Краткое описание уровней Спиральной динамики
Я активно рассказываю про уровни системы ценностей Спиральной динамики на разных площадках и в разных коммуникациях. И решил в этой статье дать краткое представление об общей конструкции уровней Спиральной динамики и о содержании конкретных уровней — на основании своих презентаций и докладов — для того, чтобы можно было давать ссылки заинтересованным лицам. Слайды - из доклада на AgileDays-2016.
- Предупреждение. Представленный здесь материал — моя авторская интерпретация. Я представляю, чем он отличается от версии, изложенной в книге Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика», и считаю эти отличия обоснованными логикой развития организаций в целом, и ИТ — в частности. Уже произошедшее со времен проведения исследований развитие позволяет скорректировать представления о старших уровнях, которые на момент исследований в 60-е — 70-е годы были лишь слабо намечены в будущем. Если Вы хотите глубже разобраться в системе уровней, то стоит прочитать полное (а не краткое) описание в книге авторов. А затем — наложить на него Ваши представления о развитии общества и организаций, если проявления старших уровней Вам видны в окружающем мире.
Конструкция Спиральной динамики
В основе — типы ценностей. Тип ценностей представляет собой фрейм, способ мышления.
- Что важнее — организация или инициатива?
- Нужно ли жертвовать чем-то ради других? Если да, то ради кого?
- Нужно ли изменять мир и каким образом?
- Важно ли спокойное существование? В чем оно заключается?
Ответы на подобные вопросы не произвольны, они образуют �устойчивые конструкции — value mem (vMem). Их выявил в ходе экспериментальных исследований автор Спиральной динамики, Клэр Грейвз (Clare Graves).
Наполнение конкретными идеями в каждом типе возможно разное: высшей целью может быть мировое господство религии или захват всех мировых рынков вашей корпорацией, но при этом методы действий и место индивидуума в них будут совершенно идентичными.
Типы ценностей сформировались в устойчивые взаимосвязанные конструкции по мере развития общества и были зафиксированы в культуре и транслируются через нее: когда высмотрите исторический фильм или читаете о прошлом, вы воспринимаете соответствующий фрейм. При этом каждый следующий уровень включает в себя предыдущие.
Описание уровней
Уровни кодируются цветами. Грейвз настаивал, что цвета вместо слов выбраны для того. чтобы избежать каких-либо ассоциаций и коннотаций, и в них не следует искать смысла.
Уровни образуют дихотомию Я — Мы.
Описание уровней приведено на схеме, при этом дополнительно показана цветовая кодировка Фредерика Лалу, приведенная в его книге о бирюзовых организациях будущего (мой отзыв-конспект), соответствующих желтому уровню Спиральной динамики.
На каждом уровне делаются открытия, которые сохраняются на последующих.
Уровни в примерах
Протестировать релиз
Можете попробовать написать что-то похожее для подобной активности в Вашей области: что такое заключить крупную сделку, или провести семинар на новую тему, или что-то похожее.
- █ Потыкать что-нибудь
- █ Проверить, как у нас принято
- █ Героически проверить все, что смог придумать
- █ Провести проверку строго по регламенту
- █ Проверить сложные нетривиальные кейсы
- █ Вместе со всеми тестировать и тестировать
- █ Проверить в срок критичные кейсы и новый функционал
- █ Проверить с учетом ожиданий заказчика по срокам и функционалу этого релиза
Успешно завершить проект
- █ Наконец-то у меня приняли этот проект
- █ Танцы с бубнами вокруг непонятных замечаний завершились успешно
- █ Я заставил их принять проект и признать нашу правоту, несмотря на врагов
- █ В соответствии с процедурами и регламентами проект был сдан заказчику
- █ Мы поняли интересы принимающих проект и обеспечили их удовлетворение.
- █ Проект стал частью большого общего дела
- █ Результат проекта оправдывает ожидания, которые на него возлагались
- █ Результат встроился в большую систему, принес плоды и развивается дальше
Вписаться в коллектив
- █ Освоиться и разобраться в новом незнакомом месте
- █ Стать «одним из нас» в закрытом уютном мирке
- █ Завоевать свое место в подразделении и включиться в борьбу друг с другом
- █ Принять порядок компании и вносить вклад на своем месте
- █ Начать приносить ожидаемую прибыль и соревноваться с другими
- █ До конца осознать общие ценности и вместе делать общее дело
- █ Найти свое место в команде и начать вносить вклад в достижение ее целей
- █ Вписаться в компанию, ее деятельность и внешние связи
Построить отношения с заказчиком
- █ Начал общаться, меня не гонят
- █ Понял работающие способы общения
- █ «Построил» заказчика, он делает то, что мне требуется
- █ Наладил регламенты взаимодействия
- █ Научился манипулировать и добиваться своего
- █ Заказчик понял, что мы вместе делаем общее дело
- █ Понял цели заказчика и интерес команды, чтобы работа пошла
- █ Совместно с заказчиком выработали общие цели и путь и пошли по нему
Соответствие менеджменту
Уровни Спиральной динамики и Волны развития Тоффлера
Уровни Спиральной динамики и традиционный менеджмент
Уровни спиральной динамики, традиционный менеджмент и стили управления по Адизесу.
В докладе на SQAdays я давал соответствие уровней с жизненным циклом корпорации Адизеса, слайды 19-20.