2022-09-08: Отто Шармер. Теория U

Материал из MaksWiki
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{Book-Ref}} 400px Я читаю книги и, когда книга захватывает — делаю з…»)
(нет различий)

Версия 09:09, 8 сентября 2022

О других книгах
OttoSharmer-U-theory-cover.jpg

Я читаю книги и, когда книга захватывает — делаю заметки для себя, пишу конспекты. Потом публикую, и часть из них оказывается очень удачной. Например, мой конспект Фредерика Лалу побудил во многих читателях интерес к этой книге, помог разобраться в содержании. У меня были отзывы, что человек читал книгу, решил, что это обычный флейм. Потом прочитал мой конспект, и сначала решил что я многое просто взял из своего опыта, додумал содержание книги, полез проверять, обнаружил, что в книге это есть — и снова перечитал, уже на другом уровне. А мой конспект книги [[Блог:Максима Цепкова/2016-08-01: Марк Розин "Успех без стратегии" как книга для бирюзовых организаций|«Успех без стратегии»] Марка Розина оценен автором, как качественное изложение основных идей и они теперь дают тем интересующимся клиентам, которые не готовы читать книгу целиком. Надеюсь, этот конспект будет удачным. А другие книги Отто у меня на очереди, я их тоже буду читать.

Мой путь к прочтению книги

Для начала — про мой путь к этой книге. Про Теорию U я слышал давно, был на выступлениях Анастасии Тоток, которая продвигает теорию на русскоязычном пространстве и представляет Presencing Institute в России. И первое впечатление — мы имеем дело с набором практик, которые упакованы специально, чтобы продавать на них дорогие тренинги и консалтинг. При этом удержание цен гарантировано обеспечивается высокой стоимостью обучения тренеров. А вот насколько ценна перспективна стоящая за ними теория — непонятно и следует разбираться. И не факт, что оно получится, ключевые моменты могут быть специально скрыты непрозрачной упаковкой. Поэтому я и не спешил читать книгу, хотя она стояла в очереди.

В общем, это не новый прием. Примерно так устроена модель Института Адизеса — в его книгах теория представляется ограниченно, часть знаний можно получить только на тренингах. Так же пытались построить обучение Agile-методам после существенного рывка их популярности. Однако тут была осечка: ряд ведущих методологов Agile с этим не согласились по принципиальным соображениям и продолжали предоставлять контент публично, что позволяло использовать и развивать методы без сертификации. А потом концерн IC Agile подорвал и ценовую политику ряда ведущих монополистов сертификации, начав продавать тренинги и проводить сертификацию по существенно более демократичным ценам.

Надо отметить, что политика запаковки содержания, помимо возможного коммерческого успеха, имеет принципиальный недостаток: она делает теорию относительно короткоживущей. Потому что в нынешнем динамичном мире теорию надо непрерывно обогащать практикой, а саму практику дополнять новыми методами для применения во вновь возникающих ситуациях. И это могут делать только те, то понимает внутреннее устройство теории. Если оно скрыто — получается эклектика, а не развитие. При этом создатель теории, конечно, заинтересован в развитии, однако его личных ресурсов на это не хватает, потому что практики — много, она разнообразна, и это просто не под силу одному человеку. Плюс он оказывается сильно загружен обучением, выработкой методологии для тренингов и другими аналогичными вопросами. А в результате теория застывает и отстает от развития мира и обречена на смерть.

Впрочем, такая судьба может получиться и без специальной запаковке, просто из-за перегрузки создателя, который не смог создать школу последователей, готовых развивать теорию, а не просто ее распространять. Это же отдельная деятельность, хороший тренер и популяризатор вовсе не всегда может развивать теорию. Так произошло с вертикальным лидерством Кук-Гройтер — оно не развивается, а мир — меняется. Очень печально, что так произошло с системой Монтессори: ее внутреннюю логику понимала сама Мария. Система оказалась настолько перспективной и эффективной, что и живет уже сто лет. И дает импульс развития детям, которые проходят через такую подготовку. Но, увы, ее некому адаптировать к новому, меняющемуся миру, сообщество, наоборот, обеспечивает стабилизацию и неизменность системы.

А вот Agile-методы живут и успешно развиваются большим сообществам, и это организовано в самых разных формах. Посмотрим, какая судьба ожидает теорию U с этой точки зрения. В этом конспекте я пробую дать свою интерпретацию книги. Что, на мой взгляд, будет способствовать распаковке смысла теории.

И в любом случае, в книгах Отто Шармера, как и в книгах Адизеса, описано достаточно много практических приемов и кейсов, которые можно использовать в собственной практике. В каждой главе есть так же задания — практики, которыми каждый может пользоваться для применения теории. Так что лучше прочитать не только мой конспект, но и саму книгу.

Краткое содержание и философские основания теории U

Disclaimer. Здесь - моя интерпретация! Потому что я распаковываю теорию, связываю с другими и это меняет смыслы

В деятельности принято выделять результаты и процесс, который к этим результатам ведет. Отто вводит еще третий уровень — источник, который дал Деятелю направление пути или образ результата. Пример — художник рисует картину, и мы можем обсуждать эту картину как результат, можем обсуждать технику художника в процессе создания картины. А можем задаться вопросом об источнике, побудившем художника создать именно такую картину.

Отто вводит четыре уровня сознавания источника своих действий:

  • привычный, который формируется у большинства людей и на котором они действуют
  • сознавание в рамках эгосистемы, когда ты наблюдаешь свой источник действий и управляешь им, понимая последствия для себя
  • эмпатический, на котором ты так же чувствуешь источники действий других людей и их учитываешь при взаимодействии
  • генеративный (созидательный) экосистемный, когда твое и другие осознавания источников синхронизированы и направлены на созидательное изменение системы.

Итак, первый, привычный уровень не требует особого формирования, и именно поэтому на нем действует большинство людей сейчас. Для формирования эгосистемного уровня сейчас есть книги и тренинги, посвященных умению правильно ставить цели, понимая последствия. Хотя гораздо больше их не фокусируются на этом, а говорят о том, как достигать поставленных целей. Эмпатический уровень про понимание другого — это поле эмоционального интеллекта. А если мы расширим поле наблюдения, то получим буддистские и аналогичные им практики наблюдения за миром. Эти практики пассивны, предполагают созерцательность, а не действование. А вот если поставить задачу не просто наблюдения за миром, а его активного изменения множеством индивидов в осознанной согласованной деятельности, то мы получим четвертый уровень. И Отто ставит задачу достижения этого уровня.

Если говорить об этом на языке системного подхода, то речь идет о построении модели принятия собственных решений и о последовательном расширении границ системы в этой модели, которая включает себя, окружающих и социальную систему в целом.

