Одной из популярных тем для дискуссий по управлению проектами является вопрос о том, что должен быть руководителем проекта — менеджер широкого профиля или специалист в предметной области.

Лучше всего на этот вопрос ответ дал Scrum — он разделил эти компетенции, возложив предметную компетенцию управления продуктом на Product Owner. Произошло это в условиях жесткого дефицита руководителей проектов разработки, спровоцированного появлением персоналок: компьютеры стали доступны среднему и мелкому бизнесу, но софта — не было. И, оказавшись перед лицом проблемы редкого совмещения предметных и менеджерских компетенции, отрасль нашла выход, отбросив идеализированные представления классического управления проектов, который как раз настаивает на совмещении обоих компетенций в одном человеке.

При этом сразу был сделан второй шаг: менеджерские компетенции жестко разделили на три: (1) область самоорганизации команды, (2) область помощи команде в организации со стороны Scrum Master, и (3) область менеджера следующего уровня и специализированных служб. И тем самым заблокировали микроменеджмент прямого управления. доказавший еще тогда свою неэффективность, но продолжающий до сих пор оставаться практикой во многих компаниях — не взирая на все призывы теории управления.

Если же ситуация проекта такова, что руководитель непременно должен быть один, то необходимо решать по ситуации. Следует определить область ключевого вызова проекта: есть проекты, где он находится в предметной области, или именно в управлении. И это — желаемый руководитель. Но далее надо сопоставить компетенциями кандидатов, и проверить их на предмет ключевых провалов. Предметник может быть таков, что необратимо провалит организацию проекта, и наоборот, менеджер — таков. что вдрызг разругается с предметной командой и останется без предметных специалистов. Тогда нужна более сложная конструкция из тандема специалистов.

Отмечу, что вопрос — очень старый, британская школа воспитания джентльменов еще в 19 веке утверждала, что джентльмен может руководить чем угодно, и ему не надо в этом разбираться. Оттуда этот же подход унаследовали Штаты, и программа MBA его воплощает. А вот немецкая школа утверждала, что лучший руководитель — специалист в предметной области, и германская армия и промышленность именно так обучала свои кадры, тоже с 19 века. И Российская империя, а затем СССР в значительной мере воспринял именно немецкую точку зрения.

Вынесено из моего комментария к посту на FB, где была приведена статистика и мнений, и достаточно много народа высказывало свою точку зрения.