Изменения

м
Нет описания правки
Продолжаю рассказывать и размышлять о лекциях Петра Георгиевича Щедровицкого. Третья лекция началась с утверждения, что она -самая насыщенная материалом в этом пятидневном модуле. И, действительно, раздел про философское время Петр рассказать не успел, и может быть не только его - потому что лекция называлась "Понятие развития", а оно явным образом введено не было.
Но и без этого было много разнородного материала, это такой обход предмета с разных сторон. Следующий вид сильно затирает предыдущий, так что сейчас я читаю заметки и пишу этот текст, восстанавливая и фиксируя для себя ценное, атакже а также заглядывая в разные источники и фиксируя ссылки.
= Системный подход =
'''Движемся мы одновременно во всех трех временах'''. И, что важно, на наши решения, которые мы принимаем в пространстве замысла, в его времени, влияют не только реально случившиеся в физическом времени события и фактическое развитие сценариев, но и рефлексивные рассмотрения решений, оказавшихся ошибочными, все эти "а если бы я ему тогда объяснил", "если бы сделал по-другому". Поэтому '''причинно-следственная связь в Де работает не так, как в физическом мире: на решения влияют не только случившиеся события, но и замысленные, но отвергнутые сценарии, пропущенные в замысле, но случившиеся события'''. То есть не только реальное время, но рефлексивное время сбывшегося и несбывшегося.
= Время и экономика =
 
Дальше было обращение к роли времени в экономике. Там есть известная проблема выбора благ меньше, но сейчас против больше, но потом. Которой обосновывают, в том числе, проценты по кредитам и депозитам. Или наоборот, отвергают на том основании, что время - принадлежит Богу, и поэтому взимая процент человек покушается на его имущество.
 
Здесь был тезис Жана Сисмонди (1819) о богатстве Робинзона. Которое вовсе не остров, который Робинзон так и не обошел, а сделанные орудия труда и прирученные животные, которые дают возможность комфортного существования, дают ему свободное время. Сисмонди пишет, что это богатство, естественно, меряется не ценой. которую можно получить в обмене - Робинзону не с кем меняться, а тем трудом, который Робинзон вложил в его создание.
 
У меня тут сразу вопрос, а почему именно трудом, а не пользой, освобожденным временем в будущем. Другими словами, почему применяется трудовая мера богатства, а не мера полезности. В целом это как раз вопрос выбора: ты сравниваешь труд сейчас против полезности потом и субъективно решаешь, делать или нет. Решаешь явно не просто сравнивая время и труд. А - как? Тут есть известный анекдот про лесорубов, которым "некогда точить пилу, пилить не успеваем".
 
Таким образом, богатство связывают с "окольными путями получения продукта" (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бём-Баверк,_Ойген_фон Бём-Баверк), которые дают больше (то есть являются более производительным способом, чем доступный без них), но потом, требуя затрат сейчас.
 
В любом случае, возникают процессы капитализации, накопления ценности, и последующего использования накопленного капитала, разинвестирования. При этом в период накопления капитал в некотором смысле не имеет ценности. Но имея ввиду завершение процесса и перехода к использованию можно говорить о капитале как о "богатстве в зародыше", приписать ему меновую ценность - на основе понесенных затрат или ожидаемых благ. И вовлечь в экономический оборот. Петр в слайдах ссылается на Шумпетера, который цитирует Уильяма Джевонса (1835-1882).
 
В целом это понятная конструкция. Заметим, что получая за свой труд зарплату, мы выбираем блага сейчас против инвестиций в будущее создание и продажу конечного продукта. которая потенциально может принести больше денег. И это - сознательное решение. И в той мере, в которой это решение свободно, ни о какой эксплуатации говорить нельзя - независимо от того, насколько это решение было сознательно. Сознательность выбора - проблема самого человека, если не забывать, что средством сделать выбор не свободным может быть не только принуждение, но и обман. А современные стартапы достаточно предлагают разнообразные конструкции комбинированной оплаты, когда ты некоторую часть получаешь сейчас, а другую - потом, и можешь это варьировать по своему выбору.
 
На этом я закончу.
[[Категория: лекции Щедровицкого по СРТ]]