Если же посмотреть на положения теории U через призму философии, то отчетливо видно, что она основана на дуализме. То есть признании параллельного существования мира идеальных объектов и мира реальных, материальных объектов, между которыми существует сложная двунаправленная связь: воплощение идеальных объектов в материальном мире, достройка мира идеальных объектов из наблюдения и осознания реального мира. Концепт дуализма придуман Декартом, я не буду тут его излагать подробно. Существенно, что мир идеальных объектов живет сам по себе, объективно, он не вторичен по отношению к миру материальных объектов. Впрочем, это можно согласовать с материалистическим взглядом на мир, сказав, что мир идеальных объектов существует в коллективном сознании и в культуре, которая обеспечивает его передачу через коммуникацию и артефакты, а когда-то давно, пока разум не развился достаточно для создания идеальных объектов его не было.

Но культура — она всегда о прошлом опыте. У Отто Шармера мир идеального заключает в себя не только прошлое, но и будущее. Которое именно таким способом приходит в реальный мир и желает осуществиться. Идея в том, что когда художник стоит перед чистым холстом — он ловит существующие идеальные образы, формируя замысел картины, и выкладывает их на холст. И так же действуют все остальные творцы, их задача — поймать эти желающие осуществиться идеальные объекты будущего и осуществить их в реальном мире. А практики теории U учат, каким образом такю деятельность вести технологично, а не просто полагаться на вдохновение. И вести коллективно, чтобы отдельные творцы дополняли друг друго, созидая совместно, а не конкурируя деструктивно, когда созидание одного разрушает созданное другими.

Концепция «увидеть образы будущего» восходит к Рудольфу Штайнеру, основателю Антропософии и Вальдорфской школы, на которого Отто прямо ссылается как на источник вдохновения. А Штайнер развивал концепцию Гете, для которого мышление — такой же орган восприятия действительности, как глаз или ухо, которые воспринимают цвет и тон, в то время как мозг воспринимает идеи. У Гете уже чистый идеализм, а не дуализм: дух воплощается в реальный мир.

Здесь есть очень тонкий вопрос. Отдельный человек мыслит индивидуально, и картина образов будущего у него личная, в своей голове. А у другого — другая картина. Даже в случае, если они оба ловили фрагменты объективно существующей в мире идеальных объектов картины будущего, которое желает осуществиться — они могли обратить внимание на разные фрагменты картины. Достаточно очевидно, что эти картины будущего надо согласовывать в коммуникации, они при этому будут дополнять друг друга, при чем на эгосистемном уровне осознания чужие картины будут восприниматься как ограничивающие обстоятельства, на эмпатическом — у тебя будут возникать еще и модели других людей, а на экосистемном — будет появляться образ системы, в которой активно действуют ты и другие, изменяя ее. Постулат о том, что ты, формируя картины, ловишь фрагменты объективно существующего образа будущего снимают вопрос о том, можно ли получить согласованную картину, несмотря на различия людей. При должном понимании и коммуникации вы получите согласованную картину, поскольку все ловите картину одного и того же будущего. Этот общий образ будущего Отто называет социальным полем.

Практики теории U включают умение ловить этот образ будущего, для чего надо приостановить деятельность и наблюдать, далее совместное чувствование, формирование намерения и созидательную деятельность по воплощению. Визуально это отражается как движение по букве U — по левой ножке ты уходишь от деятельности в работу с образом будущего, то есть переходишь от материального мира в мир идеальных объектов, там формируешь образ будущего, а затем — воплощаешь, овеществляешь его, двигаясь по правой ножке.

Для IT-шников замечу, что это аналогично движению по V-диаграмме создания софта, только имплементация происходит не в мире идеальных объектов, а в мире компьютерных программ, которые затем встраиваются в реальный мир операционной деятельности.

Практические методы — идем на четвертый уровень

Для того, чтобы внутреннее состояние человека способствовало его переходу на уровень совместного созидательного действия, необходимы три вещи:

  • открытый разум — способный воспринять новое, выйти за рамки привычного
  • открытое сердце — умение сопереживать и ставить себя на место другого
  • открытая воля — способность отпустить старое и позволить придти новому

В общем, я тут согласен.

Важным инструментом для этого является слушание. Выделяются четыре уровня, соответствующие уровням сознавания

  • загрузка или привычное, на котором ты слышишь только подтверждение уже известному
  • фактическое, на котором мы слышим не только привычное, но и противоречащую нашему мнению информацию
  • эмаптическое, на котором мы можем взглянуть на ситуацию глазами другого человека
  • генеративное, когда мы чутки к потенциалу появления нового

Тут я хочу заметить, что переход Отто переход от фактического чувствования к эмаптическому объединяет два: включение в сферу внимания чувств, и включение точки зрения другого человека. Предполагается, что первые два уровня касаются рационального мышления, восприятия информации. А понимание другого, наоборот, возможно только через сопереживание. В то время как реально переход есть и на уровне рационального мышления — признание за другим право на собственные цели и собственное видение ситуации, и в область понимания чувств другого. Еще замечу, что понимание чувств другого требует, для начала, понимания собственных чувств, что есть далеко не у всех людей. Более того, люди успешно обманывают себя относительно своих чувств и причин постановки тех или иных целей.

Эта же склейка, в общем, касается и описания уровней сознавания, просто для слушания она проявилась в книге более отчетливо.

Дальше обсуждаются препятствия, они ожидаемы. На нисходящей ветви U — голос осуждения, который ведет к закрытости разума, голос цинизма, который ведет к закрытому сердцу, и голос страха, который блокирует волю к изменениям. Преодоление — через любознательность, сопереживание и смелость соответственно. А на восходящем пути U от идеи до реализации препятствий два и они противоположны: следует избежать бездумных действий по порыву и при этом не впасть в аналитический паралич с бесконечными рассуждениями.

Тезис состоит в том, что все это определяется нашим внутренним состоянием. Но при этом есть цикл, если ты в негативном, блокирующим состоянии, то ты в нем и остаешься, а голоса звучат все громче. И наоборот, если ты в созидающем, то цикл созидания так же будет повторяться вновь. При этом внутреннее состояние зависит от социальной среды, которая формирует условия. Отто вводит понятие социального поля и говорит об его изменении как смене состояния на уровне социума.

Как легко догадаться, социальные поля тоже имеют четыре уровня, соответствующие уровням самосознания: привычное, эгосистемное, эмпатическое в отношениях и генеративное экосистемное. У меня тут сработала опознание знакомой системы, потому что по краткому описанию видно, что четыре уровня соответствуют уровням Спиральной динамики, которая для меня является одной из основных моделей: синий, оранжевый, зеленый, а последний — объединение желтого и бирюзового. Понятно, что это сопоставление несет опасность ухода восприятия в картину привычного, и я дальше попробую аккуратно проникать в смысл сказанного Отто, фиксируя различия. С другой стороны, описывая четвертый уровень для организаций Отто прямо говорит про agile и бирюзовые организации Фредерика Лалу, так что сопоставление вполне актуально.

В главе, описывающей совместное формирование нового Отто говорит о четырех механизмах координации деятельности, три из которых известны давно, а четвертый только создается:

  1. Иерархия
  2. Рынок
  3. Переговоры между организованными группами по интересам
  4. Действие из совместного сознавания целого

Четвертый механизм, который еще только формируется, предполагает создание инфраструктур для координации между различными инициативами изменений с совместным созиданием будущего. Отто в книге не сопоставляет эти механизмы с уровнями сознания явно, но по смыслу они им соответствуют.

