Изменения

м
Нет описания правки
'''{{Red|В посте - мое понимание услышанного и мысли по поводу. Цитаты неточные, смыслы - интерпретированные.}}'''
Третья лекция четвертого модуля. Предыдущая лекция поставила онтологический тезис: действие есть выбор, самоопределение в пространстве конфликтующих норм. А в этой лекции Петр формулировал, каким образом происходит это самоопределение практически, какие у человекаесть человека есть средства для самоопределения.
Был высказан '''очень сильный тезис: "Не «Не нравится город - город — построй другой"другой»'''. Иными словами, если у тебя какие-либо нормы вызывают отторжение - отторжение — не принимай их. Введи свои нормы и живи по ним. '''Принятие или отвержение норм - норм — всегда свободный выбор, а не вопрос внешних обстоятельств'''. Этот тезис повторялся на протяжении лекции несколько раз, в том числе - числе — в ответах на вопросы.
И это - это — очень правильно. У меня по этому поводу откуда-то всплыла цитата, которую быстрый поиск не нашел. Приведу, может кто подскажет. "Часто «Часто можно слышать "спорное „спорное утверждение, спорная книга"книга“, произносимое с претензией на глубокомысленность. Я не понимаю этого. Не нравится книга, хочешь поспорить - поспорить — напиши другую. По тем же вопросам, с разбором тех же аргументов, высказав другую, свою позицию. Тогда это будет содержательный спор. А просто говорить о спорности книги - книги — не имеет никакого смысла."»
Понятно, что построить собственный город, то есть разработать собственные нормы - нормы — сложно, не каждый на это решится. Но тут есть хорошая новость: не обязательно все делать самому и в одиночку. В мире есть социальные движения, задачей которых является изменение норм, принесение новых. И они предоставляют альтернативные нормы. В пользу которых ты можешь делать выбор, примыкая к этим движениям. В том числе - числе — принося в них что-то свое. Потому что внутри большого движения есть более мелкие течения, нормы которых отличаются, между ними можно выбирать, и на них влиять - влиять — для ниж проще стать соразмерным, а если твои идеи найдут единомышленников, то влияние будет усиливаться.
От себя добавлю, что на современном этапе развития общества искать свое движение стало проще, в твоем распоряжении - распоряжении — весь мир, а не только локальные движения в твоей окрестности. Правда, движения стали меньше, современное экологическое движение не сравнимо с мощным рабочим движением 19 века (это Петр ссылается на Алена Турена). С моей точки зрения, это логично. За людьми признано право на многообразие, собственные вектора развития - развития — а значит и движения будут многобразнее, у них будет сложная, сетевая, а не иерархичная структура. А изменение норм теперь идет эволюционно, а не революционно, а значит шаг изменений - изменений — меньше.
Понятно, что самоопределяться, искать свое в этом многобразии будет сложнее. И здесь нас подстерегает проблема выбора: раньше мог носить что продавали, а теперь вынужден выбирать :) А еще выбирать надо будет чаще, мелкое движение нельзя выбрать на всю жизнь. Поэтому процесс самоопределения, умение самоопределяться становятся необходимой компетенцией человека :)
А теперь - теперь — краткое изложение содержания и сопутствующие мысли.
= Социальные движения =
Для Петра тема социальных движений - движений — личная. Потомучто Потому что именно на них рассчитывал его отец, '''Георгий Петрович Щедровицкий''', как на средство изменения ситуации в стране. Об этом была статья 1974 года "Системное «Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии"методологии». Фактически, Георгий Петрович инициировал три мощных социальных движения в СССР - СССР — методологическое, системное и игровое. Отличительной особенностью системных движений ГП считал междисциплинарность. при которой ученые разных дисциплин объединяются совместно для решения каких-то проблем и поиска ресурсов, принося затем в свою дисциплину этот совместно выработанный опыт.
Впервые о социальных движениях пишет '''Лоренц фон Штайн ''' в 1850 г1850 г. в книге «История французских социальных движений с 1789 года до настоящего времени». А современным социологом, исследующим движения, является '''Ален Турен''', который в книге "Возвращение «Возвращение человека действующего" действующего» определяет общественные движения как агенты изменений и призывает переходить от рассмотрения статики социальных групп к динамике социальных движений, потому что именно они отвечают за изменения. Турен говорит, что культурные модели трансформируются всоциальную в социальную практику, пройдя через конфликты имежду и между противоположными общественными движениями.
