Евгений Идзиковский на Teamlead 2024 осенью. Legacy-код в психике - как расплатиться со своим техдолгом

Версия от 21:34, 30 ноября 2024; MaksTsepkov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Если рассматривать мозг как большой софт, то в нем много legacy-кода, который возник ситуати…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Версия от 21:34, 30 ноября 2024; MaksTsepkov (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Если рассматривать мозг как большой софт, то в нем много legacy-кода, который возник ситуати…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)

Если рассматривать мозг как большой софт, то в нем много legacy-кода, который возник ситуативно. Это — хорошая аналогия, с той разницей, что код софта писали программисты, а код мозга был порожден в ходе обучения. Но в обоих случаях когда-то была приемлема решена какая-то локальная задача, а потом этот фрагмент сохранился. Этот механизм свойственен не только человеку, так же работает мозг кошки или собаки, которые вообще не мыслят, однако решают довольно сложные задачи обеспечения питанием, поиска партнера для размножения, социальных взаимодействий. А рефакторинг не предусмотрен, если только механизм не начал давать серьезные сбои. В дикой природе животным некогда заниматься рефакторингом, надо выживать.

А вот человек — он рефлексивен по отношению к своему поведению, и часто хочет изменить каки-то действия своего обученного автопилота, не доводя последствия до серьезных сбоев или просто узнав, что существуют другие, более эффективные способы действия. Провести рефакторинг. Именно этим занимаются психологи, и для этого наработано много методов терапии. При этом, однако, исследования показывают, что эффективность каждой конкретной — 25 %. Но вот если действовать интегративно, применять их в комплексе с учетом конкретного человека и задачи, то коррекция возможна, при чем достаточно быстро, за 1-2-3 месяца. А если вы ходите два года и проблема не решается, значит к вам применяют неверные методы, учитывайте это при выборе специалиста.

Дальше в докладе был обзор методов психотерапии на понятном разработчикам языке работы с легаси. Это было устно, и я записывал в телеграфном стиле. Но на своем канале @idzikovsky_psy Евгений обещал в ближайшее время выложить подробную презентацию, где раскрыть содержание. Он — профи и знает много методов, чаще использует гипнотерапию, осознанность и НЛП совместно, дополняя другими по необходимости.

Итак, психотерапия как работа с legacy-кодом.

Для начала — архитектурная схема: есть входной сигнал, два канала обработки — эмоции и мысли, которые между собой взаимодействуют, и выход — поведение. И там возможны ошибки двух типов.

  • Ошибки распознавание. Смотрим на собаку, которая бежит к нам, хочет сделать кусь, и у нас страх. Психика угадала — хорошо. Но может дать такой же ответ и на маленькую собачку. Получаются разные фобии. Не все страдают, они просто избегают этого. И там — проблемы. Хорошая девушка, хочу познакомиться, но не подхожу — психика выбрала какой-то страх, а не предвкушение интересного знакомства.
  • Второй тип ошибок — психика выбрала неправильное поведение. У человека инстинктов нет, все результат обучения. Два года, мозг сгенерировал какой-то шаблон, и если оказалось удачным — оно классное. Оставим. И все время мы копим какой-то код в мозгу. Время рефакторинга — не было. Потому что рефакторинг в дикой природе — нерационален. Надо еду добывать.

Формирование ошибочных шаблонов может идти тремя разными способами.

  • Разовая ошибка, что-то сделал, она сделала кусь — и это зафиксировалось как негативный шаблон через эмоции.
  • Мама говорила «ты лох» или «ты глуп» или «не высовывайся» — и ты следовал этому, потому как она говорила многократно.
  • Родители не кричали, но показывали, что расстроены: мы любим, когда ты себя ведешь таким образом, а когда по-другому — не любим. Это тоже отпечатывается эмоционально, но по-другому.
  • Подражание родителям заложено как способ обучения. И это правильно: родители же выжили, значит классные шаблоны. Но они выжили в других ситуациях.

Что можно сделать для рефекторинга сознания?

