Изменения

Перейти к: навигация, поиск
м
Нет описания правки
Вопрос, вынесенный в заголовок: «Бирюзовые организации: хайп или образ будущего?» правильно сформулировать по-другому: «'''Для кого бирюзовые организации — только хайп, а для кого этот хайп — лишь печальный спутник для образа будущей организации, который увидел Фредерик Лалу?'''» Потому что любая перспективная идея в наше время неизбежно формирует неоправданные завышенные ожидания и возникает хайп — это общий закон развития новых технологий был выражен [https://en.wikipedia.org/wiki/Hype_cycle '''hype cycle'''] '''Гартнера''', и, естественно, применим к бирюзовым организациям, если они являются технологией менеджмента будущего, и это те, кто увидели в бирюзовых организациях будущее принимают как данность. Те же, кто будущего не увидели, принимают бирюзовые организации просто за ловкий рекламный ход, очередное дутое обещание серебряной пули, с помощью которого нечистоплотные тренеры срубят бабла, а искренне поверившие в идею — разочаруются.
Таким образом, хайп — не главное в этом вопросе, главное — есть ли в бирюзовых организациях действительно образ будущего? И для ответа на этот вопрос надо, во-первых, определить что такое «бирюзовая организация», а, во-вторых, разобраться с образом будущего не только для организаций, но и для всего человеческого социума — потому что организации — лишь его часть.
[[Файл:TofflerThirdWave.jpg|right|200px]]
И тут имеет смысл обратиться к '''Элвину Тоффлеру''', одному из таких футурологов, который в 1980 году в книге '''Третья волна ''' ('''The Third Wave''') предсказал, что '''грядущая промышленная революция''' не просто радикально изменит технологии, а '''положит конец существующему индустриальному обществу'''. В результате '''изменится мировоззрение''' (mindset) — все существующие понятия будут переосмыслены, придут новые ценности. И это приведет к радикальному изменению бизнеса и организаций, семьи, государства и всего человечества. И намечая контуры образа будущего он как раз говорил о свободном развитии людей и новых формах кооперации, а также о самореализации каждого в деятельности.
Естественно, эта точка зрения — не единственная. Например, '''Петр Щедровицкий''' трактует происходящую сейчас четвертую промышленную революцию как продолжение третьей, научно-технической революции, которое развивается без фазы стабилизации. Он не говорит о закате индустриального мира, но тоже говорит о новой технологии управления, потмоу что каждая из предыдущих революций приносила такую технологию, и каждая принципиально меняла способ организаций. И он в качестве кандидатной технологии управления рассматривает программирование, которое не имеет отношения к IT-разработке, а обозначает технологию управления научно-исследовательскими программами и программами развития регионов, отраслей, государств и других больших социумов.
Впрочем, подробный разбор развития методов Agile и их возможностей — это отвлечение от основного вопроса данной статьи, а самоорганизация команды как основной ячейки в Agile — еще один аргумент за правильный образ будущих организаций, которые Фредерик Лалу увидел в своей книге. И, если посмотреть на IT, то можно увидеть, что принципы и подходы бирюзовых организаций сейчас изучаются и осваиваются, потому что они дополняют Agile-методы, объясняя, как и на каких принципах договаривается команда и разделяется ответственность. Так что в IT, вероятно, будет гибрид Agile-методов и практик бирюзовых организаций, а если учесть, что цифровизация приводит к тому, что подавляющее большинство организаций становится наполовину IT-компаниями, то это — судьба всех организаций, даже независимо от интенсивного нынешнего распространения Agile за пределы IT.