Примерами социальных движений в Европе являются
# Монашеское движение с 6 века # Движение викингов с 8 века
# Движение формирования городов и университетов с 10-12 веков
# Движение раскольников в России с 17 века
И многие другие.
= Ритуал как основа идентификации =
'''Основой любого движения является ритуал, который собирает людей вместе, обеспечивает их общность.'''
'''Дюркгейм''' в своей "Теории «Теории гравитации социального мира" мира» говорит о том, что люди, объединяясь вместе в социальную структуру для совместного действия выполняют ритуалы, и эти ритуалы, в свою очередь, их объединяют исплачивают, дают общность. Появляются микроструктуры, которые по сути формируют разнообразные ниши. отличающиеся от других - других — то есть углубляется система разделения труда, но уже в части формирования социальных норм.
В работе «О разделении общественного труда" труда» Дюркгейм фиксирует переход от механической солидарности прошлого, основнной на религиозной общности, к органической солидарности, основанной на профессиональном разделении труда.
Идею ритуалов Дюркгейм мог заимствовать у своего учителя, '''Фюстеля де Куланжа''', который на примере Древней Греции и Древнего Рима показывал, как религиодные религиозные и городские ритуалы формируют город. При этом города возникали как объединения семей, каждая из которых имела собственную общность, включая своих богов. В городе они объединялись вокруг храма, при этом сразу получалось множество норм. Римляне устраивали Пантеон - Пантеон — как место. в которое можно принести всех богов. Храм становился центром города. Первые деньги возникали из нормирования жертвоприношений. А потом храмы становились первыми банками, для начала они ссужали деньгами, полученными как жертва, а позднее начали принимать вклады.
При этом живущей в городе должен был принимать его правила. А не хочешь - хочешь — иди, никто не держит. Не хочешь уходить - уходить — подвергнут остракизму, выгонят. И были прецеденты, когда к уходившим примыкали единомышленники, они основывали новые города, да еще - еще — выигрывали у старых. Но все это - это — было частью движения основания городов, в котором Афины и Спарта давали разные нормы устройства города, но при этом оставались в рамках этого движения. Оно было ограничено в пространстве Грецией, а вокруг - вокруг — продолжало сохранятся сельскохозяйственное общество с административными центрами вместо городов.
Когда я слушал эту часть, всплыла аналогия с современными большими Open Source проектами. Думаю, некоторые из них соразмерны с теми городами :) В каждом из них - них — свои правила для внесения своего вклада, жесткость которых зависит от лидеров-основателей. И этим правилам надо подчиняться. А несогласные - несогласные — могут попробовать сделать свой город, то есть сделать ветку и конкурировать. И известны случаи, когда такие конкуренты оттягивали пользователей от основного проекта, развивались лучше. И, возможно, эти прецеденты в какой-то момент стали останавливать излишне жестких основателей проектов.
А вообще интересно, былили исследования социальной динамики движений и приносимых ими изменений, в прошлом и сейчас, попытки выявить общую типологию, ролевую структуру участников движений? Судя по тому, что рассказывает Петр - Петр — вряд ли, интерес к движениям возник относительно недавно, а подобные кропотливые исследования сейчас не делают... делают…
= Стратификация общества как отражение структуры движений =
Ритуалы позволяют опознать своих и таким образом стратифицируют общество. Уильям Ллойд '''Уорнер 1898-1970 ''' (1898—1970) перенес парадигму Дюркгейма на современное общество, обратив внимание на ритуалы. Он изучал страты Янки-Сити и показал, что протестанты Новой Англии были основой высшего класса, евреи – евреи — среднего и высшего среднего, а католики – ирландцы – католики — ирландцы — рабочего класса. При этом границыстрат границы страт получались жесткими, потому что разделение шло одновременно по имущественному, религиозному и национальному признаку, и никакое имущественное богатство не позволяло еврею перейти в высший класс, а рабочему - рабочему — в средний.
'''Ирвинг Гофман''', ассистент Уоррена, пошел дальше и перенес концепцию ритуалов на повседневную жизнь - жизнь — вежливость, способы микрокоммуникации, одежды, жесты. Все это отделяет людей одной страты от другой.
