Изменения

м
Нет описания правки
Обсуждение продолжается, да и было оно гораздо более разнообразным и интересным, так что желающие могут почитать на канале в телеграм.
А здесь я хочу написать о том, что эти параллельные обсуждения родили мысль, которая заслуживает отдельного внимания.  <blockquote><big>'''Бихевиоризм сохраняет влияние потому, что он выводит вопрос о мотивах за рамки научного исследования, предписывая ограничиться наблюдением'''</big></blockquote> Рассмотрим ее подробнее. Лживый социальный фасад как норма буржуазного общества — старая история и в литературе и в политике. В литературе это и Чехов с осуждением мещанства, и Мопассан и многие другие. А в политике это было написано на знамени коммунистической идеологии еще с Маркса. И потому отдельным фокусом коммунистической идеологии по отношению членам партии было требование искренне разделять ценности, а не просто их демонстрировать. Разоблачение лицемеров, которые лишь прикидываются верными идеологии — горячая тема партийной борьбы, а после революции она ушла и в практику общественной жизни. И, как известно, там была не только идеологическая борьба, а реальные процессы и репрессии. А на уровне идеологии это имело резонанс во всем мире.
И вот тут, примерно в 1930-е годы в Штатах появляется бихевиоризм. Как вполне научное направление. Которое, однако, получается дает реальные научные основания вообще не заниматься мыслями и мотивациями, а работать только с поведением. Он официально заявил, что все ненаблюдаемое не может быть объектом научного изучения. А наука тогда, в 1930-е пользовалась авторитетом. И таким образом, уже в социальной, а не в научной сфере он дал основания для специалистов по созданию фасадов не опасаться разоблачения, во всяком случае научного. Потому что ведь, если наука говорит, что смотреть можно только на поведение, а всякие там мотивы и другие мысли — химера и не наблюдаемое, то главное — держат фасад, создать нужный имидж, а внутри можно жить как живешь…