Совместное действие

Во второй части книги Отто формулирует практики движения по U-кривой, которые позволят пройти этот путь на четвертом, а не на привычном первом или других более низких уровнях. Путь описывает обобщенные стадии, свойственные всякому действию: целеполагание и концепт проекта, анализ настоящего, синтез гипотез о вариантах будущего, создание прототипов для нескольких гипотез, доработка и тираж успешного прототипа. Это если говорить языком, которым обычно описывают реализацию проектов, в которых способ достижения результата не ясен и потому надо испытать несколько гипотез, альтернативных вариантов достижений цели и выбрать из них.

Отто формулирует эти же стадии иначе:

  • Совместное инициирование: раскрытие общих намерений — построение первого вместилища.
  • Совместное чувствование: видение реальности с краев системы — установление горизонтальных связей.
  • Совместное чувствующее присутствие: соединение с максимальным будущим потенциалом — установление вертикальных связей.
  • Совместное созидание: создание прототипа обучения посредством делания — привнесение нового в реальность.
  • Совместное формирование: воплощение и институциональное закрепление нового — эволюция большей экосистемы.

На мой взгляд, стадии — те же самые. Отличие не в стадиях, а в способе, которым идет движение по этому пути.

Отто разбирает способы и принципы, на которых организуется движение для каждой стадии, а так же результаты стадий. В них — много ценного. И тут лучше читать книгу. Но в конспекте я приведу критерии результата для каждой стадии и принципы движения, как это формулирует Отто. Хотя, может быть, я тут делаю ошибку — принципы у Отто формулируются уже после детального описания стадии как итоги, и далеко не очевидно, что будут хорошо восприниматься без этого контекста — ты будешь интерпретировать их из собственного и можешь упустить важные аспекты. Название раздела соответствует названию стадии у Отто, а в скобках приведено содержание на языке управления проектами.

Совместное инициирование (целеполагание и концепт)

Результат стадии.

  1. Совместное намерение относительного того, что вы хотите создать.
  2. Основные вопросы, на которые нужно ответить.
  3. Группа ведущих эту инициативу (костяк).
  4. Основная команда, участвующая в процессе U.
  5. Глубокое слушание и практика диалогов.
  6. Действенная структура поддержки.
  7. Ресурсы: люди, место, бюджет
  8. Изначальный набор движущих сил, которые нужно изучить.
  9. Изначальный список возможных путей обучения.
  10. Изначальный план движения вперед.

Тут интересно структурное разделение на костяк, команду, группу поддержки и движущие силы, которые детализируют обычное деление на команду проекта и стейкхолдеров. А также включение в достигнутый результат практик слушания и диалогов.

Принципы. У них — сквозная нумерация по всем стадиям.

1. Прислушиваться, к чему призывает жизнь. Суть процесса U — в усилении нашей способности присутствовать в настоящем моменте и осознанно создавать мир совместно с другими. Модель консультирования Эдгара Шейна начинается со следующих основополагающих тезисов: «Всегда старайся быть полезным» и «Всегда работай с реальностью». Аналогично и процесс чувствующего присутствия U начинается с восприятия и внимания к тому, «к чему призывает жизнь». Или, цитируя Мартина Бубера: «Он прислушивается к тому, что возникает из себя самого к пути сущего в мире; не ради того, чтобы оно носило его, но ради того, чтобы самому претворить его в действительность так, как оно, в нем нуждающееся, этого хочет». В целом подход U опирается на процессное консультирование (ПК) — одно из направлений, лежащих у его истоков.
2. Прислушиваться к мнению интересных игроков на грани системы и вступать с ними в диалог. Второй этап слушания выводит вас за рамки обычного мира — на грани и углы системы. Говорите с интересными участниками большей экосистемы ваших отношений. Разговаривайте как с видными членами, так и с менее активными — кто не имеет права решающего голоса или не заслуживает внимания в существующей системе. В ходе этого мини-экскурса позвольте себе быть ведомым самим полем. Сконцентрируйтесь на зарождающихся возможностях. Главные помощники, будущие партнеры и советники зачастую ведут себя не так, как вы ожидаете, поэтому будьте открыты предложениям — это и есть смысл вашей внутренней работы.
3. Прояснить намерения и главные вопросы. Не ускоряйте первый этап, требующий прояснить намерения и основные вопросы, которые будут направлять процесс. Работая с дизайнерами консалтинговой компании IDEO, я был впечатлен, наблюдая, сколько времени они отводят на подготовку проекта. «Качество творческого проектирования, — пояснил один из руководителей IDEO, — это показатель качества постановки проблемы, которая определяет вашу отправную точку».
4. Сформировать из разнообразия участников ключевую группу, объединенную общим намерением. Соберите команду игроков, необходимых друг другу для начала деятельности в выбранном направлении. Противоположность совместного инициирования — маркетинг, система, направленная на то, чтобы вынуждать людей «купить» вашу идею. Маркетинг почти никогда не срабатывает, так как это только ваша идея. То есть самое сложное в подборе команды — ослабить контроль над своей идеей (хотя при этом не нужно от нее отказываться). Вы намеренно неполно обрисовываете картину: делаете всего несколько мазков и оставляете другим членам команды достаточно места, чтобы они тоже могли внести вклад в общий процесс. Подобный подход предполагает сдвиг от индивидуальной идеи к совместной, от владения к принадлежности, причем каждый осознает свою роль в более обширном социальном поле. Качество воздействия вашей инициативы зависит от качества общего намерения основной команды.
5. Построение вместилища. И качество этого общего намерения в значительной степени зависит от качества вместилища — поддерживающего пространства, которое формирует и культивирует сеть отношений. Наиболее важный момент построения вместилища с высокой отдачей происходит в самом начале, когда вы задаете тон, пробуждаете и активируете поле. Построение вместилища включает в себя внешние и внутренние условия, наиболее важным из которых становится коллективное слушание отдельных голосов и всех вместе.

Совместное чувствование (анализ настоящего)

Основная задача тут — погрузиться в неизвестное, понять его, выйдя за рамки привычных контекстов и стереотипов. Фактически, это преодоление стереотипа пренебрежительного отношения к людям: «они не сделали нечто, потому что дураки, а я — умный, сейчас все сделаю и будет им счастье». Включая обратный вариант этого стереотипа: «мы тут дураки, сейчас позовем умных консультантов, они все придумают» — так тоже не работает, если мы сами отказываемся понимать, а хотим продолжать быть дураками.

Результаты:

  1. Пересмотренный набор движущих сил, меняющих систему, о которой идет речь.
  2. Пересмотренный набор ключевых вопросов.
  3. Набор суждений о возможностях, имеющих отношение к каждому из них.
  4. Набор личных связей с этими возможностями.
  5. Основная команда, включенная в процесс чувствования глубоких возможностей.
  6. Обрисованные границы системы, которые поддерживают ее в существующем виде
  7. Улучшенная возможность построения созидательных отношений между заинтересованными сторонами.

