Три дня 15-17.03.2019 был на ПИР Сибирь в Новосибирске. ПИР — это серия конференций Практики и Развитие, на которую я езжу уже три года в Москве (отчеты 2016, 2017, 2018), а сейчас поехал в первый раз в Новосибирск. На ПИР собираются тренеры, коучи, HR, бизнес и другие самые разные люди. Но они не продают друг другу услуги, а делятся практиками. Хотя нотки продаж тоже звучат, в одних выступлениях больше, в других — меньше, но в целом эта струна не слишком сильная. Это сопоставимо, например, с AgileDays в IT — там тоже много тренеров и коучей, но при этом царит атмосфера обмена кейсами и практиками. А еще на конференции идет активное общение и рождаются совместные проекты, сотрудничество и это — очень важная составляющая.

Тут стоит сказать про формат. ПИР проходит за городом в доме отдыха, в Новосибирске была Сосновка и там создается пространство коммуникации. При этом треть участников — спикеры, думаю, примерно 120+ из 400, и это — очень большая часть. И еще многие участники связаны между собой работой, проектами, учились друг у друга, а поскольку общение происходит компаниями, то дистанция очень короткая, и возникает много новых знакомств. Знакомствам способствует и проведение за городом, в доме отдыха — после программы конференции идут активные ночные посиделки, с разговорами и песнями под гитару, до 2-5 ночи. Сама программа при этом начинается в 9 утра после завтрака в 8 и, для желающих, утренней разминки танцами или йогой с 7, и заканчивается около 21:30 с перерывами на обед и на ужин, и после нее еще есть культурная часть примерно до 23. Кстати, в первый вечер в культурной части был потрясающий моноспектакль Светланы Галкиной «Оскар и Розовая дама», это было неожиданно и завораживающе, и требовало размышлений, спектакль — серьезный. Во второй день — фильм Николая Данна о людях, меняющих свои города. И даже на вечеринке после закрытия помимо фуршета, дискотеки и общения была замечательная организация всех участников в хор, которое сразу вывело из обычного сдержанного состояния, сняло усталость и дало драйв. Кстати, именно этой культурной и ночной программой ПИРы отличаются от хороших IT-конференций, на которых качественное коммуникационное пространство тоже возникает. Отмечу, кстати, что на ПИР Сибирь относительно много участников и спикеров из IT, в отличие от московского ПИР. И не только из Новосибирска, но и из других городов и я встретил несколько хороших знакомых по IT-конференциям.

Сама программа организована в часовые слоты с перерывами, которые дают достаточно много времени для выступлений, и двумя пленарными слотами утром и после обеда. При этом утром на пленарных слотах несколько выступающих с коротким сфокусированным выступлением у каждого, а после обеда — формат круглого стола, питча с обсуждением какой-то темы. Программы пленаров частично формируются непосредственно в ходе конференции и заранее неизвестны, иногда даже специально держат интригу. Во второй день на питче ведущие тренеры не только рассказывали о подходах к работе, но и открыто назвали свои цены и подходы к их образованию, и это был разговор о деньгах, не простой и для спикеров и для участников, потому что одно дело — знать что известный или раскрученный или популярный тренер получает больше тебя, а совсем другое услышать конкретную сумму за тренинговый день, да еще услышать о структуре труда, отдыха и разных активностей в его рабочем расписании. Но — очень полезный. Питч — записывался, и если эта запись будет опубликована, то будет очень интересно. А в третий день питч был о социальном предпринимательстве и люди, которые этим занимаются рассказывали свои истории.

PIRS-2019-scr.jpg

Как легко догадаться, чтобы при часовых слотах дать слово 120+ выступающим необходимо много треков. Их и было много — 11, с очень разным содержанием. Конечно, на ведущих IT-конференциях их даже больше, например, на Highload осенью было 19 треков при 3000 участников, да на Codefest в Новосибирске через полторы недели будет 11 треков и тоже почти 3000 человек.

Но на ПИР гораздо больший спектр представленных тем. Базовые компетенции построения речи и сторителлинга, многочисленные коммуникационные навыки для организации команды и для продаж, другие техники работы с командой, подходы классического менеджмента, эволюция менеджмента современные самоуправляемые организации, спиральная динамика, фасилитация и игротехники для коммуникации и выбора своего пути, трек мышления и родительский трек для тех, кого заботит образование и воспитание детей — это ведь тоже разные техники soft skill, и многое другое. Широта тематики — естественна, потому что разные участники и их компании находятся на разных фазах и траекториях развития, стоят перед различными проблемами, и потому приходят на конференцию за разным. Я сам рассказывал про Эволюцию технологий управления и про собственную сборку СМД-методологии для организации мышления, а еще, совершенно неожиданно, выступил в последний день на пленарном слоте с 15-минутной версией своего доклада про эволюцию управления, показав современную карту выбора управления для организаций.

