7266
правок
Изменения
м
Нет описания правки
Для начала — архитектурная схема: есть входной сигнал, два канала обработки — эмоции и мысли, которые между собой взаимодействуют, и выход — поведение. И там возможны ошибки двух типов.
* Ошибки распознавание. Смотрим на собаку, которая бежит к нам, хочет сделать кусь, и у нас страх. Психика угадала — хорошо. Но может дать такой же ответ и на маленькую собачку. Получаются разные фобии. Не все страдают, они просто избегают этого. И там — проблемы. Хорошая девушка, хочу познакомитсьяпознакомиться, но не подхожу — психика выбрала какой-то страх, а не предвкушение интересного знакомства.
* Второй тип ошибок — психика выбрала неправильное поведение. У человека инстинктов нет, все результат обучения. Два года, мозг сгенерировал какой-то шаблон, и если оказалось удачным — оно классное. Оставим. И все время мы копим какой-то код в мозгу. Время рефакторинга — не было. Потому что рефакторинг в дикой природе — нерационален. Надо еду добывать.
Формирование ошибочных шаблонов может идти тремя разными способами.
* Разовая ошибка, что-то сделал, она сделала кусь — и это зафикисровалось зафиксировалось как негативный шаблон через эмоции.* Мама говорила «ты лох» или «ты глуп» или «не высовывайся» — и ты следовал этому, потмоу потому как она говорила многократно.
* Родители не кричали, но показывали, что расстроены: мы любим, когда ты себя ведешь таким образом, а когда по-другому — не любим. Это тоже отпечатывается эмоционально, но по-другому.
* Подражание родитетелям родителям заложено как способ обучения. И это правильно: родители же выжили, значит классные шаблоны. Но они выжили в других ситуациях.
Что можно сделать для рефекторинга сознания?
# Влезть в хардвер.
#* Волшебные таблетки и подобные штуки. Перформить на 80 80% лучше, чем сидеть в депрессии. Еще есть таблетки, которые выключают страх на время, например, вырубая страх выступлений — он накапливает опыт.
#* Обруч обратной связи — выводит на экран то что происходит в мозгу, ЭЭГ на сухих электронах. Видео шлем. Человек боится авиаперелетов — это надо протестировать. Запускают эмуляцию на очках, снимает с обруча страх. Потом провели терапию, и эксперимент повторяют, убеждаясь в эффективности. Не на словах, а экспериментом.
# Перехват кода. Контроль «не делай этого». Здесь все практики осознанности. Тренировки нужны, чтобы поднять порог эмоций, которые боимся. НапрмиерНапример, подойти к краю, где высота. В 1980-е были эксперимент — есть ли свобода воли, или есть предписанные процессы. Снимали МРТ, оказалось, что за полсекунды приборы показали, будет ли он это делать. Вывод: свободы воли нет, все предопределено. А в 2015 — другие эксперименты, и они показали приборы фиксировали готовность, а мозг — управляет. И осознанность обеспечивает это управление. Но его надо нарабатывать, из коробки его не дают.
# Отредактировать код.
#* НЛП — оно создано для этого. Можно менять тембр головса голоса или скорость речи и так далее.
#* Позитивная психотерапия — по-другому смотря на вещи, выбирать другие шаблоны.
#* Терапия частей, гипнотерапия, гештальт. Даем ТЗ на некоторый код, внедряем, и применяем в жизни.
# Мы внедрили новый код, запускаем его в модельной ситуации, а в жизни сетка запускает старый. Тут терапия осознанности и гипнотерапия, она перекодирует принятие решений. Пересобираем решения.
# Экзистециальная Экзистенциальная терапия: говорит — в жизни есть важное, его надо удерживать в фокусе, когда действуешь.# Метапрограммирование систем. Средняя семья — клуб чудовищ, и можно работать с ними всесте вместе как с системой. Семейная терапи терапия или транзактный анализ. Пример: в семье ругались, дали предписание: нельзя ругаться в любое время, надо с 21 до 21:30, и обязательно орем друг на друга. Пару раз орать получилось, потом приходят: доктор, дайте другое предписание, не можем. Ругаться перестали.
Подходы можно варьировать, решая проблему косвенно.
Это рассказ о том, как люди попробовали сделать регулярный менеджмент, основанный на регламентах, уронили этим качество, и изобрели lean для совершенствования процессов. История началась с того, что потребовалось быстро разработать некоторый продукт, и под это собрали команду специалистов из разных отделов из 5 человек, она работала не формально и эффективно, как часто бывает в небольших командах, по по мере роста появились проблемы. И когда она увеличилась до 18 человек обнаружили, что люди очень по-разному понимают, как у них устроена работа, например, одни считали, что при регрессе достаточно комплексно проверить новую фичу, а другие — что еще и остальной функционал, потому что его могли сломать. И они решили полечить это через описание процессов. Не проектировать, а просто описать что есть, потому что в целом оно работает.
Процесс описывали в линейной схеме, через этапы, для каждого — список действий, участвующие роли и критерии перехода к следующей фазе. Составлять описание начали с финала, которым у них является подписание акта, а не завершение разработки, этому предшествует выкатка на прод и выкладка доков и так далее. Идея была, что дальше процесс будут соблюдать, а там, где обнаружат проблемы — дорабатывать описание или сам процесс. В целом первый опыт был удачным, описание помолгалопомогало, его решили распространить на все команды компании. Команды не возражали, но каждая начала предлагать свою версию. А было стремление к унификации, поэтмоу поэтому ввели процесс защиты: инициатор предлагает изменения тимлиду, при успехе — надо защитить на совещании тимлидов и только тогда это распространяется на все команды, и это закономерно приводило к холиварам вокруг «правильного процесса».