Принципы

6. Набор основной команды, готовой работать с большой самоотдачей. Необходимо, чтобы команда включала представителей самых разных групп заинтересованных сторон и в ней были люди, обладающие всеми необходимыми талантами и компетенциями, чтобы провести основной проект за определенный период (например, четыре, шесть или девять месяцев). Вот список того, что нужно проверить перед начинанием и что соберет команду в первый раз. Чтобы привлечь внимание и заинтересовать участников, проясните следующее:
  • Что: что именно вы хотите создать.
  • Почему: почему это важно.
  • Как: процесс, который приведет к желаемому результату.
  • Кто: роли и обязанности всех задействованных ключевых игроков.
  • Когда и где: план («дорожная карта») развития.
Дополнительные элементы начинания, как правило, включают в себя создание команды, оратора, вдохновляющего команду на будущие свершения, пересмотренные движущие силы, основные вопросы и обучающие путешествия, а также мини-тренинг в интервью и практику чувствования.
Тут я хочу отметить несколько противоречий.
  • С одной стороны, команда сама совместно создает план и действует, а с другой — план ей презентуется, есть оратор, который ее вдохновляет. Это противоречие кажущееся, если и оратор и те, кто создал презентуемый план — сами в команде, и будут в ней действовать, их роль не ограничится вдохновением, и просто происходит расширение числа участников. Но если это не выполняется, о противоречие налицо.
  • Требование чтобы команда включала людей с талантами и компетенциями, позволяющими провести проект в заданный период — не реалистично при реализации проектов, касающихся нового или использующие новые технологии — компетентных людей для этого найти невозможно. Впрочем, это требование присутствует во многих методиках, теория U тут не исключение. И невозможность сформировать компетентную команду не означает, что можно брать всех подряд, вообще не думая о компетентности членов команды, полагаясь только на их порыв и стремление к цели.
7. Путешествуйте в места с наибольшим потенциалом. Обучающее путешествие связывает людей с условиями и идеями, важными для создания возможного будущего. Оно перемещает обозначенную перспективу из внутреннего мира обыденности (институционального пузыря) во внешний мир — свежий, удивительный, будоражащий, новый. Путешествие с глубоким погружением — это не метод сравнительного анализа. Оно предназначено для доступа к глубинному уровню эмерджентно зарождающейся реальности путем наблюдения за практиками, помогающими выполнить погружение: это подражание, участие и диалог.
8. Наблюдение, наблюдение, наблюдение: выключение Голоса Осуждения (ГО) и развитие способности удивляться.
Далее примеры. Чарльз Дарвин, который записывал наблюдения, а также данные, противоречащие его идеям и предположениям, потому что человеческий мозг склонен забывать то, что не входит в привычные рамки. Йохан Галтунг с которым они вместе были в поездке в ГДР в 1989 незадолго до падения Берлинской стены, и который тогда предложил пари, что стена падет до конца года, в то время как у остальных было неопределенное мнение «с одной стороны — да, но с другой стороны…»? Основная разница была не в количестве накопленных знаний, а в способе видения. Йохан умеет более дисциплинированно внимать миру. И он смог приостановить привычное суждение, чтобы уделить полное внимание реальности, находящейся перед ним. Только приостановка суждений может раскрыть нашу способность интересоваться окружающим миром. Иметь эту способность означает замечать мир помимо процесса загрузки. Интерес и удивление — семена, из которых процесс U может вырасти, чтобы вытащить нас из тюрьмы психологических ограничений и опыта прошлого.
9. Глубинное слушание и диалог: взаимодействие с людьми через широко открытые сердце и разум. При взаимодействии с людьми и контекстами активируйте и открывайте все ваши каналы слушания: внимайте с позиции того, что уже знаете и что вас удивляет, слушайте целое, внимайте с позиции того, что хочет появиться (с позиции эмерджентно возникающего целого).
Отмечу, что в этом принципе есть важное замечание про открытое сердце: в любой созерцательной традиции сердце — это не эмоциональность, а глубокая йогическая сердцевина. Основа глубокого слушания — использовать сердце и чувство как органы восприятия.
10. Коллективное осмысление. Это конкретные техники: «Социальный театр чувствующего присутствия», «Голоса поля», «Фильм текущей реальности», они описаны в книге, также их можно найти в ознакомительных видеороликах бесплатного онлайн-курса u.lab на edx.org и на сайте Presencing Institute [www.presencing.org. Можно использовать и другие известные методы и инструменты: сценарное мышление, системное мышление и world cafe. Но главное, что вы дисциплинированно внимаете одному за другим всем голосам и проявлениям поля. Дисциплинированно внимать — значит намеренно сдерживать все склонности, чтобы смешивать собственные интерпретации или решения. Вы приостанавливаете все это, желая, чтобы данные поля говорили с вами. Но они не смогут этого сделать, если ваш ум слишком занят выражением мнений и предложением решений.

Совместное чувствующее присутствие (синтез гипотез)

Это, на мой взгляд, наиболее смутная стадия в Теории U. И это не случайно, ведь именно здесь надо породить идею решения для той проблемной ситуации, которую исследовали на предыдущих. А механизм инсайта не объяснен, решение не появляется путем каких-то логических рассуждений. Теория U решает проблему за счет философских оснований: ведь если мир идеальных объектов существует и включает, в том числе, будущее, то нам не надо ничего порождать, а достаточно прислушаться к этому миру и увидеть решение, которое неизбежно уже проявляется.

При этом, надо отметить, что если речь идет не о создании чистого знания, а о прикладных применениях теории для принятия бизнес-решений, то будущее действительно часто существует, и не в мире идеальных объектов, а в виде зарождающихся движений нового в реальном мире, которые сейчас незаметны на фоне мейнстрима, но которые на предыдущем этапе мы вполне могли уловить. Да и в науке — есть множество различных исследований, среди них могли быть перспективные, но ситуативно отброшенные в свое время.

Таким образом, метод в целом оказывается работающим, а практики этой стадии создают условия во-первых, для того, чтобы инсайт появился, а во-вторых, и это важно — чтобы инсайт был коллективным, чтобы это не превратилось в бесплодную борьбу авторов разных идей.

Результат стадии вполне прагматичен. При этом, что важно, предполагает порождения множества альтернативных путей достижения цели, а не единственный.

  1. Набор инициатив по созданию прототипов.
  2. Основные команды для каждой инициативы.
  3. 3D-схема каждой инициативы по созданию прототипа: существующая реальность, будущее состояние, переходные точки.
  4. Список ключевых заинтересованных сторон для каждого прототипа.
  5. Общая энергия команды, дающая вдохновение.
  6. Место и инфраструктура, необходимые для пути в выбранном направлении.
  7. Список потенциальных дополнительных членов команды, которых тоже можно привлечь (не на все время).
  8. Основные этапы обзора прогресса и обучения для каждого прототипа.
  9. Зарождающаяся концепция лидерства: история о нас, история о себе и история о сейчас (эту формулировку я позаимствовал у Маршалла Ганца (Ганза) из Гарвардской школы Кеннеди).