  1. Влезть в хардвер.
    • Волшебные таблетки и подобные штуки. Перформить на 80% лучше, чем сидеть в депрессии. Еще есть таблетки, которые выключают страх на время, например, вырубая страх выступлений — он накапливает опыт.
    • Обруч обратной связи — выводит на экран то что происходит в мозгу, ЭЭГ на сухих электронах. Видео шлем. Человек боится авиаперелетов — это надо протестировать. Запускают эмуляцию на очках, снимает с обруча страх. Потом провели терапию, и эксперимент повторяют, убеждаясь в эффективности. Не на словах, а экспериментом.
  2. Перехват кода. Контроль «не делай этого». Здесь все практики осознанности. Тренировки нужны, чтобы поднять порог эмоций, которые боимся. Например, подойти к краю, где высота. В 1980-е были эксперимент — есть ли свобода воли, или есть предписанные процессы. Снимали МРТ, оказалось, что за полсекунды приборы показали, будет ли он это делать. Вывод: свободы воли нет, все предопределено. А в 2015 — другие эксперименты, и они показали приборы фиксировали готовность, а мозг — управляет. И осознанность обеспечивает это управление. Но его надо нарабатывать, из коробки его не дают.
  3. Отредактировать код.
    • НЛП — оно создано для этого. Можно менять тембр голоса или скорость речи и так далее.
    • Позитивная психотерапия — по-другому смотря на вещи, выбирать другие шаблоны.
    • Терапия частей, гипнотерапия, гештальт. Даем ТЗ на некоторый код, внедряем, и применяем в жизни.
  4. Мы внедрили новый код, запускаем его в модельной ситуации, а в жизни сетка запускает старый. Тут терапия осознанности и гипнотерапия, она перекодирует принятие решений. Пересобираем решения.
  5. Экзистенциальная терапия: говорит — в жизни есть важное, его надо удерживать в фокусе, когда действуешь.
  6. Метапрограммирование систем. Средняя семья — клуб чудовищ, и можно работать с ними вместе как с системой. Семейная терапия или транзактный анализ. Пример: в семье ругались, дали предписание: нельзя ругаться в любое время, надо с 21 до 21:30, и обязательно орем друг на друга. Пару раз орать получилось, потом приходят: доктор, дайте другое предписание, не можем. Ругаться перестали.

Подходы можно варьировать, решая проблему косвенно.

  • Руководитель боится ошибок, ему психика говорит «ошибаться — плохо», и он запускает гиперконтроль или пытается делать все сам.
    • Можно изменить убеждения, сказать «ошибаться — нормально»
    • А можно сказать: не делегировать — ошибка, делегируй.
  • Боюсь обидеть — поэтому не провожу one2one. Причина может быть в детстве: мама часто показывала, как плохо, что она расстроена, это был ее способ воспитания и это — отпечаталось.
    • Можно с этим разобраться, чтобы детские травмы не влияли на взрослую жизнь.
    • А можно научиться давать обратную связь, где ты не обижаешься, дать альтернативную технологию.
  • Тимлид вырос и стал токсичным. Почему? Он вырос в среде, где сильных гнобили слабых, и это было нормально. И когда он стал тимлидом, у него что-то перещелкнулось, сработал тот старый паттерн: я теперь сильный, значит должен гнобить. Не хочу, а должен. И он начал так делать. Шаблон надо выявить и перепрошить. Но надо понимать, что конкретно меняешь, причины могут быть различны.
  • Человек много планируешь как супермен. Планы преувеличены, и они не выполняются, он это видит. но все равно планирует 10 дел, а выполняет одно-два. Почему планов много? У него убеждение: если план — всего одно дело, то он точно плохой, я не герой. А если 10 — то может получиться, есть шанс. Убеждение можно менять, но его тоже надо выявить.

Как со всем этим бороться? Осознанность. Если мы второй раз поступили неверно — это паттерн. Надо его зафиксировать, а потом с ним работать, менять то, что мы делаем.