Базиль Бернштейн и Джордж Элтон Мэйо проводили детальные исследования по языковым, вернее, коммуникативным особенностям различных страт и выяснил, что низшие классы используют преимущественно конкретные понятия и местный контекст, в то время как высшие применяют высокие уровни абстракции и в глобальном контексте.
Впрочем, я думаю, что эти работы требуют корректировки, или, во всяком случае переосмысления в наше время. Потому что уровни абстракции мышления напрямую связаны со сложностью мыслительных конструкций, которые требуется применять в процессе профессионального труда на своем месте в системе разделения труда - труда — иначе ты просто не сможешь его выполнять. И вот эта зависимость является прямой. А уж отображение позиций СРТ в страты и, тем более, в классы общества является отдельным вопросом исторической эволюции. В настоящее время, по мере усложнения системы труда, эта разница все больше нивелируется, даже на рядовых рабочих местах требуется все более сложное мышление. Что в целом соответствует общей демократизации общества, и размыванию взаимного позиционирования страт, следом за которым, думаю, последует перерождение самой системы страт.
'''Морис Хальбвакс ''' (1877-19451877—1945) фиксирует, что все эти социальные комплексы можно рассматривать как '''стили жизни'''. Он критикует Маркса за единую систему классов, в которую тот включал и сельское и городское население. Он говорит, что стиль городской жизни разительно отличается от сельской, и потому деление на классы надо проводить для каждого из них отдельно.
Кстати, отмечу, что важность определенного дресс-кода для многих современных субкультур важна не меньше, чем для носителей традиционных ценностей, на отличие от которых они претендуют. Некоторое время назад я читал статью про дресс-код американских хиппи, не уступающий этикету средневековой одежды, с той разницей, что выбирался цвет кроссовок и детали рваных джинсов. Автор черпал информацию с интернет-сайтов различных групп хиппи, в которых приезжим из других городов давали рекомендации, как правильно одеться, чтобы не выглядеть чужаком. Впрочем, ссылку я уже не найду.
Вообще самоопределение молодыми людьми сейчас часто подразумевает представления именно желаемом стиле жизни, а вовсе не о профессии. При этом оборотная сторона - сторона — а что надо делать, чтобы так жить - жить — часто не осознается... осознается…
Пьер [[Файл:Страты в социальном пространстве Бурдье сделал следующий шаг и попробовал описать пространство, в котором можно рисовать страты. Он выделил три оси: экономического, культурного и символического капитала. Он нарисовал схему, на которой, правда, осей только две: по вертикали - отложен общий объем капитала, а по горизонтали - соотношение культурного и экономического капитала в общем объеме. Забавнолекции ПГЩ.jpg|right]]
Переносить ее на наше общество'''Пьер Бурдье''' сделал следующий шаг и попробовал описать пространство, конечно, не следуетв котором можно рисовать страты. Но стратификация в нем сейчас - присутствуетОн выделил три оси: экономического, культурного и знаки - тоже важны для достаточно большого количества социальных группсимволического капитала. КстатиОн нарисовал схему, одна из причин распространения iPhone как раз в томна которой, правда, что он позволил провести стартификацию прослойки менеджеров осей только две: по мобильному телефону. Он был специально оптимизирован именно под те варианты использования, которые нужны менеджерамвертикали — отложен общий объем капитала, а по горизонтали — соотношение культурного и только под них, так что другим группам оказался не слишком удобен, при этом снабжен признаками высокого статусаэкономического капитала в общем объеме. А все что было до него - было рассчитано на большее число вариантов использования и потому покупалось более широкой группой потребителейЗабавно.
Отличительные признаки могут быть очень неожиданными. Поделюсь тут байкой из своего опыта. В одной из команд был случайно обнаружен вопрос, ответ Переносить ее на который отделял людейнаше общество, конечно, приживающихся в команде (не следует. Но стратификация в компаниинем сейчас — присутствует, а именно в этой команде), от не приживающихсяи знаки — тоже важны для достаточно большого количества социальных групп. "Сколько будет пять Кстати, одна из причин распространения iPhone как раз по сто грамм?" Правильный ответ - поллитрав том, а ответы полкило или пятьсот грамм - неверныечто он позволил провести стартификацию прослойки менеджеров по мобильному телефону. Казалось бы при чем тут этоОн был специально оптимизирован именно под те варианты использования, если разговор идет о разработческой ИТ-команде.которые нужны менеджерам, и только под них, так что другим группам оказался не слишком удобен, при этом снабжен признаками высокого статуса.А все что было до него — было рассчитано на большее число вариантов использования и потому покупалось более широкой группой потребителей.