Последний результат, на мой взгляд, не расшифрован в тексте.

А вот принципы действия здесь, в отличие от предыдущих стадий, сформулированы через практики «Круга семерых», которые, получается, являются основой метода. При этом весьма неясно, каким образом они обеспечивают получение результата. Я привожу в сильном сокращении.

11. Круги: зарядка вместилища. Самые глубокие изменения происходят в определенных местах, и эти места нужно создавать намеренно. Это создается в начале встречи, через сонастройку участников. Это сильно отличается от типичных вариантов начала собрания. Обычно встречи открываются презентацией руководителя, а затем все действуют по заранее намеченному плану. Сонастройка же обеспечивает общение с «сердечного» элемента совместного опыта. Я тут отмечу, что такие же практики начала встречи есть, например, в социократии. Способы могут быть различны, но результат этого такта один — участники отключаются от текучки и настраиваются на совместную работу.
12. Отпустить: присутствие круга. Самым серьезным препятствием на пути через нижнюю часть U-процесса оказывается преодоление того, что идет изнутри: трудности рождаются из-за вашего сопротивления, оттого, что вы не можете отпустить прошлое. Движение вниз по U подразумевает приостановку Голоса Осуждения, Голоса Цинизма и Голоса Страха. Имея дело с этими тремя формами сопротивления, необходимо развивать любознательность, сострадание и смелость. Этот принцип дополняет предыдущий. Должны встретиться два основных элемента, чтобы активировать генеративное, или созидательное, поле. Первый связан с зарядкой вместилища, с безусловной любовью и слушанием без суждения и цинизма. Второй — со смелостью, уязвимостью, способностью отпустить и отдаться процессу.
13. Намеренная тишина: выбрать практику, которая поможет установить связь с внутренним источником. Валюта, которой рассчитываются в нижней части U-процесса, — это не идеи, слова или инсайты. Здесь котируется прежде всего практика. Практика есть то, что мы выполняем каждый день. Таким образом, принцип заключается в выборе вашей личной практики, которая поможет вступить в резонанс с будущим. Существует много разных практик. Выберите ту, что подходит вам, и адаптируйте под себя.
14. Отправиться в путешествие: делать то, что любите, любить то, что делаете. Майкл Рэй из Стэнфордского университета формулирует этот принцип как «делай то, что любишь; люби то, что делаешь». Его девиз соответствует тому, что я слышал из уст многих успешных руководителей и новаторов: «Чтобы открыть в себе творческое начало, необходимо отправиться в путешествие, где вы следуете за своими восторгом, ощущениями, предчувствием зарождающегося будущего». Вы доверяете этим чувствам больше, чем всем советам, которые тоже могут оказаться дельными. Например, даже если вы не любите свою работу, убедитесь, что в вашем портфолио есть хотя бы один или два проекта, которые вы делали сердцем. Они помогут активировать более глубокие возможности творческого начала, которые затем будут освещать дальнейшую жизнь и работу. Все это сводится к следующему: принимая важные решения, никогда не недооценивайте голос своего сердца. Это вызываемое ситуацией качество чувствования, с которым вы можете сонастроиться. Так вы многое поймете о поле. Всякий раз, когда я оказывался на важном распутье, оно указывало мне правильный путь.
15. Впускание: чувствующее присутствие будущего, стремящегося появиться. Суть U-процесса заключается в том, что вместо проецирования своей небольшой воли («Меня в первую очередь») вы расслабляетесь, отпускаете прошлое и впускаете зарождающуюся или «великую волю» (Бубер), сдвигаясь от «я» к «мы», от эго к эко. Мы неоднократно испытывали подобные сдвиги в нашей работе с лидерами после того, как они соединялись с разумом социального поля. В движении чувствующего присутствия мы обычно используем различные практики. Так же, как все люди по-разному учатся, для каждого человека работают свои практики. И поэтому нужно предложить разные пути на «священную» территорию.

В практических заданиях к этом разделу — практики выхода из текучки, регулярной фиксации сигналов мира и поддержания совместного пространства коммуникаций. И истории формирования совместного пространства среди группы, в которых были люди с противоположным опытом и историями. Но! кейсов, как из этого проявляются инициативы — не показано.

Совместное созидание: формирование и создание прототипа нового (создание прототипов)

Это начало восходящей ветви деятельности, с проверкой гипотез, инициатив создания прототипов, сформулированных на предыдущем шаге. Прототипы создаются итеративно с циклом обратной связи. Даже на масштабных проектах цикл обратной связи не должен занимать более 3-4 месяцев, а лучше — меньше. Проверка должна проводится с обеспечением обратной связи от конечного потребителя о получении ценности, то есть о достижении целей проекта. То есть, если мы, напрмиер, изменяем некоторый процесс в организации, то мы проверяем не то, что новый процесс в принципе работает, а то, что он работает лучше существующего с точки зрения целей проекта изменений. Еще важно, что созидание каждого прототипа выполняется командой, включающей всех необходимых специалистов, без привычного функционального деления. В Agile-методах это называется кроссфункциональной командой.

Результаты стадии.

  1. Набор усовершенствованных прототипов — живые микрокосмы будущего, по которым было больше всего значимой обратной связи в отношении основных вопросов и задач лаборатории.
  2. Связи с заинтересованными сторонами и партнерами, которые имеют отношение к использованию прототипа в качестве пилотного и для дальнейшей разработки.
  3. Укрепление лидерских способностей и инновационного потенциала для взаимодействия с инновациями, нарушающими привычное положение вещей.
  4. Командный дух, способный помочь изменить культуру лидерства в компании.
  5. Творческая уверенность членов команды, необходимая для начинания крупных и сложных проектов.

Принципы. Они тут вполне понятны: ключевой фактор — небольшая группа, обеспечивающая энергию движения проекта, поддерживающее пространство, короткие итерации с обратной связью.