И здесь уместно поговорить о том, что нынешние эмоциональные обсуждения вокруг бирюзовых организаций связаны не столько с тем, верно или нет увидел Лалу такой образ Другим аргументом за верное предвидение социума будущего, правильно ли он вел свои исследования, релевантны ли его модели, сколько в тем, что '''в центре его образа будущих как принципиально отличающегося по ценностям от существующего устройства индустриального общества является достаточно сильный запрос на ценностную трансформацию организаций оказалось самоуправление и самоорганизация'''. С точки зрения громадного количества людей, большинство населения Земли на это категорически при чем не способны. Потому что '''признать такую способность — это разрушает представление об элите''', как о тех людях, которые в силу собственных способностей, наследственности или правильного обучения только и могут организовывать другихсо стороны рядовых сотрудников, но и именно в этом — их предназначение. Собственно, признание элитарности, исключительности этих способностей — то, что объединяет консерваторов со стороны топов и либералов, или носителей современного синего и оранжевого мировоззрения — в противовес социалистам, носителям зеленого мировоззрениявладельцев бизнеса. История формирования Этот запрос можно отчетливо наблюдать уже несколько лет в культуре этих мировоззренийРоссии, которые, по сути, потом были выявлены основателями Спиральной динамики в эмпирических исследованиях, показана '''Иммануилом Валлертайном''' ответ на него появились движения "Счастье в книге «'''После либерализма'''» деятельности" ([[Иммануил Валлерстайн Филипп Гузенюк) и "После либерализмаБизнес со смыслом" - истоки уровней Спиральной динамики|мой конспект]](Бехтеревы). И и ряд других, и этот именно он же говорит, что социалистический mindset запрос проявляется в своей практике в социалистических государствах, тем ряде запросов на Agile-трансформацию - нужно не менеепросто стать гибкими или эффективными, вернулся к идее элитарности, породив номенклатуру (об этом можно подробнее прочитать у '''Михаила Восленского''' «'''Номенклатура'''»)а изменить культуру.
Так И здесь уместно поговорить о том, что нынешние эмоциональные обсуждения вокруг бирюзовых организаций связаны не столько с тем, верно или нет увидел Лалу такой образ будущего, правильно ли он вел свои исследования, релевантны ли его модели, сколько в тем, что '''концепт элитарности в том или ином виде очень четко отпечатан в культурецентре его образа будущих организаций оказалось самоуправление и самоорганизация''' и входит как существенная часть картины мира очень многих . С точки зрения значительного количества людей. В их мире в принципе не может быть бирюзовых организаций как массового явления. И потому им легче отрицать образ организаций будущего Фредерика Лалу, объявлять его очередной рекламной идеей, за которой большинство населения Земли на это категорически не стоит никакой сути, чем пересматривать свою картину мираспособны. И при этом срабатывает достаточно знакомый механизм: чем больше ты кричишь, Потому что явление — ложно'''признать такую способность — это разрушает представление об элите''', чем больше к тебе присоединяется других — тем легче его не замечать. Отмечукак о тех людях, что аналогичные возражения были которые в IT-среде против Agile-методов — наряду с конструктивной критикойсилу собственных способностей, которой тоже было много. Признаками такого эмоционального отрицания наследственности или правильного обучения только и не приятия является акцент именно на хайповых составляющих процесса, рекламных факторахмогут организовывать других, и слабая способность и, главное, желание разбираться именно в представленной картине будущего по существу. Впрочем, при углубленном обсуждении тезисы про природную элитарность общества, про наличие особых избранных, кем бы они ни были часто проявляетсяэтом — их предназначение.