Первичное опрозрачивание стоило 1-2 месяца, а дальше менеджеры еще полгода объясняли. Как это часто бывает при таком подходе, описания процессов и результатов получились большие и не работающие, разработчики в них путались. Это проявлялось в онбординге. Новичку давали простую задачу, и он вместе с куратором проходит по этапам процесса. И есть проблемы: разработчики не помнят, что скрывается за каждым пунктом, или говорят разное. И в целом это привело к падению качества, у них был период, когда каждую неделю ломали прод.
И у них пошел новый виток спирали. Они передали работу с процессом от менеджеров тем, кто их исполняет. Хотя централизация в каком-то виде сохранилась. Отказались от описания процесса как последовательности действий, перевели в критерии результата: тесты зеленые, документация выложена.
И запустили процесс регулярных обсуждений и улучшений. Это происходит на еженедельных соцещанияхсовещаниях. Совещания — по пятницам, 1-2 часа, всю неделю разработчики пишут пункты для обсуждения на совещании. У каждого совещания — владелец. Он, в том числе, отвечает за фиксацию результата, хотя не обязательно делает это сам. Фиксирующий шарит экран и записывает сразу.
Такая версия оказалась успешной. Мощность выросла от 3-5 до 20 в неделю. И еженедельные релизы по четвергам вместо месячных. Вовлеченность — процессы были в топе проблем в опросе, а сейчас 3.14 из 4.
Китай — большой, это материковый Китай плюс Сингапур плюс Гонконг, интегрированный во все западное, плюс Тайвань с идеями «почти японцы». И все массово применяются любые зарубежные модели. Японское DQM. Западные — там много фирм, которые были отделами западных фирм, особенно в Сингапуре. При этом никаких особых методологий «имени компартии» — нет. Даже в полузакрытых разработках, например, великий китайский файервол — MS Project.
Максимальная прагматичность в рамках существующих ограничений. Пупулярный Популярный на западе холивар open source — вендоры, и принятие решений по убеждениям — отсутствует. Поэтому зоопарк решений. На космодроме — Windows, Red Hat и много другого. Им безразлична любая идеология, необходимо, чтобы примеяемый применяемый подход решал задачу здесь и сейчас.
Особенность китайского менталитета — отсутствие привязки к дуализму черное-белое или добро-зло. которая есть у нас. Не или-или, а вместе, комбинация. Конфуцианство для социальной жизни, буддизм и философия даосизма уживаются в одной голове человека, который может быть еще и бизнесменом и членом компартии.
Специфика конфликтности
* Ступор при проблемах или даже намеках на них. Например, когда надо заполнить анкету и есть затруднения и девушка, которая ее дала не может ответить — она тут же кого-то зовет. Может показаться, что китайцы бесмысленно бессмысленно динамят, переключая стрелки. Нет, они осмысленно динамят, чтобы не ошибиться. Поэтому в контрактах прописать надо будет все и даже детальнее.* Начальник больше чем начальник — следствие конфуцианства. В Японии начальник может пойти вместе с сотрудниками после работы. В Китае — нет, четкое разбиение на ранги. И от вас ждут того же. Если вы показываете, что «как в семье» — они увидят, что это — бардак. В Гонконге ждут, что белый человек их построит, скажут что делать, и они будут делать. Если китайца притащить в современную фирму с демократичным управлением и со слабо-формальными взаимоотношеними — взаимоотношениями — у него будет взрыв мозга.
* Могут легко бросить дело в середине процесса. Если вы довели китайца до потери лица, он вас бросит. Публично показали другим китайцам, что он что-то не понимает — все, завтра закроет общение. Чтобы не повторить. Так и с командой. Если они в середине работы поймут, что не сделают во-время или провалят критерии качества — они отвалятся тут же. Если не привязать договоренностями. Устно прокатит только, если китайцы будут на позитиве и впереди будут доходы.
* Сверхтолерантность вне западного дуализма. Если у вас есть требования, чтобы подвести под сертификацию или что-то еще — пропишите. Можно обнаружить, что вместо nginx использовали какой-то форк, который непонятно как сопровождать. И библиотеки — будут тянуть китайскую кривенькую ssl просто потому, что в предыдущем проекте требовался китайский вариант.
* Сезонность. Западный Новый год, китайский, финасовый — финансовый — разный. Жизнь — А жизнь — от китайского нового года до золотой недели октября. До этого все дела надо закрыть, остаток — это невнятный кусочек. Они подвязываются под эти даты.* Перерегистрация юр.лиц, фирма может существовать лет 20, но перергистрируется перерегистрируется каждый год. Даже не чтобы от налогов бегать, просто новый год принято начинать с чистого лесталиста, и это — часть такой практики.* В Китае запрещены азартные игры, иначе все проиграют. Макао — оборот в 10 раз больша больше Лас-Вегаса. Не надо стимулировать, потому что они выключают мозг и стремятся выиграть. Лотерея в конце проекта — нельзя, это запрещенка и не просто так.
* Заимствования методологий у коллег Япония-Тайвань-США — идеологически верный акт экспроприации. Грабь награбленное.
Когда необходимо брать китайцев? Когда делаете мультимедиа или сайты, где оформление или сценарии для персонажей требуют учета китайской специфики.
{{wl-publish: 2024-11-30 19:23:04 +0300 | MaksTsepkov }}