16. Сила намерения: формирование видения и намерения. Для объяснения Отто ссылается на Ника Хэнауэра: «У меня есть любимая поговорка, которую приписывают Маргарет Мид: „Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа мыслящих и самоотверженных людей может изменить мир. В действительности лишь только им это когда-либо и удавалось“. Я абсолютно в этом уверен. Имея команду из пяти человек, можно сделать все что угодно. Одному это трудно, но, если в вашей команде еще четверо или пятеро людей, у вас уже есть прочная сила, с которой нужно считаться. Именно в этом, думаю, и заключается предпринимательство: создание убедительного видения и непреодолимой силы».
17. Формирование ключевых групп: пять человек могут изменить мир. Во всяком проекте главную роль играет небольшая группа людей, по-настоящему преданных общей цели и объединенных намерениями. Чтобы изменить мир, может понадобиться чуть больше пятерых человек. Но именно эта базовая команда излучает «энергию» намерения во внешний мир, создавая силу, способную привлекать людей, возможности и ресурсы, благодаря которым все и происходит. Изменения набирают обороты. Основная группа функционирует как средство раскрытия целого.
18. Создание платформы, или места. Инновации происходят в определенных местах. Создавайте поддерживающее пространство, необходимое для глубоких преобразований. Расставляйте «вехи» в этом процессе, они в большей степени вынуждают команду создавать прототипы на ранней стадии и быстро генерировать обратную связь заинтересованных сторон. Обеспечьте помощь со стороны коллег и экспертов: это позволит команде проходить U-цикл быстрого обучения почти каждый день.
19. Создание прототипа 0.8. Прототип — это микрокосм будущего, которое вы хотите сформировать. Создание прототипа означает представление идеи (или определенной работы, находящейся в процессе формирования) до того, как она будет полностью развита и проработана. Цель создания прототипа — вызвать обратную связь от всех заинтересованных сторон о том, как смотрится идея, какое от нее ощущение, насколько она соответствует (или не соответствует) потребностям и ожиданиям, а затем пересмотреть свои убеждения относительно проекта. Основное внимание уделяется исследованию будущего деланием, а не с помощью анализа. По выражению коллег из IDEO, обоснование создания прототипа можно сформулировать так: «часто ошибаться — быстрее достигать цели», или «чем раньше потерпишь неудачу, тем скорее научишься». Прототипирование отличается от планирования. Здесь вы всегда получаете обратную связь. Однако оно отличается и от пилотного проекта: последний должен быть успешным, а прототип может провалиться, но при этом по максимуму научить чему-то своих создателей. В компании Cisco Systems — лидере рынка по производству сетевого оборудования — необходимость создания прототипов начинается с так называемого принципа 0.8, который гласит: каким бы долгосрочным ни был ваш проект, разработчики должны представить первый прототип в течение трех-четырех месяцев. Иначе это мертвый проект. Необязательно, чтобы он работал как прототип 1.0. Это итерация, сделанная на скорую руку, черновик, который позволит получить обратную связь от основных заинтересованных сторон.
20. Создание новых итераций: пребывание в постоянном диалоге со Вселенной. Не застревайте на начальной формулировке идеи. Извлекайте уроки из реакций внешнего мира, оттачивайте и совершенствуйте свою идею с каждой итерацией. Этот принцип хорошо сформулирован и описан Аланом Уэббером, соучредителем Fast Company. Он отмечает: «Вселенная на самом деле нас поддерживает. Если вы и ваша идея открыты, она поможет. Предложит способы улучшить новшество. К слову, иногда она дает заведомо провальные предложения. Смысл как раз в том, чтобы выслушать все идеи и предложения и постараться просчитать, какие пойдут на пользу, а какие — во вред».
21. «Нащупать руками»: интегрируйте голову, сердце и руки. Принцип раскрывается через пример работы скульптора, который в процессе создания скульптуры переходит в состояние потока, в котором «появляется соединение с чем-то глубоким, а руки знают что делать». Я хочу сказать, что аналогичное ощущение появляется и в чисто умственной работе, например, проектировании ИТ-систем, написании кода или текстов статей. Это то, что Михай Чиксентмихайи называет состоянием потока, хотя Отто об этом не пишет, у него другие формулировки.
Руки знают. Это основа, чтобы подниматься по правой стороне U. Скольжение вниз по левой стороне U связано с раскрытием и преодолением сопротивления мыслей, эмоций и воли, подъем по правой стороне U — с целенаправленной реинтеграцией интеллектов разума, сердца и рук на практике. Во время движения вниз нашими внутренними врагами были Голос Осуждения, Голос Цинизма и Голос Страха; во время подъема препятствиями станут три старых механизма управления:
  • Бездумные действия: выполнение действия без обучения.
  • Бездействующий ум: аналитический паралич.
  • Длительные разговоры (бла-бла-бла): слишком много слов, не приводящих ни к каким изменениям.
У всех этих барьеров есть общая черта: вместо того чтобы уравновешивать интеллект головы, сердца и рук, один из них доминирует (разум бездействует, воля пребывает в бессмысленных поступках, а сердце перегружено большим количеством лишней информации).

Совместное формирование: взращивать экосистемы инноваций (доработк и тираж успешного прототипа)

Говоря об этой стадии, Отто пишет не столько про доработку и тираж успешного прототипа, как это понимают в классическом управлении проектами, сколько про встраивание нового фрагмента устройства мира, которое создано в прототипе, в мироздание в целом, чтобы оно стало составной частью экосистемы. Это — важный акцент. Потому что при этом, как пишет Отто, изменяется способ координации между отдельными командами, реализующими инициативы. Известны три способа: иерархии, рынок и переговоры между организованными группами, а сейчас формируется четвертый — действие из совместного сознавания целого.

И именно четвертый механизм обеспечивает совместную созидательную работу, исходя из видения надсистемы в целом, а не внутри конкретных инициатив. При этом Отто говорит о том, что для общества в целом такой механизм сейчас отсутствует, и ряд принципов касаются его создания. Одна из важных для него идей — чтобы созданный им лагерь прототипов Массачусетского технологического института u.lab стал одной из таких платформ.

Новый механизм описан через примеры. Обобщая можно говорить, что речь идет о создании инфраструктуры, обеспечивающий сбор полезных данных, касающийся определенной области, и далее совместный анализ и обсуждение этих данных ключевыми игроками всех заинтересованных институтов с получением общего видения ситуации и коррекцией своих планов, обеспечивая взаимодействие инициатив. При этом необходимо взращивание культуры обучения, без которой люди перестают придумывать инновационные идеи и начинают обвинять друг друга.

Результаты этапа.

  1. Обзор инициатив для создания прототипов
  2. Обмен ключевыми знаниями.
  3. Определение того, какие прототипы/идеи перейдут к пилотной фазе.
  4. Расширение фокуса от прототипа до эволюции экосистемы в целом.
  5. Инфраструктуры, которые позволяют экосистеме видеть себя.
  6. Набор сдерживающих факторов, которые не позволяют новому увеличить масштаб.
  7. Только что сформированные созидательные партнерства и союзы для увеличения масштабов нового.
  8. Новое осмысление и изложение фактов, связывающее работу с социальным или цивилизационным обновлением.

Принципы.