Отличительные признаки могут быть очень неожиданными. Поделюсь тут байкой из своего опыта. В процессе лекции как-то выпал одной из команд был случайно обнаружен вопрос - а являются ли страты отражением именно социальных движений, направленных ответ на изменение норм. Это я заметил уже который отделял людей, приживающихся в процессе написания этого поста. Рабочий ответ у меня такой: страта несет норму, отличную от других, и команде (не только внешнюю - внешние отличия проистекают из каких-то отличий внутренних. Значит в какой-то период она эти нормы вырабатывалакомпании, это было изменением существующих норм. А позднее норма может зафиксироваться, и не развиваться - а может продолжать находиться именно в развитии и это уже надо смотреть предметно. Известноэтой команде), что некоторые экологические движения вырабатывают свои, правильные способы борьбы за экологию и далее их неизменно воспроизводят, иногда невзирая на осмысленность. А еще бывает имитация, мимикрия, когда внутренние отличия от не имеют связи с тем, что поднимается на флаг в виде ритуаловприживающихся. Экологические движения как средство конкурентной борьбы«Сколько будет пять раз по сто грамм?» Правильный ответ — поллитра, а ответы полкило или терминологический флейм для продажи по сути таких жепятьсот грамм — неверные. Казалось бы при чем тут это, как у других тренинов и обучающих крусов... если разговор идет о разработческой ИТ-команде…
В процессе лекции как-то выпал вопрос — а '''являются ли страты отражением именно социальных движений''', направленных на изменение норм. Это я заметил уже в процессе написания этого поста. Рабочий ответ у меня такой: страта несет норму, отличную от других, и не только внешнюю — внешние отличия проистекают из каких-то отличий внутренних. Значит в какой-то период она эти нормы вырабатывала, это было изменением существующих норм. А позднее норма может зафиксироваться, и не развиваться — а может продолжать находиться в развитии и это уже надо смотреть предметно. Известно, что некоторые экологические движения вырабатывают свои, правильные способы борьбы за экологию и далее их неизменно воспроизводят, иногда невзирая на осмысленность. А еще бывает имитация, мимикрия, когда внутренние отличия не имеют связи с тем, что поднимается на флаг в виде ритуалов. Экологические движения как средство конкурентной борьбы, или терминологический флейм для продажи по сути таких же, как у других тренинов и обучающих крусов… = Схема самоопределения =
[[Файл:Схема самоопределения ПГЩ.jpg|right|400px]]
И в заключении Петр вспомнил схему самоопределения, введенную еще на третьей лекции курса(рисовка несколько изменилась, но я привожу старый вариант). Самоопределяющийся индивидуум выбирает некоторую позицию в деятельности как системе разделения труда и создает из себя марионетку, соответствующую этой позиции и способную ее занять. Теперь на этой схеме появляется три усложнения.# Позиция в разделении труда означает выбор варианта в условиях некоторого конфликта норм - норм — выбора среди альтернативных норм для целей, или альтернативных норм для средств или других. # Занятие позиции означает участие в некотором социальном движении, при чем примыкание идет на микроуровне, ты устанавливаешь кооперацию в деятельности с конкретными участниками движения, входишь в конкретную группу внутри него. # Созданная марионетка должна обладать признаками страты, соответствующей группе в движении с тем, чтобы она была опознана как своя участниками этого движения. Отмечу, кстати. что на этом этапе способность к выполнению функций в позиции - позиции — не обязательна, она будет проверена позднее... позднее…
Если рассмотреть позиционирование на схеме '''Мыследеятельности''', то * '''Позиция ''' занимается в '''Мышлении'''* В '''коммуникации ''' индивид ей соответствует определенная '''Роль'''* А в '''Деятельности ''' индивид получает соответствующий '''Статус'''
На этом лекция закончена, продолжение следует.
[[Категория:Лекции Щедровицкого по СРТ]]
{{wl-publish: 2016-09-22 02:07:54 +0300 | MaksTsepkov }}