Собственно, признание элитарности, исключительности этих способностей — то, что объединяет консерваторов и либералов, или носителей современного синего и оранжевого мировоззрения — в противовес социалистам, носителям зеленого мировоззрения. История формирования в культуре этих мировоззрений, которые, по сути, потом были выявлены основателями Спиральной динамики в эмпирических исследованиях, показана '''Иммануилом Валлертайном''' в книге «'''После либерализма'''» ([[Иммануил Валлерстайн "После либерализма" - истоки уровней Спиральной динамики|мой конспект]]). И он же говорит, что социалистический mindset в своей практике в социалистических государствах, тем не менее, вернулся к идее элитарности, породив номенклатуру, об этом можно подробнее прочитать у '''Михаила Восленского''' «'''Номенклатура'''». Впрочем, не понятно, что Восленский сильно качает идеологический маятник, а практически СССР допился больших успехов в реализации зеленого mindset на практике, создании государства для народа, а привилегии номенклатуры были весьма ограничены В любом случае, '''концепт элитарности в том или ином виде очень четко отпечатан в культуре''' и входит как существенная часть картины мира многих людей. В их мире в принципе не может быть бирюзовых организаций как массового явления. И потому им легче отрицать образ организаций будущего Фредерика Лалу, объявлять его очередной рекламной идеей, за которой не стоит никакой сути, чем пересматривать свою картину мира. И при этом срабатывает достаточно знакомый механизм: чем больше ты кричишь, что явление — ложно, чем больше к тебе присоединяется других — тем легче его не замечать. Отмечу, что аналогичные возражения были в IT-среде против Agile-методов — наряду с конструктивной критикой, которой тоже было много. Признаками такого эмоционального отрицания и не приятия является акцент именно на хайповых составляющих процесса, рекламных факторах, и слабая способность и, главное, желание разбираться в представленной картине будущего по существу. Впрочем, при углубленном обсуждении тезисы про природную элитарность общества, про наличие особых избранных, кем бы они ни были часто проявляется. Заметим, что у людей, стоящих на позициях элитарности, тоже, естественно, есть образы будущего. Одни основаны на продолжении развития человеческого социума в существующей логике. Понятно, что в таком будущем нет места для бирюзовых организациях: какое место может быть, если единственный смысл организации - принесение прибыли владельцам и топам? Конечно, в таких организациях идея самоуправления может распространяться топами лишь как способ мотивации сотрудников, к тому же позволяющий экономить деньги. И потому относиться к этом следует лишь как к еще одному способу изощренной эксплуатации. Конечно, такие организации тоже есть, но будущее - не за ними. Более того, даже исследования успешных организаций индустриального общества показывает, что одним из критических факторов успеха бизнеса является наличие миссии - стремления нанести пользу миру тем или иным способом, а не просто заработать деньги. Замечу, что Валлерстайн показал, почему это продолжение существующего порядка невозможно по социальным соображениям, какие факторы принципиально меняют ситуацию. А также сформулировал те черты образа будущего, которые достаточно близко соответствуют желтому mindset Спиральной динамики. А нынешние технологические факторы, ведущие к массовому исчезновению рабочих мест, где вся деятельность определяется регламентами, и которые, по мнению носителей элитарного концепта — единственно возможное место для большинства людей и вовсе подвергают их образы будущего сомнению. Именно поэтмоу они редко выкладывают альтернативные картины в дискуссии. Не будешь же в самом деле, рисовать кошмары будущего кастового общества, которые я слышал в некоторых выступлениях, и которые здорово напоминают то будущее, которое готовил человечеству инженер Гарин «насильственное превращение трудящейся части человечества в животных путём мозговой операции, отбор избранных — „царей жизни“, остановка хода цивилизации» (А.Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» — вдруг кто не в курсе). Естественно, в таком будущем бирюзовым организациям нет места совсем, это - просто красивая сказка, а люди-то знают, что они живут в иной, страшной сказке. Зачем жить в страшной сказке, мне не слишком понятно.
Разумеется, в эпоху турбулентного развития возможны всякие флуктуации, но я бы полагал, что ядерная война гораздо вероятнее такого сценария, потому что идеи — побеждают неотвратимо, это в свое время показала Великая Французская революция, когда после поражения Наполеона реставрированные Бурбоны стали, тем не менее, править не волей Бога, а с соизволения народа, понимая свою судьбу в ином случае. Предотвращение ядерной войны — отдельная задача, но тут я верю в коллективный разум человечества. И потому продолжу изучать те способы нового менеджмента, которые проявляются в жизни, как отрефлексированные в виде Agile и практик и фреймворков бирюзовых организаций, так и еще не отрефликсированные. А также служить навигатором в этмо мире для всех интересующихся и желающих разобраться, увидеть суть за дымовой завесой хайпа и мемов.

Навигация