22. Создание благоприятных инфраструктур, позволяющих системе чувствовать и видеть себя. Важно, что эти механизмы Отто описывает через примеры, которые показывают взаимодействие людей, а не формальные процедуры, хотя для оценки ситуации различные показатели используются. А еще важно, что оценка выполняется не каким-то арбитражным органом, а теми самыми людьми, которые действуют.
23. Создание механизмов массового наращивания потенциала. В современном обществе отсутствуют две вещи
  1. Инфраструктуры, позволяющие видеть целое.
  2. Массовые механизмы создания будущих возможностей и потенциала для совместного чувствования.
Ключом к этому становятся поля практики. Ни один симфонический оркестр или профессиональная футбольная, баскетбольная команда не смогут достичь превосходного уровня мастерства без практики. Аналогично руководители и другие люди, меняющие мир, нуждаются в инструментах и полях практики, чтобы научиться эффективно использовать эти инструменты. Они присутствуют во конкретных компаниях, регулярно оценивающих свою деятельность, однако на уровне общества подобные системы в основном отсутствуют.
24. Лаборатории и платформы для культивирования социальной почвы. Проблема в финансировании создания подобных институтов. Когда он обсуждал возможности такого развития для u.lab, то было сформулировано, что обычно финансирование можно получить на трех условиях: решение проблемы — в технологии; проблема может быть измерена и решена в течение 10 лет; спонсор правит бал. Эти три пункта прекрасно показывают все современные проблемы в благотворительности и целевом социальном инвестировании. Первое условие исключает всю совокупность системных проблем, которые нуждаются в чем-то большем, чем укрепление с помощью технологий. Второе условие исключает все задачи, которые могут решаться только в долгосрочной перспективе, а это почти все проблемы, имеющие большое значение. И третье условие показывает отсутствие понимания идеи генеративного капитала. По опыту, платформы, культивирующие социальное поле, нуждаются, во-первых, в первоначальном фонде, который определяет условия, например общий интеллектуальный капитал или другие формы капитала, и, во-вторых, создание сообщества, которое продолжает генерировать поле совместного творчества. В первой части книги Отто определил тесно связанную динамику двух социальных полей — чувствующего присутствия и отсутствия — как ключевую характеристику нашего времени. Мы знаем примеры и того и другого в нашей среде обитания. Но когда дело доходит до макро- и глобальных структур, видим массивные механизмы развития отсутствия (в форме средств массовой информации и социальных сетей), но почти не видим механизмов развития чувствующего присутствия. Это подводит к культивированию социальной почвы в больших масштабах.

Теория U и мироустройство

Еще в начале книги Отто формулирует, что повышение осознанности в масштабах мира, переход на экосистемный уровень приведет к реформированию существующего капиталистического миропорядка, который сейчас находится в кризисе. И одна из его основных целей, для которых он создавал Теорию U — дать пути решения этого кризиса.

Отто формулирует три основных проблемы с численными показателями: экологическую, заключающуюся в том, что экономика потребляет в 1.5 раза больше уровня воспроизводства, человечество жрет ресурсы Земли; высокое социальное неравенство, в котором 8 богатейших людей владеют большим, чем 50 % беднейшей половины человечества; и духовный кризис, выражающийся в выгорании, депрессии, потери смысла и собственной сущности (потери Себя), индикатором которого служит 800 тысяч самоубийств в год.

Я тут хочу заметить, что хотя проблемы современного мира безусловно существуют, конкретные цифры вызывают сомнения. И он не рассматривает динамику изменения по конкретным цифрам, а без этого нельзя говорить, что мы идем в кризис. Я тут расхожусь в оценке трендов с Отто. В частности, он полагает, что разобщенность людей с 19 века возросла, а я полагаю, что нынешнее демократическое общество имеет гораздо меньше барьеров между людьми, чем сословное общество 19 века.

Но я не буду это подробно обсуждать. С тезисом о том, что повышение осознанности будет способствовать изменению миропорядка в лучшую сторону и снизит риски деструктивных сценариев развития я безусловно согласен.

Теория U имеет три составляющих: (1) структурную систему координат, (2) метод, (3) движение, под которым подразумевают новое осмысление, или нарратив, социальной, экономической и культурной эволюции. Эти обновленные представления применяются ко всем секторам и системам и направлены на преодоление экологических, социальных и духовных различий. В третьей, заключительной части книги Отто подробно рассматривает изменение мира, смотрит на эволюцию социальных систем через призму Теории U. Он описывает образ будущего и рассматривает изменения, которые необходимо сделать.

Естественно, для трансформации капитализма необходимо принципиальное изменение экономической системы. Отто тут использует метафору «обновить операционную систему экономики», подчеркивая, что речь идет не об отдельных фрагментах, а о базовой конструкции. Как пишет Отто, в свое время для стабилизации общества был приостановлен ряд рыночных механизмов: создали стандарты охраны труда и окружающей среды, социальное обеспечение и Центральный банк. Но теперь этого уже не достаточно. Ссылаясь на книгу Карла Поланьи «Великая трансформация», он пишет, что основная проблема рыночной экономики — фиктивные товары: земля, труд и деньги. Они не были произведены кем-то для потребления, в отличии от остальных товаров, а рыночная экономика от этого абстрагировалась и в этом проблема.

Отто рассматривает ряд точек акупунктуры для изменений: природа, труд и капитал (три классических производственных фактора), технология и управление (два фактора, появившиеся недавно в дополнение к современной производственной функции), потребление (часть уравнения, где находится пользователь) и власть (для координации целого).

Для каждого направления зафиксирован целевой образ трансформации, который позволит перейти от эгосистемной конструкции к экосистемной. Сначала это раскрыто кратко, а потом ряд вещей, например, Образование 4.0 раскрываются. И далее я это кратко привожу.