Темой этого ПИР как раз был выбор: Управление выбором и выбор управления. И выбору учили не только в выступлениях, но и на практике, потмоу что широкая тематика заставляет сделать выбор на каждом слоте между 11 треками, а многочисленные ночные активности и открытое пространство коммуникаций заставляют делать выбор между сном, общением и программой конференции, соизмеряя свои силы. И, заодно, оценить собственную энергетику. Я хочу отметить, что у меня вполне получается, узнав о выступлении на пленаре после ужина накануне, послушать последний слот, потом быстренько подготовить презентацию и дальше активно общаться и петь песни под гитару до полпятого, а в 9, позавтракав, быть готовым на пленаре слушать и выступать, и это при том, что накануне тоже общались до двух или трех ночи после полного дня выступлений. Хотя нельзя сказать, чтобы такая нагрузка давалась с легкостью. Но это — тоже часть необходимых современных компетенций — вести мониторинг своего состояния и дозировать нагрузку, поддерживая при этом себя в хорошей форме.

Для того, чтобы участники могли сознательно сделать выбор выступлений, утром, после пленара, есть отдельный слот, на котором спикеры дня представляют свои выступления по 30 секунд. И это учит спикера кратко себя презентовать, но при этом дает возможность прямого обращения к участникам, которые смогут осознанно сделать выбор выступления. Кстати, это — хорошая техника, надо подумать о переносе ее на другие конференции, особенно с большим количеством треков.

Обзора доклада в этот раз не будет. Крупных инсайтов у меня не было, но на многих докладах я детализировал и дополнял свою картину мира, соотнося ее с тем, о чем рассказывал докладчик. Многие доклады шли в активной коммуникации между спикером и залом, и это позволяло открыть новые грани обсуждаемых вопросов.

А вместо докладов я поразмышляю про сказку «Три поросенка». Сказка вспомнилась, потому что метафора трех поросят используется в тренингах и звучала в выступлениях: «Подумайте, с кем из поросят вы бы себя отождестивли? Наверное, с Наф-Нафом. Я тоже, и я вам расскажу, что нам, Наф-Нафам стоит знать мире и как себя вести…». Но ведь эта сказка не только про успешного Наф-Нафа, она еще про личный выбор каждого из трех поросят. Вернее, минимум про два выбора: выбор баланса между свободным временем для развлечений и работой по постройке дома ради будущего, и про выбор образа будущего, который каждый из них сделал, строя свой собственный дом. При этом каждый из них был достаточно автономен, чтобы свой образ будущего реализовать.

Так вот, современный подход — не в том, чтобы автономно строить собственный дом, а в совместной работе, потому что при этом дом строится быстрее, и остается гораздо больше времени для других, более интересных дел. Но при этом надо не убедить всех построить тот дом, который хочешь именно ты, а синтезировать образ дома, который понравится всем. Именно это, на мой взгляд, не смогли сделать поросята в сказке, а вовсе не организовать совместную работу из-за отсутствия менеджерских компетенций. И сейчас есть эффективные технологии получения таких таких решений, при котором все в выигрыше при сохранении собственной автономии. При этом сам выбор осуществляется не между альтернативами в полярности или дихотомии, и даже не поиском баланса между ними, а диалектическим синтезом противоположностей: выбор между работой и игрой решается превращением игры в работу или работы в игру, выбор между разными образами будущего — построением синтетического образа.

Ну и уже после этого наступает такт коллективного осуществления этого будущего, и тоже не под единоличным руководством по утвержденному плану, а совместно и сохранением инициативы участников, но при этом с артефактами и метриками, удерживающими целостность и показывающими продвижение к цели. Так что три поросенка быстро бы построили композитный дом с личным пространством каждому и общим для всех, быстрее, чем каждый строил для себя. И, возможно. волк, увидев их совместную работу, задумался бы про изменение собственного будущего, а не тратил его на бессмысленную в этих условиях охоту. Ну а если нет — его ждала бы та же печальная судьба, что в сказке, потому что задач непременного спасания от самого себя и собственных тараканов в голове в современном мире разумные люди не ставят. Помочь в пути обычно готовы, но выбор каждый делает сам.

На этом, я закончу рассказ про ПИР Сибирь-2019, добавив еще скрайбинг части выступлений. И громадное спасибо Галине Лабковской и Лине Стрыгиной за то, что позвали выступить, организаторам #ПирСибирь Елене Ступиной и Елене Томилко и Марку Кукушкину за организацию всей замечательной серии ПИР. И всем участникам за интересные доклады, прекрасное общение, а также за вечерние и ночные песни с гитарой. И до новых встреч!

PIRS-2019-scr1.jpg PIRS-2019-scr2.jpg