2017-07-23: Agile и игрофикация - за каким менеджментом будущее?
Это - название моего выступления на Российском игровом форуме «Южный РИФ-2017» 03 августа 2017.
Оба подхода менеджмента нацелены на вовлеченность сотрудников, на истребление скуки и бездушных регламентов. Вокруг обоих подходов - множество мемов, много примитивных, упрощенных вариантов, которые порождают много скепсиса по отношению к ним - при том, что в основе обоих лежат серьезные основания. Но - разные, что определяется их историей.
Agile появился в нулевых, как способ IT делать проекты, в которых определяющим критерием успеха является человеческий фактор, а производительность умелого и увлеченного сотрудника на порядок (реально, в 10 и более раз) превышает того, кто относится к работе формально. Это было замечено еще в 1980-х и обосновано Томом ДеМарко в книге «Человеческий фактор» (1987). Регламенты и процедуры убивают вовлеченность на корню, и Agile появился как способ оградить сотрудников от них. сохранить их увлеченность и мотивацию, но при этом делая прозрачным целенаправленное продвижение к цели, и для самих сотрудников и для их руководства, и для заказчиков. Появление персоналок, кратно увеличившее потребность в разработчиках, предопределило успех Agile в IT. А сейчас он идет в другие отрасли, потому что вовлеченность в работу и критическая чувствительность к человеческому фактору для успеха деятельности все больше и больше проявляются во всех отраслях.
Игрофикация, как не странно, тоже базируется на достижениях IT. Но не как способ организации работ, а благодаря развитию компьютерных игр. Человек в игре - вовлечен, часто забывает о времени и вкладывает громадные усилия для достижения цели, совершенно не считая это работой. По мере развития индустрии появились модели игроков, обеспечивающие успешное конструирование вовлекающих игр. И следующий шаг - превращение работы в игру, создание такого игрового контекста, чтобы действия человека на работе отражались как продвижение в игре. Я слежу за развитием игрофикации с AgileDays-2013 и AgileKitchen в 2013, и явно позиционировал ее как способ менеджмента будущего.
И тут возникает вопрос: если игрофикация применяется в IT, дополняя Agile, то, возможно Agile не очень нужен, и будущее - именно за игрофикацией, а не Agile? Чтобы ответить на этот вопрос мы положим оба подхода в единую систему координат, модель Спиральной динамики. И посмотрим, какие задачи они позволяют решить, где их имеет смысл применять совместно, а где - независимо. Я много писал и про Agile и про игрофикацию, но такое сопоставление будет сделано впервые. Приходите на форум!
[ Хронологический вид ]Комментарии
Наверное, в Agil больше свободы воли и творчества, а игрофикация нацелена на более эффективное исполнение типовых операций. Если Семлер и Лалу описывают чисто гуманитарные подходы, и трактуют развитие как рост культуры взаимодействия (продвинутый Y менеджмент), то реал RPG с дополненной реальностью это продвинутый X менеджмент. https://habrahabr.ru/post/324150/ https://geektimes.ru/post/291261/ или забавная книжка https://lit-era.com/book/level-up-b9784
В чем-то вы правы - игрофикация предполагает, что руководство создает (вернее, заказывает) игровой контекст в котором живут остальные сотрудники. Но при этом они не обязательно становятся классическими X-исполнителями. Наоборот, поскольку контекст создается так, чтобы вовлечь все типы людей, то там предусматривается возможность выбора различных путей к достижению цели, самоопределение. Во всяком случае, в некоторых кейсах было так.
С другой стороны, Agile тоже часто применяют в исполнительском варианте, когда область творчества и самоопределения ограничивается выбором конкретных инструментов, подходящих для решения задачи и помощи внутри команды в случае проблем. Что нельзя считать полноценной Y-работой.
Большое спасибо за ссылки. Про дополненную реальность на производстве я слышал,но что этим занялся Google - нет. А книжку посмотрю.
Войдите, чтобы комментировать.