  • Природа. Проблема в ограниченности ресурсов, при том, что нынешняя парадигма предполагает неограниченный рост. Предлагаемые решения.
    • Циркулярная экономика, работающая по принципу безотходного производства.
    • Восстановление экосистем с помощью циркулярного сельского хозяйства, культивирующего почву.
  • Труд. Есть мнение экспертов, что к 2050 году автоматы заменят примерно 40 % существующих профессий. Почему-то из этого делают вывод, что надо менять модель наемного труда на самозанятость, дескать, только в этом случае может быть творческая самореализация. Решения:
    • Всеобщий базовый доход для всех.
    • Свободный доступ к образованию 4.0, которое активирует самый высокий потенциал будущего.
  • Деньги. Тезис Отто таков: «Мы знаем о неслыханном накоплении денег на глобальном уровне. Необходимо перенаправить финансовый поток в реальную экономику и обновить общественное достояние. Сегодня у нас слишком много денег в одном месте — это надуманные, изъятые средства — и слишком мало в другом — осознанно управляемые деньги, способствующие регенерации экологического, социального и культурного достояния». Для пересмотра денежного потока предлагаются механизмы.
    • Циркулярные валюты для замены добытых денег.
    • Реформу налоговой системы для налогообложения ресурсов, а не рабочей силы.
  • Технология. Необходимо придумать механизмы, чтобы новые технологии расширяли творческие возможности, а не манипулировали людьми. Проблема в том, что даже если компания начинает как идеалистический студенческий стартап с идеей сделать мир лучше, и преуспевает, то по мере роста, чтобы удовлетворить желание инвесторов максимизировать прибыль, они все больше отходили от первоначальной позиции неприятия рекламы и других идей изменений. Этот путь прошли Google и Facebook. И это лишь один пример того, как быстро технологии, если не используются с очень четкими этическими намерениями, могут превратиться из силы добра в силу, поддерживающую различные теневые антидемократические и антиконституционные интересы. Предлагаемые решения:
    • Инструменты, которые позволяют людям и сообществам визуализировать социально-экологический эффект их потребительского выбора в момент покупки.
    • Технологические инструменты, позволяющие людям и сообществам увидеть себя через призму целого.
  • Руководство. Проблема в том, что мы коллективно создаем никому не нужные результаты (то есть разрушаем природу, общество и человечество). Важно противодействовать серьезным ошибкам руководства организаций и секторов. Не потворствовать супер-эго, а укрепить потенциал лидеров, чтобы совместно чувствовать и формировать будущее на уровне всей экосистемы. Точками приложения здесь служат:
    • Инфраструктуры для совместного чувствования: видение системы с краев (с позиции самых социально отчужденных членов) и с позиции целого (например, диалог и «Социальный театр чувствующего присутствия»).
    • Крупномасштабные механизмы создания потенциала, которые поддерживают сдвиги от эго к эко (например, u.lab).
  • Потребление. Здесь требуется создать благополучие для всех. Сейчас большее количество продукции, усиленное потребление и крупный ВНП не означают умножения благополучия и счастья. Вместо того чтобы поощрять потребительство и увеличивать такие показатели, как валовой внутренний продукт (ВВП), мы должны внедрять такие практики совместного использования и измерения благосостояния, как валовое национальное счастье (ВНС) или индикатор подлинного прогресса (ИПП). Точки приложения в этой сфере включают:
    • Практику экономики благосостояния и новые экономические показатели.
    • Совместное бюджетирование
  • Власть. Здесь требуется заново связать принятие решений в сложных системах и живой опыт людей, которых эти решения касаются. Переосмысление власти означает, что три классических известных координационных механизма (видимая рука иерархии, невидимая рука рынка и многоцентрическая координация организованных заинтересованных сторон) нужно дополнить четвертым: действием от совместного сознавания целого. Точки приложения здесь следующие:
    • Инфраструктуры, которые позволяют системе чувствовать и видеть себя, чтобы стимулировать коллективное действие, основанное на сознавании (awareness-based collective action, ABC).
    • Общие права собственности, защищающие права будущих поколений (в дополнение к правам частной и государственной собственности)

У меня достаточно много вопросов к этому образу будущего, и я согласен далеко не со всеми тезисами. И личное мнение было бы не важным, но ведь не согласен не только я, не согласны множество людей и коллективных субъектов, у которые есть свои представления об образе будущего. На днях на Дальневосточном экономическом форуме Никол Пашинян сформулировал: «Все правительства стремятся к миру и стабильности. Но у каждого — свои представления об этом и потому в мире идут непрерывные войны и конфликты» (цитата неточная).

И в этом проблема. Потому что, с моей точки зрения, получение на масштабах больших сообществ стран и человечества в целом — не реалистично. Это показывает история человечества. Включая тоталитарные методы, которые тоже пробовали применять, начиная со времен средневековой инквизиции. Хотя тоталитаризм регулярно прорастает в разных формах, и не только в обществах, признаваемых тоталитарными: бумерит, описанный Уилбером в Штатах — тоже проявление тоталитаризма, и концепция глобального мира — тоже, что хорошо показал Зиновьев в Глобальном человейнике — а у него хорошее чутье на такие вещи.

Отто, правда, предлагает другой метод получения образа будущего — через совместное чувствующее присутствие и создания инфраструктур для этого. Но он — медленный для современного мира, и не факт, что масштабирование сработает. А еще у меня возражение по принципу: даже на масштабе команды или компании получение согласованного образа будущего — проблематично, согласуется лишь фрагмент, касающийся целей совместной деятельности на некотором не слишком большом горизонте.

Расшифрую свое не согласие по отдельным пунктам, больше для себя, чем для других.

  • В проблема неограниченного роста при ограниченных ресурсах я тут вижу смешение двух существенно различных вопросов. Первая — проблема роста населения с соответствующим возрастанием потребностей. Вторая, связанная с потребностью капитализма в расширении рынка, которая, как предсказывал Маркс, приведет к общему кризису капитализма. Циркулярная экономика, наверное, может рассматриваться как решение для второй через замену капитализма, но это — не решение первой. Но, как показала практика 20 века, его вполне можно решить за счет интенсивных, а не экстенсивных методов развития, прогресса. Однако, это предполагает развитие, а не стабилизацию некоторого цикла деятельности.
  • В тезисе про исчезновение профессий вследствие развития технологий, и выводе о необходимости из-за этого уходить от наемного труда я вижу чистую манипуляцию. Массовый опыт ИТ, не говоря о других творческих профессиях успешно это опровергает: совмещение творческой самореализации и наемного труда вполне возможно. А еще — старые профессии исчезают, но новые — появляются. Или меняется содержание: секретарша теперь не печатает на машинке, но такая профессия по-прежнему востребована.
  • Я точно возражаю против всеобщего безусловного базового дохода. Халява разлагает общество и человека и вовсе не способствует творческой самореализации — об этом есть и опыт СССР и опыт современной Западной Европы, и другие кейсы. В том числе потому, доход тем, кто бездействуют обеспечивают деятельные и это снижает их мотивацию. Другое дело, что для человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию должна быть обеспечена поддержка общества в объеме, необходимом не только для продолжения жизни, но и для восстановления его включенности в общество, насколько это возможно. Отметим, что базовый доход это не решает, имея ввиду, например, очень различную стоимость лечения в разных случаях.
  • Деньги. Тезис Отто таков: «Мы знаем о неслыханном накоплении денег на глобальном уровне. Необходимо перенаправить финансовый поток в реальную экономику и обновить общественное достояние. Сегодня у нас слишком много денег в одном месте — это надуманные, изъятые средства — и слишком мало в другом — осознанно управляемые деньги, способствующие регенерации экологического, социального и культурного достояния». Тезис, наверное, верный, только как тут быть с согласованием этого тезиса с теми членами общества, которые сейчас контролируют потоки денег, управляют ими? Их надо убедить, чтобы они отказались? Или отнять? Впрочем у Отто предлагаются другие методы — через изменение валютной системы и фокуса налогообложения от рабочей силы к ресурсам. И по налогам я хочу заметить, что в отличие от Штатов, где фокус налогообложения — личные доходы, в России налогообложение фокусируется на компаниях и ресурсах, то есть частично реализовало второй механизм. И, я бы сказал, что тут нужен хороший сравнительный анализ.

Но мои вопросы про образ будущего — не слишком важны. Потому что Отто действует, работает Persencing Institute и u.lab, организованные в кооперации с другими людьми и организациями, так же изменяющими мир. А сам образ — он будет корректироваться за счет обратной связи. Если, конечно, сохранить живую коррекцию, как учит история, превращение хорошей живой теории изменения мира и построения светлого будущего в догматичную схему — очень распространенное явление. Но это — тоже не тайное знание и, надеюсь, хорошая система осмысления обратной связи от мира в ответ на действия — сработает. А каков реально будет дивный новый мир — покажет практика.

На этом я завершаю конспект. Надеюсь, он будет полезен не только мне.