выйти со стороны сознания до тех ансамблей, которые за них отвечают. И для начала – вынесения наблюдения за их включением в режим настоящего, а потом – и вмешательство в них.
Как и остальные ансамбли мозга, внутренняя сцена может работать в режиме деятельности существующих ансамблей, и может формировать новые.
 
Ансамбли нейронов образуют сетевую структуру, у них нет какого-то централизованного каталога. Но мозг создает частные каталоги, используемые для быстрой активизации ансамблей. При этом '''два существенных каталога недоступны сознанию'''.
* Каталог внутреннего крокодила, автопилота в рептильном мозге определяет автоматическую реакцию (или несколько) на ситуацию. Человечек (кора) может эту реакцию заблокировать и вообще взять управление не себя, если успеет, но первичный выбор - по недоступному каталогу. Именно так работают наши привычки.
* Каталог внутреннего котика - помеченные эмоциональными маркерами ансамбли нейронов, относящиеся к каким-то ситуациям. К нему мозг обращается в режиме свободного размышления, события прошлого, в том числе неприятные и мучительные всплывают в памяти именно благодаря этому каталогу. При этом механизм эмоциональных маркеров может обеспечить запоминание сразу в долговременную память, после единичного события.
 
Механизм эмоциональных маркеров играет существенную роль при обучении, целью которого является изменение поведения. Для начала надо выработать негативную оценку для уже имеющихся привычек, прицепить ее к существующему ансамблю нейронов, обеспечивающему это поведение. И это - не только при терапии вредных привычек, но и при обычных бизнес-тренингах. Например, если тренинг ставит ответственность как инициативное поведение, нацеленное на достижение результата, то для начала надо разрушить привязку ответственности к исполнению правил и инструкций и соблюдению традиций. И только потом уже ставить ответственность как инициативное достижение результата. Разрушение старого часто выполняется через эмоциональное обесценивание, которое включено в тренинг. И сделать его проще, чем построить новое. Поэтому бывает, что тренинг калечит: он старое поведение разрушил, а новое не поставил, работать на результат человек по-прежнему не умеет, но и быть хорошим исполнителем тоже не может и даже не стремится к этому - ценность разрушена.
 
В свое время я услышал модель, по которой знания в голове можно представить как набор флешек, занимающих функциональные места и перевязанных между собой ссылками. А тренинги как раз заменяют конкретную флешку, при этом восстановить целостность ссылок в задачу тренера не входит. Это достаточно точно, с поправкой на то, что флешку не достают, это невозможно, а обесценивают или блокируют, чтобы действия не воспроизводились, а дальше связи к ней ослабевают, из-за отрицательного опыта обращений и отсутствия повторений. Особенно все это относится к знанию, полученному из культуры. Если это знание слабо проросло в повседневные модели, то флешку можно заменить легко, а вот резкая замена связанного с практикой знания может привести к тяжелым последствиям. Я это видел, в 90-х людям массово заменили флешку плановой экономики на флешку с рыночной экономикой, и для тех, у кого плановая экономика существенно влияла на картину мира и самооценку последствия были тяжелыми - а таких было много. Поэтому полезно знать набор флешек-схем, которыми ты мыслишь. Если кому интересно, то я составлял такой [[Блог:Максима Цепкова/2016-01-09: Схемы, в которых я мыслю|каталог своих схем]].
=Организационная метафора мозга =